Вице-премьер Александр Новак надеется на успешность переговоров ОПЕК+ 4 ноября. Фото РИА Новости
На ближайший четверг запланирована министерская встреча Организации стран – экспортеров нефти и ее союзников, куда входит и РФ, для определения уровней добычи нефти в декабре. Большинство нефтедобывающих стран выступают за сохранение уже утвержденных планов по увеличению производства нефти. Однако в странах-потребителях много недовольных высокими нефтяными ценами. А для президента США Джозефа Байдена дорогой бензин стал уже настоящей политической проблемой. В связи с этим Вашингтон собирает коалицию против позиции Саудовской Аравии и России. Эксперты прогнозируют, что эскалация конфликта из-за цен на нефть может привести к новым санкционным угрозам.
За последний год цена барреля нефти Brent выросла на 130% – с 36 до 83 долл. И зарубежные аналитики ожидают дальнейшего роста цен на черное золото. Bank of America заявил, что предполагает, что к концу июня следующего года цена нефти марки Brent может увеличиться до 120 долл. за баррель. Повышенный спрос на бензин в сочетании с ограниченными мощностями по переработке может ускорить рост цен в 2022 году.
Глобальный энергокризис привел к резкому скачку цен на газ и уголь во всем мире, что способствовало ускоренному восстановлению нефтяных фьючерсов. В середине октября нефть марки Brent поднялась выше 86 долл. за баррель впервые за три года.
Аналитики Goldman Sachs, ожидают, что нефть марки Brent поднимется выше 90 долл. к концу года. Они полагают, что этому будет способствовать рост спроса в Азии. В этом регионе после резкого роста цен на природный газ рентабельным становится и сжигание нефти для производства электроэнергии.
Многие экономисты полагают, что росту до многолетних максимумов способствовало и восстановление спроса после пандемии, и реализация плана ОПЕК+ по постепенному ежемесячному увеличению добычи на 400 тыс. барр. в сутки. Несмотря даже на продолжающиеся призывы крупных потребителей дополнительно увеличить объемы нефти. Исследование Reuters говорит о том, что страны ОПЕК+ в октябре не выбрали всех разрешенных объемов добычи.
Еще один фактор роста котировок – увеличение китайскими нефтяными компаниями объемов нефтепереработки для предотвращения дефицита дизельного топлива. На прошлой недели Пекин заявил, что решено использовать госрезервы дизельного топлива и бензина.
Между тем текущее положение дел на нефтяном рынке явно не устраивает администрацию США. Так, президент США Джозеф Байден раскритиковал Саудовскую Аравию и Россию за неадекватную реакцию на энергетический кризис после саммита G20 в воскресенье. Он, в частности, назвал «неправильной» ситуацию, в которой «Россия, Саудовская Аравия и другие крупные производители не собираются качать больше нефти, чтобы у людей был бензин для того, чтобы добраться до работы».
Посыл президента США понятен. Стоимость бензина в Штатах поднялась до 3,7 долл. за галлон (3,78 л), что стало максимальным значением за последние семь лет. С момента начала президентства Байдена стоимость бензина выросла на 40%.
В высоких ценах на бензин ОПЕК+ обвинила и министр энергетики США Дженнифер Гранхольм. «Цены на бензин, конечно, основаны на мировом рынке нефти. Этот рынок контролируется картелем. Этот картель – ОПЕК», – заявила она в эфире телеканала NBC. Гранхольм подчеркнула: ОПЕК контролирует более 50% запасов и более 90% резервов. «Так что этот картель больше может сказать о том, что происходит (на рынке)», – отметила чиновник.
По ее мнению, топливная индустрия не может выйти из вызванного пандемией кризиса по щелчку выключателя. А текущий рост цен показывает необходимость для США диверсифицировать поставки топлива. Гранхольм также указала, что США считают освобождение от стратегических запасов нефти страны одним из «инструментов», которые они могли бы использовать для снижения цен.
Примечательно, что США в настоящее время не могут наращивать добычу нефти, несмотря на рост мировых цен. В том числе и потому, что добываемая в США «легкая» сланцевая нефть не подходит для переработки на большей части нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) в США, что вынуждает искать дополнительные объемы тяжелой нефти, в том числе и в России.
Агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники передает, что Штаты уже собрали сильнейшую за несколько лет коалицию, чтобы надавить на ОПЕК+ и вынудить картель из 23 стран дополнительно увеличить добычу нефти. Сообщается, что крупнейшие потребители нефти, включая Китай, Японию и Индию, за закрытыми дверями ведут дипломатическую кампанию на фоне разгона энергетической инфляции, из-за которой центробанкам приходится отказываться от стимулов и политики нулевых ставок. СМИ пишет, что Япония, четвертый по величине потребитель нефти в мире, сделала редкий шаг, присоединившись к этим призывам в конце октября. Индия, третий по величине потребитель, также запросила больше поставок. Китай, по словам дипломатов, молчит на публике, но громко говорит в частном порядке.
«Мы оказались в энергетическом кризисе, – заявил на этой неделе американский дипломат в области энергетики Амос Хохштейн. – Производители должны обеспечить сбалансированность рынков нефти и газа».
США также ведут переговоры с другими странами – потребителями энергии о том, как надавить на ОПЕК+, чтобы справиться с текущим кризисом поставок, сообщил Bloomberg высокопоставленный американский чиновник. По его словам, обсуждается пакет ответных мер на случай, если картель с участием Саудовской Аравии и России не предпримет никаких действий на ближайшем заседании 4 ноября.
Увеличение добычи поддерживают не все. Все больше стран – участниц ОПЕК+ высказываются против увеличения темпов роста нефтедобычи. В понедельник с таким заявлением выступили власти Кувейта, посчитавшие, что картелю стоит придерживаться плана по постепенному наращиванию добычи, поскольку нефтяные рынки хорошо сбалансированы. Придерживаться ранее обговоренных темпов (то есть ежемесячного увеличения производства на 400 тыс. барр. в сутки) призывали и другие ключевые участники ОПЕК+, включая Ирак, Алжир, Анголу и Нигерию.
Вице-премьер РФ Александр Новак ранее сообщал, что на встрече 4 ноября страны обсудят текущую ситуацию на рынке нефти. «Пока исходим из того, что график (восстановления добычи нефти. – «НГ»), который подписан, должен соблюдаться», – отмечал он.
По мнению экспертов «НГ», конфликт между США и ОПЕК+ возможен только по итогам заседания 4 ноября, если не будет принято решение об увеличении добычи нефти. «Но ОПЕК+ также выгодно наращивать добычу, если это не приведет к снижению стоимости нефти. Причина, почему во время пандемии резко снизили добычу, заключалась именно в том, чтобы из-за переизбытка предложения не обрушились цены на нефть. Сейчас ситуация иная, наблюдается повышенный спрос. Это значит, что у ОПЕК+ нет никаких причин оставлять добычу на текущем уровне», – отмечает исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал» Артем Тузов.
Что же касается возможностей по влиянию на участников ОПЕК+ в вопросе повышения объемов добычи нефти, то тут открыт широкий простор для вариантов, считает эксперт. «Часть участников ОПЕК+, такие как Россия, Иран и Венесуэла, находятся под санкциями США и иных стран. В том числе нефтедобытчики из России не имеют возможности работать с иностранными компаниями или закупать иностранное оборудование. Отмена санкций положительно повлияет на рост их добычи и на позицию по увеличению добычи нефти ОПЕК+», – рассуждает он.
Конфликта ОПЕК+ и США в ближайшее время на повестке дня не будет, прогнозирует начальник управления «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин. «Пока каких-то рычагов воздействия на ОПЕК+ не наблюдается. Сделке ОПЕК+ более двух лет, и пока ничего подобного не было», – напоминает он. Аналитик также обращает внимание на тот факт, что в самих Штатах добыча не растет и восстанавливается крайне медленно. «Возможно, им стоило бы задуматься о каких-либо регуляторных методах стимулирования внутреннего производства, если уж возникла такая ситуация с перекосом спроса и предложения», – рассуждает он.
«Зеленая повестка в США и явное снижение стимулов для добычи энергоресурсов привели к тому, что Америка добывает 11,3 млн барр. в сутки против пиковых 13,3 млн. Россия и Саудовская Аравия получают сейчас объемы меньше максимальных, но в целом снижение добычи равномерно распределяется между этими блоками. Штаты, пропагандирующие рыночную экономику, вполне могут вернуть поддержку отрасли нефти и газодобычи», – добавляет ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Если бы текущая ситуация с нефтяными ценами была по-настоящему критична для американских политиков, то они могли бы уже давно найти компромисс с Ираном и снять с него нефтяное эмбарго. Карпунин считает, что «поставки из этой страны помогли бы сбалансировать нефтяной рынок и оказать давление на цены».
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев также сомневается, что давление стран-портебителей будет эффективным. «Саудовская Аравия была и остается одним из главных союзников США на Ближнем Востоке – любое давление может быть негативно воспринято руководством, что привело бы к политическим последствиям», – подчеркивает он.
«РФ сейчас занимает второе место в качестве экспортера на рынок нефти в США, американские НПЗ заинтересованы в российском сорте нефти Urals после введенного Белым домом эмбарго против Венесуэлы», – указывает Деев.
«Конфликт между США и ОПЕК+ по поводу снижения цен может развиваться преимущественно в одном направлении – неудачном для США», - говорит замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова.
«Сам факт давления США на потребителей нефти (или обещания им каких-либо преференций) говорит о том, что давить на производителей у них не получается. Но и на потребителей, похоже, давить тоже не слишком выходит», – говорит эксперт. Она также сомневается в возможности эффективного воздействия США на нефтяной рынок. «У США есть только один способ давления – это санкции. Но на нефтяном рынке они не работают, так как США, допустим, могут отказаться от поставок нефти из каких-либо стран, но другие потребители с этим не согласятся и будут по-прежнему приобретать нефть, только полулегально», – рассуждает эксперт.
«У США в арсенале есть три основных инструмента: первый – это продажи нефти из государственного резерва, второй – это принятие антикартельного закона «NOPEC», который может распространиться и на ОПЕК+, и третий, традиционный – это санкции», – перечисляет старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман.
«США и другие страны в качестве ответной меры на отсутствие реакции со стороны ОПЕК+ на призыв увеличить добычу могут прибегнуть к распродаже нефти из своих стратегических резервов», - не исключает аналитик «ФИНАМ» Анна Зайцева.
Шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев сомневается в наличии у Вашингтона эффективного способа воздействия на Россию. «Основное сопротивление по вопросу прибавки добычи исходит со стороны руководства саудитов и некоторых других арабских стран, которые полагают, что более длительные ограничения добычи помогут нефти взлететь в цене повыше. Именно на них и будут воздействовать представители стран-импортеров», - уверен он.
Политическое давление бесполезно, если у производителей не хватает свободных мощностей добычи, напоминает главный аналитик «Открытие Инвестиции» Алексей Кокин. «Ключевой вопрос – способны ли страны ОПЕК+ быстро нарастить добычу до уровней 2019 года? Думаю, что немногие участники соглашения могут это сделать. При этом РФ, как показывает опыт, снижает и наращивает добычу довольно медленно, что обусловлено особенностями российских месторождений. Поэтому даже в гипотетическом сценарии от российских компаний нельзя ожидать быстрого роста добычи. Вероятно, это займет месяцы, как и предусмотрено действующим соглашением ОПЕК+», - рассказывает он.
комментарии(0)