Министр энергетики Саудовской Аравии Абдулазиз бин Сальман предлагает отказаться от плана нулевых инвестиций в разработку месторождений. Фото Reuters
Чтобы достичь углеродной нейтральности, нефтяные страны должны немедленно остановить инвестиции в разработку новых месторождений углеводородов, требуют экологи. Это отвечает новым стандартам экологического инвестирования (ESG). Саудовская Аравия призвала нефтяные страны солидарно выступить против снижения инвестиций в разработку новых месторождений на переговорах по климату, которые начнутся 31 октября в Шотландии. РФ, по мнению экспертов, должна поддержать эту инициативу.
Призывы к сокращению инвестиций в разработку новых месторождений нефти и природного газа, одобренные на саммите ООН по климату могут привести к росту цен и увеличению разрыва между богатыми и бедными странами, считают саудовцы.
Для защиты от этих угроз Саудовская Аравия призывает выступить против снижения инвестиций в ископаемое топливо во избежание роста цен на него, сообщает агентство Dow Jones.
Международное энергетическое агентство (МЭА) в мае заявило, что правительства и компании должны немедленно прекратить инвестиции в разработку новых месторождений нефти и газа, если мир хочет достичь чистого нуля углеродной эмиссии к 2050 году.
Ответственный за подготовку Великобритании к конференции ООН по климату Алок Шарма, председательствующий на Всемирном климатическом форуме в Глазго, заявил, что планирует использовать цель МЭА по нулевым выбросам в качестве шаблона для переговоров. Представитель конференции ООН по изменению климата, чьи слова приводит Dow Jones, сказал, что Шарма «ясно дал понять, что всем странам необходимо ускорить темпы сокращения выбросов и защиты людей и природу от наихудших последствий изменения климата».
Министр энергетики СА принц Абдулазиз бин Сальман и посланник СА на саммите в Глазго Халид Абулейф попросили производителей нефти, включая Нигерию, Кувейт и Оман, отказаться от инвестиционной рекомендации МЭА. Саудовский принц говорит, что такая жесткая цель, как нулевые инвестиции в разработку новых месторождений нефти и газа, приведет к сокращению предложения раньше, чем мировой спрос на углеводороды начнет значительно снижаться, и это приведет к росту нефтяных цен. Запрет на инвестиции несправедлив по отношению к экономикам стран, которые чрезмерно зависят от импорта или экспорта нефти и газа, считают эксперты.
Поднимающаяся волна ESG-инвестирования в мировую энергетику может привести к более высоким ценам на нефть. Под ESG-инвестированием обычно понимается форма социально ответственного вложения средств, когда инвестиционные решения принимаются на основании вклада компании в развитие общества, заботу об окружающей среде, поддержку социальной справедливости.
Ряд экспертов указывают, что чрезмерное увлечение ESG грозит неожиданными последствиями. Так, в Saxo Bank считают, что ESG и зеленая трансформация – крупнейший политический просчет в истории, последствиями которого будут инфляция и другие финансовые проблемы. Чрезмерная ориентация компаний на принципы ESG-инвестирования в результате ведет к значительному увеличению издержек. Курс стран мира на сокращение выбросов и декарбонизацию в итоге затормозит рост предложения, что приведет к подъему цен на сырьевые товары и запустит начало десятилетия сырьевого суперцикла, предупреждают в Saxo Bank. Текущие технологии не позволяют увеличить объемы выработки солнечной и ветровой энергии с учетом нестабильности этих источников.
Аналитики JPMorgan предупреждали о начале «суперцикла роста сырьевых рынков» в начале года. Одной из причин роста цен станет борьба с изменением климата, которая может привести к ограничению добычи нефти и повысить спрос на металлы.
Инвестиции в добычу нефти в прошлом году упали до 330 млрд долл., подсчитали аналитики Wood Mackenzie. Для сравнения: это меньше половины от того, что было вложено в нефтедобычу в 2014 году, когда цена на нефть марки Brent значительно превышала 100 долл. за баррель. Но меньшие инвестиции означают снижение добычи в будущем. «Это хорошо с точки зрения энергетического перехода, но не с точки зрения спроса на нефть. И это долгосрочная проблема», – считают аналитики.
Между тем нефтяные компании уже снижают свои вложения в добычу. По данным банка Evercore ISI, в этом году американские нефтяные компании сократили расходы примерно до 55,8 млрд долл. по сравнению с 60,8 млрд в прошлом году и 108 млрд долл. в 2019 году.
В прошлом году нефтяная индустрия потеряла – то есть не смогла заменить новыми открытиями – около 15% своих запасов. А разведанные запасы могут быть исчерпаны в течение 15 лет. Но к этому времени мир еще не сможет отказаться от нефти. Ведь для большой части населения ископаемое топливо – единственно доступный источник энергии.
Между тем мода на ESG-проекты в мире обостряется, что уже стало серьезной проблемой для добывающих компаний. Так, ExxonMobil под давлением лобби ESG может отказаться от двух крупных газовых проектов. Первый – по добыче голубого топлива в Мозамбике на 30 млрд долл., второй – во Вьетнаме, который мог бы принести этой стране доход в 20 млрд долл. В качестве причины отказа от инвестиций был приведен аргумент, что «годовые прогнозируемые выбросы от проектов в Мозамбике и Вьетнаме являются одними из самых высоких в запланированном корпорацией портфеле нефтегазовых проектов».
В то же время некоторые хедж-фонды, пользуясь ситуацией на энергорынках, уже получили большую отдачу от вложений в «грязные» активы. Как пишет Financial Times, те активы, которые другие фонды и компании сбросили в погоне за целями по ESG, некоторые фонды, наоборот, подобрали. В результате несколько фондов, сознательно «подбирающих» такие активы, с начала года показывают рост стоимости портфеля даже не на десятки процентов, а в разы. FT приводит пример североамериканского Bison Interests с долями в канадской Baytex Energy и SandRidge Energy из США (+377%). А основные нефтегазовые вложения лондонской Odey Asset Management подорожали больше чем на 40%.
Призыв Саудовской Аравии к созданию коалиции за сохранение инвестиций обоснован, считают эксперты «НГ». «Давление на нефтегазовые компании скажется уже в самое ближайшее время», – говорит управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин. По его мнению, нельзя снижать инвестиции в новые проекты до того, как будет найден реалистичный план по переходу на чистую энергетику.
Политика мировых держав в области сокращения выбросов привела к тому, что инвестиции в разработку нефтяных месторождений сокращаются, продолжает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «В прошлом году резкое падение спроса привело к тому, что стратегические проекты многих стран в области разработки нефти были снижены в два раза. Банки и инвесткомпании крайне неохотно выделяют средства на разработку месторождений нефти, что в перспективе приведет уже в следующем году к резкому снижению производства и, как следствие, к росту цен», – прогнозирует эксперт.
Кроме того, развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) требует серьезного увеличения объема потребления ископаемых ресурсов. «Ни солнечные панели, ни ветряки, ни электромобили невозможно производить в глобальном масштабе без использования нефти, причем в гораздо больших количествах, чем сейчас», – подчеркивает Деев.
Появление организации, которая будет искать баланс между стремлением стран к ВИЭ и нефтяным рынком, давно назревало. «Для стран-производителей это будет позитивным моментом, так как удастся сохранить необходимые нормы инвестирования в нефтяные проекты. И цены на сырье при таком регулировании удастся удержать в разумных рамках, не допуская таких же проблем, как сейчас с газом и углем», – считает он.
Россия, по мнению Деева, должна быть заинтересована в появлении такой коалиции. «Инвестиции в проекты по разработке новых месторождений в нашей стране сократились на 50–80% в отдельных компаниях, а это означает в ближайшей перспективе потерю доли рынка и снижение экспортных доходов», – подчеркивает аналитик.
Призыв Саудовской Аравии логичный и своевременный, соглашается экономист Андрей Лобода.
комментарии(0)