Почти половину семейного бюджета россияне тратят сейчас на еду и товары первой необходимости. Фото агентства «Москва»
Восстановление российской экономики схлопывается из-за новых волн пандемии, высокой инфляции, ужесточения политики Центробанка (ЦБ). Этот снежный ком порождает в обществе все больше тревог, влияющих на потребительское поведение. По опросам фонда «Общественное мнение» (ФОМ), сейчас доминируют две тревоги – новая волна заражений и рост цен. Инфляционные ожидания, которые ФОМ измеряет по заказу ЦБ, достигли максимума с конца 2016-го. Холдинг «Ромир» при этом сообщил: более 44% расходов россиян уходит сейчас на еду и товары первой необходимости, на остальном – экономят. А составители Национального индекса тревожностей, изучив новости и соцсети, выявили, что в третьем квартале среди доминирующих фобий россиян оказалась «обязательная вакцинация».
Если говорить про общество в целом, то в октябре две основные тревоги россиян – очередная, набирающая силу волна ковида и рост цен. Об этом сообщила «НГ» директор проектов фонда «Общественное мнение» Людмила Преснякова.
Так, инфляционные ожидания, измеряемые ФОМом по заказу ЦБ, в октябре снова выросли, их медианное значение составило 13,6% годовых. «Это максимум с конца 2016 года, – пояснила Преснякова. – Соответственно ухудшились потребительские настроения: индекс потребительских настроений упал на 5 единиц до 88 пунктов».
В материалах ведомства Эльвиры Набиуллиной также отмечается, что наблюдаемая населением инфляция в октябре тоже выросла: ее медианная оценка составила 16,3% (медиана предполагает, что ровно половина респондентов назвала значения выше указанного уровня, половина – ниже).
При этом рассчитываемый ФОМом индекс оценок населением масштаба эпидемии достиг 85 пунктов из 100 – это выше показателей третьей волны в июле (79 пунктов) и на уровне второй волны (84 пункта в ноябре 2020 года). «То есть тревожность по поводу ковида – на максимумах», – пояснила Преснякова. И это, как уточнила социолог, обычно влечет за собой рост тревожности по поводу работы: усугубляются опасения потери работы и снижения зарплаты.
Эти факторы сказываются на потребительском и сберегательном поведении граждан, но само их влияние не столь однозначное. «По экономической теории, в ситуации неопределенности рациональный экономический агент начинает сдерживать потребление и увеличивать сбережения, чтобы иметь подушку безопасности на случай непредвиденных обстоятельств. Однако в ситуации полуторагодовой пандемии и на фоне инфляции рациональность у людей меняется, – отметила Преснякова. – Потребление – в начале пандемии особенно, но и дальше тоже – сдерживалось внешними факторами: локдаунами и т.д. И сформировался своего рода потребительский голод – не у всех, но у заметной части населения».
«То есть люди хотят тратить деньги активнее (те, у кого они есть), в том числе чтобы замещать привычные, но недоступные траты типа путешествий или тех же ресторанов», – пояснила эксперт. Одновременно с этим инфляция не останавливается, что обессмысливает саму идею сбережений: зачем сберегать средства, если завтра на них не купишь то, что можно было купить сегодня.
«При этом тот же самый рост цен для другой части населения – у которой денег мало, – наоборот, ограничивает потребление, особенно дорогих и крупных вещей. Этой категории населения перестает хватать средств на повседневные расходы», – продолжила Преснякова.
Как сообщил во вторник исследовательский холдинг «Ромир», в сентябре более 44% расходов россиян уходили на еду и товары первой необходимости: бытовую химию, предметы гигиены и т.д. В сентябре пандемийного 2020-го доля этих расходов была выше – более 45%. Но в сентябре доковидного 2019-го эта доля была заметно ниже, тогда она составляла около 40%.
«Люди стали сокращать расходы на другие категории товаров. Большинство россиян экономят на одежде и обуви, косметике и бытовой технике, отдавая предпочтение товарам первой необходимости», – пояснила исполнительный директор «Ромира» и MILE Group Инна Караева.
Если же говорить о «поведении» граждан на рынке труда, то в этом случае на фоне страхов ковида, как сообщила Преснякова, основная стратегия – удержаться на своем рабочем месте: в сентябре 40% работников боялись потерять работу, это высокий показатель, хотя он и ниже, чем было в самом начале пандемии, когда он достигал 56%. Теперь, в октябре, по прогнозу Пресняковой, показатель вырастет.
О тревогах и даже фобиях граждан можно также судить по Национальному индексу тревожностей, который выпускается КРОС. Судя по обнародованным данным, в третьем квартале 2021-го доминирующими фобиями россиян стали «новая волна коронавируса», «обязательная вакцинация», «рост жестоких преступлений».
При этом «обязательная вакцинация» в списке главных фобий второй квартал подряд. Так, во втором квартале этого года упоминались «третья волна коронавируса», «обязательная вакцинация» и «погодные аномалии». А в первом квартале в число доминирующих фобий попали «рост цен на продукты», «действия полиции и судебных органов», «давление государства на соцсети».
Директор по аналитике КРОС Андрей Лебедев пояснил «НГ», что в данном случае это не результаты опросов: «Мы измеряем выражение тревожности или обеспокоенности по той или иной теме по СМИ и соцсетям, а затем сравниваем их». Так, отдельно высчитывается индекс приживаемости, который показывает, насколько глубоко та или иная фобия развилась в соцмедиа в сравнении со СМИ.
«В индексе тревожности мы оперируем конкретной медийной и немедийной новостной повесткой, при этом мы избегаем работы с фобиями, которые фиксируют классические социологические исследования: сюда входит вопрос благосостояния, например», – пояснил также директор по медиапроектам КРОС Петр Кирьян. «Мы фиксируем, что вопрос профилактики коронавируса сегодня стоит впереди последствий пандемии», – добавил он.
«Мы измеряем тревожности граждан, вызванные конкретными событиями и информационными поводами. Что касается падения доходов и безработицы, то тревожности в связи с ними могут попасть в наш индекс в том случае, если по ним будет не фоновая напряженность, а какие-то события, значительно актуализирующие их для медиа», – пояснил также Лебедев. В частности, инфляция попадает в перечень фобий, когда на эту тему активно высказываются представители федеральной власти, и проблема муссируется в новостной повестке.Пока тема растущих цен продолжает оставаться в фокусе внимания как СМИ, так и пользователей соцмедиа, участвующих в дискуссиях по актуальным проблемам. По прогнозу Кирьяна, можно ожидать, что в индексе четвертого квартала скорее всего найдет свое отражение новый «мягкий локдаун».
комментарии(0)