Замглавы Минфина Алексей Моисеев признал, что с пенсионными накоплениями граждан предстоит еще много работы. Фото Reuters
Рассчитывать на стимулирующую денежно-кредитную политику Центробанка (ЦБ) бизнесу не приходится. Поэтому предприниматели хотят создать источник длинных денег для инвестиций, наладив работу, в частности, инструментов долгового финансирования. Долгосрочную стратегию развития финансового рынка бизнесмены и чиновники обсуждали в четверг на форуме, организованном Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Сформированные по итогам обсуждений меры бизнес планирует довести до президента. В Минфине признали, что финансовые рынки РФ не удовлетворяют потребностям отечественной экономики в привлечении ресурсов.
Центробанк уже дал понять, что в ближайшее время возможны дальнейшие повышения ключевой ставки. Так что экономические перспективы страны «напрямую зависят от развития финансовых рынков в целом и финансового инструментария в частности», сообщается в проекте резолюции, которая была подготовлена в РСПП к прошедшему в четверг финансовому форуму. Как следует из пояснений главы РСПП Александра Шохина, когда предлагаемые меры будут окончательно сформированы, их планируется довести до руководства страны на декабрьском съезде РСПП, который союз рассчитывает провести с участием президента Владимира Путина.
Нам очень важно выйти на устойчивый экономический рост, напомнил Шохин. По его словам, например, в Стратегии низкоуглеродного развития, которая была неделю назад представлена президенту, четко зафиксировано в оптимистическом варианте, что экономика РФ будет расти выше среднемировых темпов – темпом 3% в год до 2050-го.
«Честно говоря, рассчитывать на этот устойчивый рост за счет того, что мировая экономика будет хуже развиваться, не стоит, – отметил Шохин. – Нам надо ориентироваться на то, что у нас внутренние драйверы экономического роста будут задействованы в полном объеме, и, безусловно, мы здесь подходим к финансовым инструментам, институтам – важно продвигать инициативы в финансовой области, чтобы обеспечить рост инвестиций в основной капитал».
Шохин упомянул, в частности, такие инициативы, как развитие источников, инфраструктуры и инструментов привлечения длинных денег, в том числе путем поддержки проведения IPO и SPO (первичного и вторичного размещения) на российском рынке; дальнейшее развитие рынка долгового финансирования, в том числе путем повышения его ликвидности; стимулирование притока на российский финансовый рынок иностранных инвесторов – не только юридических лиц, но и физических лиц; развитие индустрии российских паевых инвестиционных фондов как важнейшего инструмента коллективных инвестиций; дальнейшее развитие цифровой трансформации финансовой сферы, онлайн-каналов обслуживания.
Практически каждое из направлений предполагает в том числе ряд налоговых льгот и стимулов, или мер по совершенствованию налогообложения и регулирования, или некоторых вариантов субсидирования. Так, допустим, в рамках развития рынка долгового финансирования среди предложенных мер есть продление налоговых льгот на долгосрочное владение ценными бумагами высокотехнологичных компаний.
Но есть и другие инициативы. Например, одна из мер по развитию источников, инфраструктуры и инструментов привлечения длинных денег предполагает передачу в доверительное управление (полностью либо частично) ликвидной части Фонда национального благосостояния (ФНБ), средств «молчунов» (пенсионных накоплений, которые находятся в Пенсионном фонде России под управлением ВЭБ.РФ), средств резерва Пенсионного фонда России по обязательному пенсионному страхованию и т.д.
При этом, как вскользь заметил Шохин, «Минфин льготы не любит, а наоборот, считает, что если конъюнктура хорошая, налоги надо повышать». Также, судя по ремаркам участников форума, не все поддерживает и регулятор.
В свою очередь, замглавы Минфина Алексей Моисеев рассказал о подготовленной совместно с ЦБ Стратегии развития финансовых рынков до 2030 года. По его словам, этот новый документ понадобился, потому что «мы сейчас не можем, к сожалению, сказать, что российские финансовые рынки в полной мере удовлетворяют потребностям российской экономики в привлечении финансовых ресурсов». «Сложно сказать, в какой мере и какой части они это делают, но явно, что не во всей и не полной», – пояснил он.
С одной стороны, ситуация продвинулась далеко вперед по сравнению с тем, что было еще 10 лет назад. С другой стороны, как уточнил Моисеев, есть и проблемы с привлечением на российских площадках российских инвесторов. По его словам, решать их планируется по трем направлениям: занимаясь ситуацией с розничными инвесторами; занимаясь управляющими компаниями и вопросами доверительного управления; занимаясь долгосрочными накоплениями граждан в рамках пенсионного страхования и страхования жизни. И именно по последнему направлению наиболее заметна пробуксовка.
«Мы готовим совместно с коллегами наши предложения, которые будут, надеюсь, включать и меры налогового стимулирования для привлечения граждан к работе с пенсионными фондами. И настроены на то, чтобы пересмотреть регулирование страхования жизни», – сообщил Моисеев.
Меры, предложенные крупным бизнесом, полезны, но важен системный подход, последовательность и очередность их реализации, отметил эксперт «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин. «Следует понимать, что коренным образом эти меры ситуацию в экономике в целом и на финансовых рынках в частности не изменят. Российский фондовый рынок пока еще очень сильно зависим от действий правительства и конъюнктуры цен на энергоносители и другое сырье», – обратил внимание доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Вадим Ковригин.
При этом, как продолжил Бабин, сейчас российский финансовый рынок по-прежнему сильно зависит от уровня реальных располагаемых доходов населения, от возможности и желания граждан сберегать или вкладывать средства.
«Эффект перетока накоплений из банков и наличного хранения уже почти исчерпал себя, хотя привел к беспрецедентному для России притоку частных инвесторов на фондовый рынок, – сообщил эксперт. – В результате их доля от всего населения увеличилась на порядок с нескольких процентов, которые отмечались всего 5–10 лет назад. Поэтому данный сектор уже способен существенно влиять на уровень благосостояния общества, хотя и не настолько, как в развитых и многих развивающихся экономиках».
Так что, по словам эксперта, сейчас не только возросла роль повышения финансовой грамотности новых инвесторов, усовершенствования инфраструктуры фондового рынка, улучшения инвестиционной привлекательности российских акций. Но и все важнее становятся меры по выведению реальных располагаемых доходов граждан на устойчивый рост, тогда можно будет рассчитывать и на дальнейший приток частных инвесторов.
«Для обеспечения реального роста располагаемых доходов необходимо системное развитие экономики. А для этого нужны другие меры: вменение обязательства Центральному банку таргетировать не только инфляцию, но и экономический рост, перераспределение налоговой нагрузки от косвенных налогов на прямые и в целом ее снижение для бизнеса», – считает при этом Ковригин.
Задача финансового рынка – помогать экономическому развитию: это предполагает доступность кредитов, контроль уровня долговой нагрузки граждан; это постоянный баланс вопросов выгоды самого финансового сектора и интересов реальной экономики, говорит частный инвестор, основатель «Школы практического инвестирования» Федор Сидоров. Но сейчас российская экономика переживает конкретные проблемы: падение доходов населения и одновременный рост долговой нагрузки и просрочки по кредитам; сокращение малого бизнеса; увеличение налоговой нагрузки и т.д. И эти проблемы нужно решать.
Причем, как уточнил Сидоров, есть еще один нюанс – эффективность реализации даже тех мер, которые предлагает сам бизнес. Так, передача ликвидной части ФНБ или пенсионных средств «молчунов» в доверительное управление еще не означает эффективности использования этих средств.
комментарии(0)