0
5028
Газета Экономика Печатная версия

21.10.2021 20:45:00

Регионы из черного списка правительства скрывают доходы

Счетная палата указала бедным субъектам на внутренние резервы финансирования

Тэги: регионы, соцпрограммы, финансирование, внутренние резервы, минфин, счетная палата, стимулы


регионы, соцпрограммы, финансирование, внутренние резервы, минфин, счетная палата, стимулы Аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин придумал, как собрать дополнительные налоги в деградирующих регионах. Фото с сайта www.duma.gov.ru

Счетная палата (СП) подсказала Минфину, как отвечать на жалобы регионов о нехватке денег для финансирования социальных программ. Местные администрации должны стимулировать выход граждан из тени и регистрацию новых самозанятых. Можно также увеличить сбор налогов на имущество компаний и на землю.

В четверг Счетная палата «предложила меры по раскрытию налогового потенциала российских регионов». В переводе на более понятный язык аудиторы Алексея Кудрина составили список категорий предприятий и граждан, с которых нужно собирать больше налогов. Свои предложения СП сформулировала по результатам проверки 12 регионов, половина из которых находится в черном списке депрессивных и для которых федеральные власти назначили персональных шефствующих министров (см. «НГ» от 20.10.21).

Осенью этого года Счетная палата провела специальное обследование уровня собираемости налогов и применения налогов послаблений. Под проверку аудиторов попали Республика Ингушетия, Кировская и Псковская области, Республика Марий Эл, Тамбовская область, Республика Алтай, Кабардино-Балкария, Карелия и Крым.

В СП считают, что налоговый потенциал российских регионов используется не в полном объеме, а их доходы можно увеличить за счет налога на имущество компаний, работы с сектором неформальной занятости и снижения уровня безработицы, сообщил аудитор Андрей Батуркин. В качестве резерва, который можно задействовать для увеличения налоговых доходов, указывается налог на имущество организаций. Ставка по нему для юрлиц должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости по всем объектам имущества, а не выборочно. Ведомство Алексея Кудрина предлагает уравнять условия определения налоговой базы на недвижимость для организаций и физических лиц, имея в виду в первую очередь индивидуальных предпринимателей. Сейчас из-за «нарушения принципа справедливого налогообложения» потери 12 регионов достигли 4,2 млрд руб., а всего по стране – порядка 192,3 млрд., посчитал Батуркин

Еще одним источником доходов может стать привлечение к налогообложению участников долевой собственности на земельные участки, доля которых выражена в гектарах или так называемых балло-гектарах. Речь о проблеме, возникшей во время сельхозреформы, когда земли делились между колхозниками. В Алтайском крае, например, около 300 тыс. земельных долей, большая часть которых передана в аренду сельхозтоваропроизводителям. Примерно одна треть владельцев долей не могут заплатить налог, потому что земля у них оценена в балло-гектарах. «Из-за того что в действующих нормативных правовых актах этот вопрос не решен, сумма выпадающих доходов в целом по РФ составляет 576,7 млн руб. ежегодно», – пишет аудитор.

СП считает, что есть резервы и по улучшению взаимодействия госорганов (ФНС и Росреестра) по налоговому администрированию. «В 2020 году верификацию данных провели 8 из 12 субъектов. По ее итогам в двух регионах были поставлены на учет около 2 тыс. земельных участков с общей кадастровой стоимостью 2,84 млрд руб.», – отметило ведомство.

Счетная палата призывает активнее поработать и с выявлением самозанятых. По ее данным, в 2018–2019 годы уровень безработицы в подавляющем большинстве изученных субъектов оказался в 1,7–5,7 раза выше, чем в среднем по России, а на самозанятых у отстающих регионов приходится всего 1,1–13,7% от общего количества хозяйствующих субъектов, тогда как в среднем по России на конец 2020 года их 18,8%.

На запрос «НГ» не сократятся ли дотации депрессивным регионам если они изыщут резервы и по совету СП найдут у себя «под ногами» недостающие миллиарды, в пресс-службе Минфина России ответили, что «методика предоставления дотации на выравнивание содержит механизмы стимулирования регионов к росту налогового потенциала, которые позволяют избежать резкого снижения указанных дотаций. Кроме того, в соответствии с Бюджетным кодексом утвержденные законом о федеральном бюджете объемы дотаций региону не подлежат уменьшению».

Налоговые доходы консолидированных бюджетов 12 субъектов составляли в 2018 году 218,8 млрд руб., в 2019 году – 233,8 млрд, в 2020 году – 233,5 млрд. Основными источниками доходов бюджетов в 2018–2020 годах являлись налог на доходы физических лиц (средняя доля в поступлениях 51,6%), налог на прибыль организаций (19,2%) и имущественные налоги (15%).

А объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности 12 регионов составлял в 2018 году 117,6 млрд руб., в 2019 году – 126,5 млрд, в 2020 году – 133,4 млрд., посчитали в СП. При этом, по данным Федерального казначейства, в этих регионах доля налоговых поступлений в общей доходной базе варьируется от 16 до 55,7 %, а по РФ эти цифры составляли 76,1, 74,8 и 67,5% в 2018, 2019 и 2020 годах соответственно.

Аудиторы отмечают, что из-за введения с 2012 года института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) половина из 12 регионов выиграла, но некоторые понесли колоссальные потери, больше всех – Карелия: в 2018 году – 3,8 млрд руб., в 2019 и 2020 годах – 5,9 млрд руб. Урон бюджетам нанесло и решение федерального центра забрать у регионов доходы от налогов на движимое имущество организаций, которые составляли за 2019 год порядка 3,8 млрд руб., в отдельных регионах – более 20% от поступлений налога на имущество организаций. Компенсация в виде увеличения акцизов на алкогольную продукцию не помогла. В целом изменение бюджетного законодательства и федерального законодательства о налогах и сборах в 2018–2020 годах повлекло снижение поступлений в доход 12 консолидированных бюджетов на 8,2 млрд руб. в 2018 году (за исключением Курганской и Псковской областей), в 2019 году – на 13,5 млрд и в 2020 году – на 11,5 млрд (опять же за исключением Курганской и Псковской областей).

Проблемы, озвученные аудитором по итогам экспертно-аналитического мероприятия, являются как общими для всей Российской Федерации (например, привлечение к налогообложению участников долевой собственности на земельные участки, доля которых выражена в гектарах или так называемых балло-гектарах, выравнивание условий определения налоговой базы по налогу на имущество организаций), так и специфическими – присущими отдельному региону (например, несвоевременная государственная кадастровая оценка), пояснили «НГ» в СП. Там отметили, что по итогам мероприятия предложили ряд мер, которые могли бы оказать положительное влияние на финансовое положение регионов и рост налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов.

«Счётная палата как государственный финансовый орган стремится помочь казне в силу своих возможностей, в частности, сократить расходы бюджета, например, на федеральные трансферты в регионы, - сказал «НГ» главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. - Не случайно поэтому поиск резервов идёт именно в дотационных субъектах федерации. Ведь наверняка такие же резервы есть и у регионов-доноров, но о них в данном случае речь не идёт. Важно найти возможности самостоятельного пополнения территориальных госфинансов, уменьшив нагрузку на центр».

Но на таких территориях, продолжает эксперт, как правило, экономическая деятельность, доходы бизнеса и населения находятся в подавленном состоянии, что и выступает важнейшим фактором ограничений налоговых поступлений. «Для преодоления дефицитности бюджетов наиболее рациональный и здоровый путь – стимулирование производства, реализации продукции, то есть увеличение самой налоговой основы», - говорит Гойхман.
Но Счётная палата, действуя в рамках своих полномочий, предлагает просто повысить сборы с предприятий и населения при существующих объёмах деятельности. То есть перераспределить часть доходов от бизнеса и работников государству, чтобы уменьшить централизованные трансферты, несмотря на профицитность федерального бюджета.
«СП видит, например, несправедливость в том, что налог на недвижимость юридических лиц берётся не со всех объектов по кадастровой стоимости, более высокой по сравнению с остаточной. Такой расчёт не касается, в частности, производственных и складских сооружений. Из-за этого местные дотационные бюджеты недополучают 4,2 млрд руб. в год, с возмущением констатирует СП. Но ведь это означает, что данная сумма остаётся в распоряжении предприятий, которые всё равно во многих случаях находятся на грани рентабельности, а то и ниже неё. Изъятие таких средств может дополнительно сильно ударить по бизнесу, уменьшить возможности его существования, вплоть до вынужденного закрытия многих производств. И это не увеличит, а сократит отчисления в местные бюджеты, да ещё обострит проблемы зарплат, занятости», - говорит эксперт.
По его мнению, рациональнее было бы не забирать деньги, а обеспечивать дополнительные возможности развития предпринимателей. Например, госзаказами, государственно-частным партнёрством, концессионными соглашениями, то есть привлекая к госрасходам частные средства на проекты и цели, финансируемые традиционно из бюджета. Но это выходит за рамки полномочий СП, констатирует Гойхман.


Отстающие регионы в подавляющем большинстве случаев характеризуются целым рядом проблем, прямо или косвенно связанных с качеством управления, естественно, в число последствий попадают и все вопросы, касающиеся администрирования налогообложения, сказал НГ аналитик «ФИНАМ» Алексей Коренев. «В целом ситуация не вызывает удивления. Другой вопрос - насколько меры, предложенные Счетной палатой, окажутся эффективными в части повышения собираемости налогов. Если в итоге руководству дотационных регионов удастся поднять уже хотя бы систему налогообложения до тех уровней, которыми характеризуются передовые края, области и республики, это позволит заметно улучшить их финансовое положение. Вряд ли улучшение сбора налогов позволит решить все проблемы отстающих регионов и вывести их в число лидеров, но, безусловно, количество имеющихся сложностей должно уменьшиться, а качество жизни – вырасти».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В нацпроектах технологический суверенитет трансформировался в лидерство

В нацпроектах технологический суверенитет трансформировался в лидерство

Михаил Сергеев

Список индустриальных инициатив сократился в полтора раза

0
1617
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
3804
Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
1746
Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Договариваться об увеличении расходов на климатические изменения становится все сложнее

0
4650

Другие новости