0
3639
Газета Экономика Печатная версия

17.10.2021 20:27:00

"Платон" добавит к инфляции свои пять копеек

Стоимость грузоперевозок в России вырастет на треть к концу года

Тэги: грузоперевозки, стоимость, тарифы, платон, зарплата


грузоперевозки, стоимость, тарифы, платон, зарплата Рост тарифов в системе «Платон» может отразиться на стоимости услуг грузоперевозчиков. Фото агентства «Москва»

Рост стоимости грузоперевозок и подорожание строительства могут спровоцировать более значительную индексацию тарифов системы «Платон» в следующем году. До сих пор планировалось увеличить плату за тонно-километр в 2022 году на 4%. Но стоимость строительства выросла за год больше. А рост цен у автоперевозчиков перевалила за 20%. В новой реальности протяженность отремонтированных дорог за счет системы «Платон» будет сокращаться. По итогам года стоимость грузоперевозок в РФ может увеличится на 30%.

В ноябре исполняется шесть лет с момента введения в России системы взимания «Платон». «Платон» – это квазигосударственная система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого большегрузами (массой свыше 12 т) федеральным автодорогам.

Такая дорожная плата была введена на территории РФ с 15 ноября 2015 года. На сегодняшний день в системе «Платон» зарегистрировано свыше 685 тыс. грузоперевозчиков и более 1,5 млн большегрузных автомобилей. За прошлый год система собрала свыше 32 млрд руб., а за весь период работы – свыше 150 млрд руб.

В 2016–2019 годы за счет средств от «Платона» было построено и отремонтировано более 2 тыс. км городских и региональных дорог, 700 км федеральных трасс, а также 31 мост. В период с 2020 по 2022 год Росавтодор обещал направить средства в 23 субъекта РФ для работ по расширению с двух до четырех полос движения 600 км автодорог, а в 44 субъекта РФ – для капитального ремонта более 100 мостов и путепроводов.

Последний раз тариф системы взимания платы с большегрузов индексировался в феврале. Тогда он был увеличен на 14 коп., до 2,34 руб. за километр. Причем в Минтрансе обещали индексировать тарифы ежегодно с 1 февраля на размер годовой инфляции.

При этом власти отказались в период весенних антиковидных ограничений 2020 года приостановить взимание платежей в систему. В частности, с такой просьбой к правительству обращалась Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП), а также «Деловая Россия». В Минфине тогда просьбу не поддержали, сославшись на то, что приостановка платежей в «Платон» приведет к возникновению в бюджете выпадающих доходов, вследствие чего снизится объем средств, перечисляемых на ремонт дорог.

В этом году цены на автомобильные грузоперевозки продолжают стремительный рост. К примеру, данные биржи грузоперевозок ATI.SU свидетельствовали, что цены на перевозки грузов автотранспортом в третьем квартале в годовом выражении выросли на 22,2%. При этом только за последние три месяца рост составил 4,7%.

Рост цен был зафиксирован в большегрузах всех типов. Как сообщает ATI.SU, для открытых кузовов рост их одноименного индекса составил 20,8% год к году и почти 6% – за последние три месяца. Для закрытых – 21,7 и 4,8% соответственно. Рефрижераторные перевозки подорожали за 12 месяцев на 23,3% и за три месяца – на 6,1%.

По данным экспертов, основной причиной удорожания перевозок стало нарушение баланса между спросом и предложением. «На рынке наблюдается дефицит водителей грузовиков. Так, в третьем квартале количество заявок на перевозки внутри страны увеличилось примерно на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив 7,7 млн», – рассказывают в ATI.SU.

Эксперты также отмечают значительный рост заявок на перевозку грузов в «съедобных» категориях товаров. Так, количество заявок на перевозку продуктов питания по итогам третьего квартала прибавило 58% в годовом выражении, круп – 68%, мяса – 35%.

Стоимость грузоперевозок в 2021 году в среднем выросла на 20%, говорилось в исследования VEB Ventures, в котором были проанализированы данные более 50 тыс. компаний-перевозчиков. При этом по ряду направлений рост расценок оказался еще выше. Так, по направлению Москва – Краснодарский край средняя цена рейса по нему увеличилась на 46%, рассказали в компании.

Эксперты рост стоимости связали с дефицитом доступного транспорта, который возник из-за множества структурных изменений рынка: обелением рынка, подорожанием запчастей, переходом водителей как рабочей силы в другие сектора, а также с уходом с рынка мелких игроков.

Они также прогнозируют, что средняя доходная ставка коммерческих грузовых автоперевозок в России в ближайшие пять лет вырастет с 5 до 8 руб. за тонно-километр. Динамика этого показателя будет зависеть от стоимости эксплуатационных расходов, указывают в компании. На сегодняшний день общий размер рынка коммерческих грузовых автоперевозок в РФ на конец 2020 года составил около 1 трлн руб.

В нынешнем году инфляционная составляющая в транспортной отрасли достигает 9%, считают в компании М.A. Research. По прогнозам, рынок транспортно-логистических услуг России в стоимостном выражении продемонстрирует умеренный рост в ближайшие четыре года. В 2022 году он увеличится на 6,6%, в 2023 году – на 5,8%, в 2024 году – на 5,7%, в 2025 году – на 5,6%.

Эксперты и участники рынка готовятся к новому росту цен на грузоперевозки, в том числе и после индексации тарифов «Платона», которая должна произойти 1 февраля. «Высока вероятность, что в 2022 году цены вновь вырастут на величину инфляции, которая по итогам года дойдет до 7,4%, хотя еще два года назад предсказывалось, что она будет на уровне 4%», – говорит директор по коммуникациям компании Автоdom Анна Уткина. По ее мнению, уже сейчас экспедиторские компании готовятся к новым тарифам «Платона», и постепенно повышают цены на свои услуги, чтобы довести их до необходимого уровня к 1 февраля.

«Средства, собранные с перевозчиков, направляются на строительство новых дорог и на ремонт существующих. И сумма этих сборов не может не отражаться в тарифах логистических компаний», – указывает основатель международного сервиса по грузоперевозкам GetTransport.com Александр Сапов.

На рост стоимости грузоперевозок в РФ оказывает влияние не только система «Платон». «Использование системы «Платон», как и другие факторы – рост цен на топливо, изменение в режимах труда и отдыха водителей (РТО) – станут причинами роста стоимости грузоперевозок на конец года на 25–30%», – полагает Сапов. По его словам, только корректировка РТО увеличивает расходы перевозчиков и соответственно тарифы для грузоотправителей на 15%. «Любые изменения в отрасли будут негативно влиять на стоимость грузоперевозок. Например, тот факт, что сегодня в сегменте присутствует дефицит квалифицированных водителей, также влияет на рост тарифов. Заработная плата персонала составляет более 30% себестоимости перевозки, и эти расходы могут прибавлять к размеру тарифа около 5–10% ежегодно», – рассказывает эксперт.

Уткина сообщает, что основную роль в подорожании грузоперевозок сыграл рост цен на коммерческий транспорт, произошедший из-за дефицита микрочипов. «Цены на новый коммерческий транспорт влияют и на цены на варианты с пробегом, что, в свою очередь, ведет к росту издержек экспедиторов. И логистические компании пытаются компенсировать свои затраты за счет увеличения тарифов на грузоперевозки», – рассказывает она.

Сегодня дорожают все товары и услуги, это мировой тренд на фоне заметно подскочившей инфляции в крупнейших экономиках мира, напоминают эксперты. «Отложенный из-за пандемии спрос на транспортные и логистические услуги на фоне просевшего рубля и заметной инфляции не могли не задеть рынок транспортных услуг и в России», – говорит топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. По его мнению, под ударом окажутся дешевые продукты питания, в конечной розничной стоимости которых около 20% приходится на стоимость перевозок. «Это значит, что уже в наблюдаемом эффекте роста цен прибавку 4–5% к ним дали транспортные услуги», – не исключает экономист. По итогам года стоимость грузоперевозок по всем видам транспорта в России подрастет на 30%, ожидает эксперт. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Новые нацпроекты удивят своей стоимостью

Новые нацпроекты удивят своей стоимостью

Анастасия Башкатова

От продолжительной жизни до экономики данных – окончательный список стратегических целей пока не готов

0
2565
Горожане тратят на съемное жилье от трети до половины зарплаты

Горожане тратят на съемное жилье от трети до половины зарплаты

Анастасия Башкатова

Стоимость аренды гипотетически могла бы удвоиться, но платить будет некому

0
3533
Украинские власти ударят по населению топливными акцизами

Украинские власти ударят по населению топливными акцизами

Наталья Приходко

Западные кредиторы требуют от Киева большей внутренней отдачи

0
2276
Северный морской путь в поиске грузопотока и рынков сбыта

Северный морской путь в поиске грузопотока и рынков сбыта

До 80–85% поставок по водам Северного Ледовитого океана приходится на углеводороды

0
7994

Другие новости