0
5481
Газета Экономика Печатная версия

25.10.2021 19:53:00

Минфин не потянет и советских вкладчиков, и пенсионеров

Если учесть все обязательства государства, то бюджет России просто не выдержит

Тэги: закон, возмещение, советские вклады, отсрочка, расходы, минфин, накопительная пенсия, замороженные накопления


закон, возмещение, советские вклады, отсрочка, расходы, минфин, накопительная пенсия, замороженные накопления Глава Минфина Антон Силуанов сократит в новом бюджете расходы даже на мизерные «компенсации» по дореформенным вкладам. Фото с сайта Государственной думы РФ

Во вторник Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, продлевающий еще на год – до 2025-го – «временный» отказ государства выплачивать населению полноценное возмещение по сгоревшим советским вкладам. Отсрочка продлевается десятилетиями. Причина – нет финансового источника. В 2022-м на эти цели понадобилось бы почти 50 трлн руб. Минфин же еще недавно был готов ежегодно выделять на «компенсацию» в 9–10 тыс. раз меньше. И даже эту сумму теперь урежут. В четверг Госдума рассмотрит в первом чтении проект бюджета. Ежегодные расходы на эту «компенсацию» в нем будут сокращены с 5,5 млрд до менее чем 3 млрд руб. Есть еще примеры, когда россиянам отменяют обещанные ранее блага, их можно найти в пенсионной сфере.

Несмотря на все социальные достижения последних лет в виде поддержки уязвимых групп граждан, правительство РФ готово выполнять далеко не все взятые перед населением обязательства. В этом случае на помощь призывается Госдума для того, чтобы законодательно оформить очередную отсрочку обещанных выплат или скорректировать формулировки.

Самый яркий пример – отсрочка полноценной компенсации сгоревших советских вкладов. Во вторник Госдума должна рассмотреть в первом чтении соответствующий законопроект, продлевающий эту отсрочку еще на год – теперь до 2025-го.

Речь идет о приостановке действия принятого в 1999 году закона «О базовой стоимости необходимого социального набора». Как напоминают авторы инициативы, по закону от 1995 года «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан, помещенных на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года, на вклады в организации государственного страхования РФ по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 года, в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР, размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года.

Восстановление сбережений предусмотрено осуществлять путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ с использованием долгового рубля, который учтет изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора. «Базовая стоимость необходимого социального набора установлена… в сумме 464 руб. СССР», – отмечается в пояснительной записке.

Авторы законодательный инициативы продолжают: «Федеральные законы, предусматривающие перевод вкладов в целевые долговые обязательства РФ и порядок их обслуживания, не приняты».

При этом, по оценкам правительства, при переводе всех гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства РФ объем средств, необходимый на их погашение, в 2022 году составит 49,7 трлн руб., в 2023-м – 51,8 трлн руб., в 2024-м – 53,9 трлн руб. И в том числе «в связи с отсутствием источников финансового обеспечения» полноценные выплаты ежегодно приостанавливаются начиная с 2003-го.

В заключении комитета ГД по финансовому рынку на законопроект указано, что суммарно гарантированные сбережения граждан в ценах 1991 года составляют 345,5 млрд руб.

К доводам Минфина комитет добавил также такой аргумент, как «сложность администрирования процедуры принятия решения о наличии права конкретного гражданина на получение выплат в рамках указанных долговых обязательств РФ».

Комитет по финрынку считает возможным рекомендовать к принятию в первом чтении законопроект об очередной отсрочке, но также он считает целесообразным повторно рекомендовать правительству разработать и внести в Думу проект закона, регулирующего вопрос исполнения обязательств РФ по сбережениям граждан.

Обратили в комитете внимание и на то, что в стране с 1996 года осуществляются так называемые компенсационные выплаты по сбережениям граждан в Сбербанке и с 2001 года по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования.

Действительно, компенсации гражданам предоставляются в трех- или двукратном размере остатка вкладов по состоянию на 20 июня 1991года, но исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году и с учетом коэффициентов в зависимости от сроков вклада. В методичках для таких погоревших вкладчиков и их наследников можно найти расчеты для разных ситуаций, из которых видно, что 2 тыс. советских рублей могут сейчас превратиться в лучшем случае в 6 тыс. сегодняшних рублей.

Последние несколько лет Минфин закладывает в бюджет на эти «компенсации» ежегодные расходы в размере 5,5 млрд руб. Теперь даже эта сумма ведомством Антона Силуанова будет сокращена. Проект бюджета на следующую трехлетку предполагает, что в 2022-м на эти цели федеральная казна направит чуть меньше 3 млрд руб., в 2023-м – 2,8 млрд руб., в 2024-м – около 2,7 млрд руб.

В пояснительной записке к проекту нового бюджета сообщается: «Уменьшение параметров финансового обеспечения в части осуществления компенсационных выплат по сбережениям граждан осуществлено с учетом экспертного прогноза исходя из фактических выплат в предыдущие периоды с учетом динамики обращений граждан».

Как следует из пояснений для «НГ» финансового омбудсмена Ассоциации российских банков Павла Медведева, в течение многих лет он сталкивался с необходимостью отвечать гражданам, требовавшим полноценной компенсации по советским вкладам. Ему приходилось объяснять, что даже если бы государство и изыскало такие средства, то их выплата тут же привела бы к инфляционному взрыву.

«Люди получат деньги, против которых они не произвели ни товаров, ни услуг. Инфляция рванет вверх. Обесценятся не только розданные компенсационные деньги, но и накопления, сделанные согражданами за последние четверть века», – сказал он. И тогда на новом витке снова понадобится выплачивать компенсации.

По его словам, объяснять это было больно, так как люди «просили хлеба, а не объяснений». «Сейчас я получаю тысячи жалоб и просьб за год, но ни одной жалобы на отсутствие компенсаций, ни одной просьбы их выплатить. Эта боль ушла вместе с большинством людей, которые ее испытывали», – сказал Павел Медведев.

По оценкам руководителя департамента компании «Универ Капитал» Андрея Верникова, средний возраст вкладчиков СССР составляет 65–70 лет. Так что можно предположить вполне естественную причину, почему за теми компенсациями, которые готов предоставить бюджет, обращается все меньше граждан.

Учитывая, что последний советский вклад был внесен около 30 лет назад, возраст вкладчиков составляет не менее 50 лет, говорит управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. Между тем, как он уточнил, «даже по прошествии времени эти обязательства никуда не деваются и передаются по наследству новым поколениям граждан».

Но, уточним, возможно, наследники считают, что эти скромные выплаты от государства не стоят потраченного времени.

Сумма полноценной компенсации – около 50 трлн руб., – конечно, выглядит неподъемной. Это примерно равноценно доходам бюджета за два года, привел пример Верников. Другой пример: как ранее сообщил президент Владимир Путин, за ближайшие три года на социальную поддержку бюджетная система направит 41,5 трлн руб., речь идет прежде всего о поддержке семей с детьми, людей старших поколений.

Еще пример: 50 трлн руб. – это сейчас примерно 720 млрд долл. «У нашей страны на конец сентября был рекордный уровень золотовалютных резервов в размере 620 млрд долл. Но даже этих запасов не хватит, чтобы выплатить всю сумму», – говорит партнер Anderida Financial Group Сергей Макаров.

«Даже если приостановить все действующие государственные выплаты разным категориям граждан, сумма задолженности по советским вкладам все равно не сможет быть погашена в полном объеме», – полагает Гавришев.

«Для справки: когда в Госдуму приходят инициативы по новым социальным выплатам даже до 200 млрд руб., начинаются жаркие дебаты, что эти социальные выплаты разгонят инфляцию, и инициативы не проходят», – обратил внимание Верников. Не говоря уже о том, что возникает вопрос и об источниках финансирования.

«Считаю, что несмотря на отсутствие достаточного количества денежных средств в бюджете, разработка альтернативных программ погашения задолженностей перед гражданами в виде предоставления в собственность недвижимого и иного имущества помогла бы», – говорит Гавришев.

Из комментария Павла Медведева, однако, следует, что сложно обещать какое-либо имущество в силу как раз его дефицитности. «Если выплачивать иным способом, встает вопрос – на кого ляжет нагрузка? Можно было бы, например, сделать это в форме налоговых вычетов, но и здесь цена участия государства может быть слишком велика для бюджета», – считает Макаров.

При этом в российской практике уже есть аналогичные примеры приостановки выполнения обещанных ранее обязательств или же изменений в формулировках, из которых следует, что те или иные обязательства государство теперь выполняет уже не перед всеми гражданами, а перед их определенной частью. Такие примеры есть в пенсионной сфере.

Депутаты сразу же указали на заморозку обязательной накопительной части пенсии и отмену индексации пенсий работающим пенсионерам. «Обе меры преподносились как временные, – сказал «НГ» лидер фракции «Справедливая Россия – За правду» в Госдуме Сергей Миронов. – По поводу индексации я дважды лично обращался к президенту, и он оба раза поддержал нашу позицию: индексацию пенсии работающим пенсионерам надо возобновить. Но правительство до сих пор не представило никакого решения на этот счет, хотя мы ждем уже год».

Что же касается замороженной обязательной накопительной части пенсии, то, как следует из комментария депутата, за последние семь лет инфляция съела больше половины этих замороженных накоплений. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
2057
Брюссель берет курс на милитаризацию

Брюссель берет курс на милитаризацию

Юрий Паниев

Фонд сплочения ЕС переориентируют на военные расходы

0
2612
Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Местную власть встраивают в вертикаль по факту, чтобы потом зафиксировать это законом

0
2240
Приоритеты Госдумы определили избиратели и президент

Приоритеты Госдумы определили избиратели и президент

Иван Родин

В законе о приеме в школы детей мигрантов свяжут защиту семейных ценностей и борьбу с нелегалами

0
1939

Другие новости