Каждая седьмая заказанная по интернету покупка доставляется в страну из-за рубежа. Фото агентства «Москва»
Спрос на доставку товаров из-за рубежа в десятки раз превысил уровень доковидного 2019 года (по данным международного логистического оператора). Почти все заказы приходятся на Китай. В Федеральной таможенной службе сообщили «НГ», что за 10 месяцев 2021-го таможня получила от россиян примерно в 1,6 раза больше сборов за зарубежные онлайн-покупки, чем в 2020-м, – свыше 2 млрд руб. Но, как уточнили «НГ» в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), на заказы в зарубежных интернет-магазинах приходится лишь 14% общего оборота электронной коммерции в РФ, это вдвое меньше, чем в 2019-м.
Спрос на доставку посылок из-за рубежа в 2021-м в десятки раз выше, чем в доковидном 2019-м, следует из статистики логистического оператора СДЭК.
«В январ–сентябре россияне заказывали доставку из-за рубежа в 40 раз чаще, чем годом ранее, и в 31 раз чаще, чем в 2019-м, – сообщается в материалах компании. – Средний чек вырос почти вдвое относительно 2020 года и втрое относительно 2019-го. Средний вес посылок – на 28% по сравнению с прошлым годом и на 68% – по сравнению с 2019 годом».
При этом на Китай приходилось 93% заказов, на США – 4%, далее следуют Великобритания, Южная Корея, Таиланд, Турция, Германия, Узбекистан и Чехия.
В первые девять месяцев из Китая в Россию было ввезено почти в 388 раз больше посылок, чем за аналогичный период пандемийного года, и в 36 раз больше, чем за тот же период доковидного 2019-го. Количество заказов из США увеличилось в 2,4 раза по сравнению с 2020-м и примерно в 7 раз – по сравнению с 2019 годом. Число заказов из Великобритании выросло в три раза по отношению к тому же периоду 2020-го и почти в 200 раз – к аналогичному периоду 2019-го. Количество посылок из Германии выросло в 13 раз к январю–сентябрю 2020 года и в четыре раза к тому же периоду 2019-го.
По данным оператора, из США россияне чаще всего заказывают одежду, обувь и аксессуары; из Турции – тоже, но с акцентом на изделиях из кожи; из Германии – обувь, одежду, технику, товары для дома; из Таиланда – косметику, дизайнерскую одежду, украшения интерьера, бытовые мелочи и т.д.
Как сказали «НГ» в пресс-службе Федеральной таможенной службы (ФТС), «ежегодно наблюдается положительная динамика собираемости таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, ввозимых через российский участок таможенной границы Евразийского экономического союза в рамках интернет-торговли».
«Сумма таможенных платежей в отношении указанной категории товаров за 10 месяцев 2021 года выросла на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила более 2,3 млрд руб., в то время как за весь 2020 год сумма таможенных платежей в отношении посылок из-за рубежа составила 2 млрд руб., за 2019 год – 0,9 млрд руб.», – сообщили в ФТС.
Напомним, с 1 января 2020 года в РФ снижен порог для беспошлинного ввоза покупок из зарубежных интернет-магазинов с 500 до 200 евро. Покупатели должны уплачивать сбор, если стоимость покупки превышает 200 евро или ее вес более 31 кг. При этом стоимость покупок не суммируется в течение месяца. Сбор составляет 15% от суммы превышения, но не менее 2 евро за 1 кг.
Ранее, в конце 2019 года, в Минфине говорили о необходимости постепенно снизить порог беспошлинного ввоза уже до 50 евро с 1 января 2021 года и затем до 20 евро с 1 января 2022 года.
Но потом в условиях пандемии в ведомстве выступили за отсрочку этой меры. Как сообщал весной прошлого года статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов, как минимум до середины 2021 года, «а возможно, и дольше», вопрос изменения порогов рассматривать не стоит.
Первый замруководителя ФТС Руслан Давыдов пояснял в интервью «Ведомостям», что если покупать в российском магазине тот же самый телефон или ноутбук, то получится дороже, чем в зарубежном онлайн-магазине даже при уплате пошлины: «Потому что в первом случае вы платите пошлину и налог на добавленную стоимость, во втором – только15% с превышения в 200 евро». «Такого, чтобы вообще без платежа ввозились товары, практически нигде нет», – уверил он, уточнив, что снижение порога беспошлинного ввоза – общемировая тенденция.
Между тем, как сообщил «НГ» президент АКИТ Артем Соколов, называть взрывным рост продаж на трансграничном рынке сейчас было бы не совсем корректно. «Да, объемы действительно выросли за последние три месяца – по данным АКИТ, увеличились на 50–70%. Однако в первом полугодии 2021-го, а также большую часть 2020 года этот сегмент стабильно уходил в минус», – уточнил он.
«Сегодняшний рост заказов связан с восстановлением логистических цепочек, нарушенных из-за карантинных мер. То есть трансграничная торговля отыгрывает сейчас свои позиции, которые раньше потеряла», – пояснил Соколов. Но, по его данным, в 2019 году на заказы в иностранных интернет-магазинах приходился 31% от общего оборота электронной коммерции в РФ, в 2020 году – 14%, а сейчас «пока также 14%».
Хотя, отметим, возможно, доля интернет-заказов в иностранных магазинах в общем обороте электронной коммерции теперь стагнирует еще и потому, что весь объем рынка интернет-торговли в РФ на самом деле существенно увеличился за 2020 год – примерно в 1,6 раза, как сообщали ранее в АКИТ. По итогам 2021 года ассоциация ожидала более скромного, но роста рынка онлайн-торговли в РФ – еще на 8%.
И этого достаточно для того, чтобы часть экспертов указала на то, что бурный рост спроса россиян на зарубежные онлайн-покупки негативно сказывается на потребительском спросе непосредственно внутри страны.
При этом старший аналитик центра «Альпари» Анна Бодрова уточнила, что на основании статистики о покупках в зарубежных онлайн-магазинах нельзя говорить о том, что доходы граждан существенно увеличились, «так как в данном случае происходит лишь замена варианта приобретения различных товаров».
Тот, кто привык покупать товары во время отпуска, не стал изменять этой привычке и приобрел товары в иностранных интернет-магазинах, пояснил руководитель департамента компании «Универ Капитал» Андрей Верников.
«Взрывной рост количества посылок может наблюдаться в какой-то отдельной курьерской службе доставки за счет перераспределения логистических связей. В целом же взрывного роста нет, потому что реальные доходы населения топчутся на месте», – сказал также Верников.
При этом многие опрошенные эксперты уточнили, что подавляющее большинство посылок из зарубежных интернет-магазинов стоят значительно меньше установленного государством порога беспошлинного ввоза.
По экспертным оценкам, заказы в интернет-магазинах – и в зарубежных тоже – становятся способом сэкономить. «При онлайн-продажах логистические издержки ограничиваются лишь доставкой товара. Все это в конечном итоге сказывается на цене, что в условиях падения реальных располагаемых доходов населения играет немаловажную роль», – сказал аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.
«Сейчас время неопределенности и экономии – и это еще одна причина роста заказов в иностранных интернет-магазинах», – продолжил Верников. Так, по словам эксперта, если раньше многие граждане не покупали товары в Китае из-за долгой доставки (далеко не все находятся на складах в России), хотя они намного дешевле, чем в наших магазинах, «то в настоящее время россияне экономят»: люди согласны ждать дольше, лишь бы купить дешевле.
комментарии(0)