Рост тарифов в системе «Платон» может отразиться на стоимости услуг грузоперевозчиков. Фото агентства «Москва»
Рост стоимости грузоперевозок и подорожание строительства могут спровоцировать более значительную индексацию тарифов системы «Платон» в следующем году. До сих пор планировалось увеличить плату за тонно-километр в 2022 году на 4%. Но стоимость строительства выросла за год больше. А рост цен у автоперевозчиков перевалила за 20%. В новой реальности протяженность отремонтированных дорог за счет системы «Платон» будет сокращаться. По итогам года стоимость грузоперевозок в РФ может увеличится на 30%.
В ноябре исполняется шесть лет с момента введения в России системы взимания «Платон». «Платон» – это квазигосударственная система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого большегрузами (массой свыше 12 т) федеральным автодорогам.
Такая дорожная плата была введена на территории РФ с 15 ноября 2015 года. На сегодняшний день в системе «Платон» зарегистрировано свыше 685 тыс. грузоперевозчиков и более 1,5 млн большегрузных автомобилей. За прошлый год система собрала свыше 32 млрд руб., а за весь период работы – свыше 150 млрд руб.
В 2016–2019 годы за счет средств от «Платона» было построено и отремонтировано более 2 тыс. км городских и региональных дорог, 700 км федеральных трасс, а также 31 мост. В период с 2020 по 2022 год Росавтодор обещал направить средства в 23 субъекта РФ для работ по расширению с двух до четырех полос движения 600 км автодорог, а в 44 субъекта РФ – для капитального ремонта более 100 мостов и путепроводов.
Последний раз тариф системы взимания платы с большегрузов индексировался в феврале. Тогда он был увеличен на 14 коп., до 2,34 руб. за километр. Причем в Минтрансе обещали индексировать тарифы ежегодно с 1 февраля на размер годовой инфляции.
При этом власти отказались в период весенних антиковидных ограничений 2020 года приостановить взимание платежей в систему. В частности, с такой просьбой к правительству обращалась Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП), а также «Деловая Россия». В Минфине тогда просьбу не поддержали, сославшись на то, что приостановка платежей в «Платон» приведет к возникновению в бюджете выпадающих доходов, вследствие чего снизится объем средств, перечисляемых на ремонт дорог.
В этом году цены на автомобильные грузоперевозки продолжают стремительный рост. К примеру, данные биржи грузоперевозок ATI.SU свидетельствовали, что цены на перевозки грузов автотранспортом в третьем квартале в годовом выражении выросли на 22,2%. При этом только за последние три месяца рост составил 4,7%.
Рост цен был зафиксирован в большегрузах всех типов. Как сообщает ATI.SU, для открытых кузовов рост их одноименного индекса составил 20,8% год к году и почти 6% – за последние три месяца. Для закрытых – 21,7 и 4,8% соответственно. Рефрижераторные перевозки подорожали за 12 месяцев на 23,3% и за три месяца – на 6,1%.
По данным экспертов, основной причиной удорожания перевозок стало нарушение баланса между спросом и предложением. «На рынке наблюдается дефицит водителей грузовиков. Так, в третьем квартале количество заявок на перевозки внутри страны увеличилось примерно на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив 7,7 млн», – рассказывают в ATI.SU.
Эксперты также отмечают значительный рост заявок на перевозку грузов в «съедобных» категориях товаров. Так, количество заявок на перевозку продуктов питания по итогам третьего квартала прибавило 58% в годовом выражении, круп – 68%, мяса – 35%.
Стоимость грузоперевозок в 2021 году в среднем выросла на 20%, говорилось в исследования VEB Ventures, в котором были проанализированы данные более 50 тыс. компаний-перевозчиков. При этом по ряду направлений рост расценок оказался еще выше. Так, по направлению Москва – Краснодарский край средняя цена рейса по нему увеличилась на 46%, рассказали в компании.
Эксперты рост стоимости связали с дефицитом доступного транспорта, который возник из-за множества структурных изменений рынка: обелением рынка, подорожанием запчастей, переходом водителей как рабочей силы в другие сектора, а также с уходом с рынка мелких игроков.
Они также прогнозируют, что средняя доходная ставка коммерческих грузовых автоперевозок в России в ближайшие пять лет вырастет с 5 до 8 руб. за тонно-километр. Динамика этого показателя будет зависеть от стоимости эксплуатационных расходов, указывают в компании. На сегодняшний день общий размер рынка коммерческих грузовых автоперевозок в РФ на конец 2020 года составил около 1 трлн руб.
В нынешнем году инфляционная составляющая в транспортной отрасли достигает 9%, считают в компании М.A. Research. По прогнозам, рынок транспортно-логистических услуг России в стоимостном выражении продемонстрирует умеренный рост в ближайшие четыре года. В 2022 году он увеличится на 6,6%, в 2023 году – на 5,8%, в 2024 году – на 5,7%, в 2025 году – на 5,6%.
Эксперты и участники рынка готовятся к новому росту цен на грузоперевозки, в том числе и после индексации тарифов «Платона», которая должна произойти 1 февраля. «Высока вероятность, что в 2022 году цены вновь вырастут на величину инфляции, которая по итогам года дойдет до 7,4%, хотя еще два года назад предсказывалось, что она будет на уровне 4%», – говорит директор по коммуникациям компании Автоdom Анна Уткина. По ее мнению, уже сейчас экспедиторские компании готовятся к новым тарифам «Платона», и постепенно повышают цены на свои услуги, чтобы довести их до необходимого уровня к 1 февраля.
«Средства, собранные с перевозчиков, направляются на строительство новых дорог и на ремонт существующих. И сумма этих сборов не может не отражаться в тарифах логистических компаний», – указывает основатель международного сервиса по грузоперевозкам GetTransport.com Александр Сапов.
На рост стоимости грузоперевозок в РФ оказывает влияние не только система «Платон». «Использование системы «Платон», как и другие факторы – рост цен на топливо, изменение в режимах труда и отдыха водителей (РТО) – станут причинами роста стоимости грузоперевозок на конец года на 25–30%», – полагает Сапов. По его словам, только корректировка РТО увеличивает расходы перевозчиков и соответственно тарифы для грузоотправителей на 15%. «Любые изменения в отрасли будут негативно влиять на стоимость грузоперевозок. Например, тот факт, что сегодня в сегменте присутствует дефицит квалифицированных водителей, также влияет на рост тарифов. Заработная плата персонала составляет более 30% себестоимости перевозки, и эти расходы могут прибавлять к размеру тарифа около 5–10% ежегодно», – рассказывает эксперт.
Уткина сообщает, что основную роль в подорожании грузоперевозок сыграл рост цен на коммерческий транспорт, произошедший из-за дефицита микрочипов. «Цены на новый коммерческий транспорт влияют и на цены на варианты с пробегом, что, в свою очередь, ведет к росту издержек экспедиторов. И логистические компании пытаются компенсировать свои затраты за счет увеличения тарифов на грузоперевозки», – рассказывает она.
Сегодня дорожают все товары и услуги, это мировой тренд на фоне заметно подскочившей инфляции в крупнейших экономиках мира, напоминают эксперты. «Отложенный из-за пандемии спрос на транспортные и логистические услуги на фоне просевшего рубля и заметной инфляции не могли не задеть рынок транспортных услуг и в России», – говорит топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. По его мнению, под ударом окажутся дешевые продукты питания, в конечной розничной стоимости которых около 20% приходится на стоимость перевозок. «Это значит, что уже в наблюдаемом эффекте роста цен прибавку 4–5% к ним дали транспортные услуги», – не исключает экономист. По итогам года стоимость грузоперевозок по всем видам транспорта в России подрастет на 30%, ожидает эксперт.
комментарии(0)