Главе ЦБ Эльвире Набиуллиной предстоит решить, каким «шагом» поднимать ключевую ставку в условиях нового «мягкого локдауна». Фото РИА Новости
Экономическое оживление в РФ начало затухать еще до нерабочих дней. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) объявил о начале стагфляции. Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН предупредил, что новая волна пандемии ускорит естественную убыль населения, а значит, сократит и совокупный спрос домохозяйств. И теперь к этому добавляется «мягкий локдаун». Так что Центробанку (ЦБ) предстоит принять в пятницу решение по ключевой ставке в особых условиях. При том что проблема ускорения инфляции никуда не делась, а наоборот, обострилась, хотя ведомство Эльвиры Набиуллиной уже поднимало ставку пять раз в течение года. Эксперты оценивают вероятный интервал нового повышения ставки в 25–75 базисных пунктов.
Минэкономразвития (МЭР), судя по всему, рано объявило о переходе экономики к траектории нормального роста. Минфин, видимо, тоже слишком рано заложил в проект бюджета на следующую трехлетку «нормализацию» (см. подробнее «НГ» от 18.10.21). Все это стремительно теряет свою актуальность сейчас, когда в стране объявили о новом «мягком локдауне».
Но сказывается не только это. Экономическое оживление в стране начало затухать еще до того, как были объявлены нерабочие дни. Может быть, «траекторией нормального роста» в правительстве считают как раз стагнацию? Потому что именно переход к стагнации и зафиксировали сейчас экономисты.
«Расчеты по данным на начало октября 2021-го свидетельствуют об ухудшении экономической динамики в краткосрочной перспективе», – сообщил в своем обзоре ИНП РАН. В качестве обоснования специалисты института привели замедление потребительского спроса на фоне ускорения инфляции, стагнацию в промышленности, спад в сельском хозяйстве. «Месячная оценка индекса физического объема ВВП свидетельствует о том, что в июне–августе в российской экономике наблюдалась стагнация», – отметили авторы обзора.
Более того, новая волна пандемии, по их уточнению, влечет за собой не только ограничительные меры, но и рекордное число смертей, рост естественной убыли населения, а значит, и «сокращение совокупного спроса домохозяйств». Если еще в июне ИНП РАН прогнозировал, что по итогам 2021 года ВВП РФ вырастет на 4,9%, в июле оценки достигали даже 5,6% роста, то теперь прогноз ухудшен: по итогам года ожидается рост ВВП на 4,1%. Сейчас это чуть хуже прогноза МЭР, заложившего в базовый вариант на 2021 год рост ВВП на 4,2%.
Краткосрочный прогноз экспертов построен на модели временных рядов, которая включает более 100 высокочастотных индикаторов, описывающих макроэкономические тенденции в российской экономике, а также динамику внутренних и мировых цен на отдельные товары, уточнили в ИНП РАН.
«Общая оценка ситуации: начинается стагфляция», – сообщил в своем мониторинге «Анализ макроэкономических тенденций» ЦМАКП.
«Высокочастотная статистика… свидетельствует о переходе российской экономики от посткризисного подъема к стагнации. «Стоят» инвестиции и потребление населения; рост экспорта отмечается по ограниченному спектру товаров», – уточнили авторы мониторинга. Одновременно с этим уровень инфляции, «связанный отчасти с «разогревом» глобальных цепочек сырья и сельхозпродукции, отчасти с поведенческим фактором», пока лишь повышается.
Проблема в том, что, как пояснили экономисты, «стагфляционная ловушка, раз сформировавшись, чрезвычайно сложна в преодолении»: усиление жесткости кредитно-денежной политики скорее усиливает торможение выпуска; стимулирование спроса скорее ведет к усилению инфляции.
И теперь на эти условия наслаиваются два фактора: нерабочие дни и «возможность дальнейших повышений ключевой ставки», о которой месяц назад объявил ЦБ, подняв тогда ее уже в пятый раз за год – до 6,75% (см. «НГ» от 10.09.21). В случае «мягкого локдауна», судя по объяснениям помощника президента Максима Орешкина, остается лишь надеется на то, что экономическая активность в начале ноября традиционно невысокая. Нерабочие дни совпадут с праздниками, а значит, и негативные эффекты от простоя будут не такие серьезные, ожидает он.
Ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ создает риски замедления экономического роста в РФ. Фото Reuters |
«Политика ЦБ в этом году направлена на повышение ключевой ставки для сдерживания инфляции. Но в прошлом году, во время пандемии, ЦБ, наоборот, снижал ставку», – отметил эксперт. Так что, по его мнению, нельзя исключать того, что на фоне роста заболеваемости и недельного локдауна может быть принято решение оставить ключевую ставку пока без изменений.
Хотя большинство аналитиков ожидают повышения ключевой ставки в пятницу: диапазон прогнозов повышения – от 25 до 75 базисных пунктов (б.п.), сообщил доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Вадим Ковригин. По его словам, для ЦБ предпосылки повышения есть – «инфляция вышла за таргет». Но, как считает сам Ковригин, вряд ли регулятор выведет ключевую ставку за пределы 7% годовых.
Как показал опрос «НГ», мнения действительно пестрые. «Мы полагаем, что Банк России может повысить ключевую процентную ставку до 7–7,25% годовых. Если бы не локдаун, то мы бы более уверенно прогнозировали повышение сразу до 7,25%, но локдаун может внести свои коррективы. Так что вероятность, что ЦБ учтет ситуацию с нерабочими днями и краткосрочными локдаунами в ряде регионов, мы считаем достаточно высокой», – говорит замруководителя центра «Альпари» Наталья Мильчакова.
«Повышение ставки ЦБ, по моим оценкам на основе статистики последних 20 лет, инфляцию ускоряет, не замедляет, – сказал аналитик управления компании «Фридом Финанс» Александр Осин. – Причина, как представляется, в том, что в условиях сравнительно низкой монетизации российской экономики рынок реагирует на рост базовой ставки быстрым повышением цен товаров и кредитных ресурсов». По прогнозу эксперта, ЦБ сейчас может пойти на минимальный шаг увеличения – до 7% годовых. «Кроме того, руководство Банка России может в своих выступлениях дать рынку повод снизить ожидания дальнейшего роста ставок», – предполагает Осин.
«Замедление экономического восстановления началось еще летом, вместе с ростом числа заболеваний коронавирусом. Вместе с тем, по нашему мнению, в своем решении регулятор будет исходить прежде всего из оценок динамики инфляции», – пояснил начальник управления компании «БКС Мир инвестиций» Сергей Кучин. ЦБ может ограничиться повышением ставки на 50 б.п., хотя, по его словам, «варианты роста ставки на 75 и даже на 100 б.п. полностью исключать нельзя».
Между тем старший экономист ВТБ Капитала по России и СНГ Александр Исаков отметил, что до конца года два с половиной месяца и инфляция-2021 больше не на повестке – денежная политика, способная повлиять на нее, в прошлом. «Содержательный вопрос в том, какой уровень ставки достаточен для цели в 2022 году, но не избыточен при снижении инфляционных ожиданий в рознице, замедлении деловой активности, грядущем введении количественного ужесточения в розничном кредитовании и снижении стимула от бюджета?» – уточнил эксперт.
Повышение на 50 базисных пунктов выглядит соответствующим ожиданиям денежного рынка, но «наш базовый сценарий» – 25 базисных пунктов, сказал Исаков. По прогнозу эксперта, ключевая ставка может достичь пика в первом квартале 2022 года (7,25–7,5%), а затем в третьем квартале 2022-го ЦБ может начать ее снижать вплоть до 5,5% в 2023-м.
«Структура инфляции показывает, что наиболее высокими темпами дорожают продовольствие, а также автомобили. Однако здесь ужесточение денежно-кредитной политики Банка России мало что может сделать», – обратила внимание руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая.
Действительно, несмотря на весьма благоприятную конъюнктуру экспорта, рост внутренних секторов экономики замедлился еще в третьем квартале, уточнила она. «Но ЦБ связывает это с ограничениями не спроса, а предложения: дефицит урожая, проблемы с поставками комплектующих, дефицит рабочей силы, – пояснила Беленькая. – По мнению руководства ЦБ, главные факторы инфляции – превышение спроса над возможностями предложения. И не имея возможности повлиять на предложение, он будет пытаться замедлять рост спроса». И это, как считает эксперт, несет риски избыточного замедления экономического роста в будущем с учетом длительных лагов денежно-кредитной политики.
комментарии(0)