0
3855
Газета Экономика Печатная версия

19.10.2021 20:16:00

Электрический транспорт угрожает дорожному строительству

Большегрузы заплатят за проезд и по региональным дорогам

Тэги: транспортная стратегия, дорожные фонды, финансирование, рспп, платон, платные дороги


транспортная стратегия, дорожные фонды, финансирование, рспп, платон, платные дороги Ремонт федеральных и региональных трасс оплачивается из бюджета не одинаково. Фото с сайта www.rosavtodor.gov.ru

Во вторник президент РФ Владимир Путин поручил детально подготовить план реализации транспортной стратегии РФ до 2030 года. Необходимо создавать план «в прямом диалоге» с регионами и ведущими отраслевыми компаниями, потребовал глава государства. Чиновники опасаются снижения поступлений в дорожные фонды и неравномерности финансирования региональных дорожных строек. В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) предложили распространить сборы системы «Платон» не только на федеральные, но и на региональные дороги. Идея расширения платного проезда по дорогам не отвергается в транспортной стратегии.

«По всей стране мы должны не только строить дороги и вокзалы, плоты и пристани, но и содержать их достойно. Содержать действующие и строящиеся, построенные объекты. Своевременно, качественно проводить их ремонт, обеспечивать нормативное состояние региональной и муниципальной инфраструктуры. Поэтому важно в рамках имеющихся возможностей найти оптимальный баланс между расходами на новые стройки и на содержание инфраструктуры, чтобы у нас не получалось, как иногда бывает – мы разворачиваем новые и новые стройки, не завершая того, что уже начали. А деньги там пропадают, на незавершенных объектах», – заявил Владимир Путин на заседании президиума Госсовета во вторник.

По словам государства, в будущем могут возникнуть проблемы с поступлениями в дорожные фонды в связи с переходом на экологичный транспорт. «В цене традиционного топлива заложен акциз, он является основой, основной статьей доходов дорожных фондов, за счет которых ведется строительство и ремонт автомобильных дорог», – заявил Путин. По его словам, смещение спроса в сторону экологически чистого топлива может повлиять на наполняемость дорожных фондов. Правительству поручено представить доклад о том, какие решения в связи с этим планируется принять.

Россия – огромная страна, и регионы отличаются по размеру территорий, по численности населения, расстоянием между городами и отличаются по своим экономическим, бюджетным возможностям, напомнил президент.

Днем ранее в ходе круглых столов, которые проводили рабочие группы Госсовета, участники встречи указали на различия в финансировании транспортной инфраструктуры. «Мы видим риски на ближайшее будущее – существенное различие по финансированию региональных и местных дорог или транспортной инфраструктуры. На федеральных автомобильных дорогах 100% от норматива на сегодняшний момент финансирования обеспечено. А вот ремонт и содержание региональных и местных трасс иногда соответствует всего 60% от норматива», – сообщил губернатор Курской области Роман Старовойт.

Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин обратил внимание на востребованность бюджетных кредитов для транспортных проектов в регионах. «Мы закончили с регионами отбор первых проектов на 500 млрд руб. Из них регионы приняли решение 89 проектов на 320 млрд руб. вложить в транспортную инфраструктуру», – рассказал чиновник. На первый запланированный бюджетный транш в 500 млрд руб. поступило заявок на 590 млрд. «Мы рассматриваем возможности как раньше двигаться по этому проекту. Думаю, что отработаем и вам предложения представим», – пообещал Хуснуллин.

В начале года в своем Послании Федеральному собранию президент Путин сообщил, что регионы РФ смогут получать инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3% годовых и сроком погашения 15 лет. Он отметил, что на эти цели до конца 2023 года планируется предусмотреть не менее 500 млрд руб. Однако к 1 октября 83 субъекта РФ направили заявки на предоставление кредитов в объеме свыше 1,3 трлн руб.

Глава Минфина Антон Силуанов предостерег от возможного перегрева сектора транспортной инфраструктуры в связи с увеличением средств федерального бюджета и других источников на его финансирование.

Улучшить финансовую обеспеченность регионов при строительстве дорожной инфраструктуры предприниматели предлагают иначе. Так, в РСПП предлагают ввести плату за проезд большегрузов и по региональным автодорогам по аналогии с системой «Платон», уже функционирующей на федеральных автотрассах. «Понятна озабоченность руководителей субъектов Федерации – большегрузы уходят с федеральных трасс на региональные дороги, чтобы избежать платы за использование дорог. В связи с этим предложения о введении платы (за проезд большегрузов. – «НГ») по региональным дорогам, безусловно, имеют право на существование», – сказал глава РСПП Александр Шохин в ходе заседания президиума Госсовета, посвященного стратегии развития транспортной отрасли.

Он при этом исключил возможность введение такой платы в обязательном порядке. «Должны быть, видимо, альтернативные бесплатные дороги, и тарифы не должны быть завышенными, иначе большегрузы не дойдут до региональных дорог и система может не сработать», – добавил глава РСПП.

Шохин подчеркнул: в случае введения платы за проезд по региональным автодорогам регионы должны обеспечить выполнение встречных обязательств по качеству дорог, их эксплуатации, доведению до нормативного состояния. В этом случае такой механизм будет в интересах и бизнеса, и субъектов РФ, уверен он.

О том, что Минтранс обсуждает с субъектами РФ возможность предоставления им права на введение платного проезда большегрузов по региональным автодорогам, в конце 2019 года говорил бывший тогда первым замглавы Минтранса РФ Иннокентий Алафинов. Он отмечал, что инициативу поддерживают две трети субъектов РФ: «Большинство регионов, нами опрошенных, – более 66 – «за». Но это в любом случае будет их право, не обязанность».

«Отрасль неизбежно будет переходить к системе «пользователь платит». Возможно, это будет не самый быстрый путь, но, наверное, к этому мы перейдем. В комплексе всех этих решений «пользователь платит» региональный «Платон», конечно, тоже прорабатывается. Однако сегодня у нас есть более насущные проблемы, в том числе по развитию отрасли, по поддержанию потребительского спроса, и региональный «Платон» сегодня в повестке не стоит», – рассказывал осенью прошлого года директор департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Григорий Волков.

Система взимания платы за проезд большегрузов «Платон» была введена в 2015 года. Тогда стартовый тариф составлял 1,53 руб. за 1 км. Размер индексации платежа привязан к уровню инфляции, и сейчас он составляет 2,34 руб. за 1 км. Согласно июльскому прогнозу Росавтодора, с 1 февраля 2022 года может быть проиндексирован на 10 коп., до 2,44 руб. за 1 км. При этом участники рынка и эксперты опасаются более высокий индексации тарифа (см. «НГ» от 18.10.21).

При подготовке новой транспортной стратегии некоторые чиновники допускали переход к бесплатному общественному транспорту при условии платного проезда по дорогам на частных автомобилях. Тогда общественность опасалась введения «легкового Платона».

Однако на прошлой неделе в Минтрансе сообщили, что от идеи бесплатного общественного транспорта чиновники отказались. «Пока на данном этапе в проекте этого тезиса нет. Я думаю, что рано или поздно мы созреем когда-то, но в горизонте транспортной стратегии мы не фиксируем эту позицию. Слишком много еще нужно сделать для того, чтобы сформулировать этот тезис», – сказал РИА Новости директор департамента госполитики в области автомобильного и пассажирского транспорта Минтранса Алексей Бакирей.

При этом эксперты прогнозируют, что к идее платных дорог чиновники вернутся. «За общественный транспорт мы платим дважды: как пассажиры, покупая билеты, и как налогоплательщики, так как перевозчики получают финансирование из госбюджета. И даже при таком финансировании денег на постоянную модернизацию подвижного состава не хватает», – говорил директор Института развития транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. По его словам, дорожные фонды, из которых финансируется строительство и ремонт дорог, во всем мире существуют на деньги от продажи бензина. «Доходы от топлива будут сокращаться, а дороги строить и ремонтировать будет нужно, поэтому рано или поздно к идее платных дорог все равно придется вернуться», – считает эксперт.

По словам гендиректора компании «АвтоСпецЦентр» Андрея Терлюкевича, платные дороги есть во всех странах мира, однако они не занимают доминирующей доли от всего количества проезжих частей. «В России в прошлом году Минтранс предложил постепенно сделать платными все дороги: к 2025 году – региональные трассы, к 2035-му – федеральные», – напоминает он.

«Инициатива не нашла поддержки. Водители уже оплачивают строительство новых дорог: более 60% стоимости бензина отчисляется в бюджет, как и транспортные налоги», – подчеркивает эксперт. 

Идея расширения платности проезда по дорогам не нова и обсуждается на разных уровнях, как минимум, в экспертной среде, уже лет 10-15 лет, напоминает завлабораторией инфраструктурных и пространственных исследований РАНХиГС. Юрий Пономарев. «При этом обсуждаются разные подходы. Например, введение системы гибкой платности, которая может быть нацелена на достижение некоего общественного равновесия с точки зрения воздействия на автодорожную сеть и окружающую среду. Тот, кто ездит больше – больше платит», - говорит он.

По факту же такая логика уже давно внедрена в жизнь и работает. «Автовладельцы ежегодно платят транспортный налог, который носит фиксированный характер для разных видов автомобилей. Плюс в стоимость топлива заложены акцизы – косвенные налоги, которых более интенсивно пользующиеся автотранспортом лица, уплачивают больше», - рассказывает эксперт.

Существующие тренды, например, «зеленая» повестка и интенсификация перехода на электротранспорт, по его мнению, приведут к постепенному снижению объема бюджетных поступлений по этой статье и будут стимулировать переход к системе гибкой платности, которая могла бы прийти ей на замену. «Дополнительно этому будет способствовать развитие цифровых технологий, которые позволят точно отслеживать перемещение автотранспорта в пространстве», - предупреждает Пономарев, подчеркивая, что постепенная модификация «платности» при проезде по автомобильным дорогам рано или поздно случиться.

«Законодательство предписывает, что при запуске в эксплуатацию платных дорог (или платных участков автодорог) у пользователя должен в обязательном порядке сохраняться выбор в пользу бесплатной альтернативной дороги, соответствующей по качеству и безопасности всем необходимым и предписанным законами критериям», – рассказывает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. При этом он предупреждает о последствиях повышения цен за проезд по уже имеющимся автодорогам. «Повышение стоимости проезда по платным дорогам немедленно отразится на стоимости доставляемых товаров. Что еще больше подхлестнет и без того высокую инфляцию и затормозит развитие отечественной экономики», – говорит эксперт.

Вряд ли повсеместное увеличение платности дорог позитивно скажется на доходах домохозяйств, отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Чем больше компаниям приходится тратить средств на доставку товаров, тем дороже они для конечного потребителя. И это нельзя компенсировать экономией на проезде в общественном транспорте в тех регионах, где он менее развит», - считает он.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россия может потерять 40% научно-технологического потенциала

Россия может потерять 40% научно-технологического потенциала

Михаил Сергеев

Страна утрачивает исследовательские заделы и инженерные школы

1
6850
"Мощные инвестиции" в обмен на фискальные послабления

"Мощные инвестиции" в обмен на фискальные послабления

Ольга Соловьева

Крупный бизнес просит у правительства обнуления налога на прибыль

0
2728
Исполнение поручений президента потребует свыше 10% ВВП

Исполнение поручений президента потребует свыше 10% ВВП

Ольга Соловьева

Новая налоговая система должна просуществовать только до 2030 года

0
2343
Москвичи на выборах президента держат высокую явку второй день подряд

Москвичи на выборах президента держат высокую явку второй день подряд

Елена Крапчатова

Наблюдатели Общественного штаба отмечают, что голосование проходит без нарушений

0
2681

Другие новости