В США надеются, что высокая инфляция не станет долгоиграющим явлением. Фото Reuters
Российское правительство готовит новые меры по сдерживанию импорта мировой инфляции, которая становится самым большим риском для мировых рынков. Российский Центробанк признал значительное замедление российской экономики. Пока российскую экономику поддерживают высокие цены на энергоносители. Но нарастание очередной волны пандемии и пауза в восстановлении мировой экономики могут привести к новым проблемам в РФ. Дополнительные сложности создаст остановка предприятий с низким уровнем вакцинации сотрудников.
Принятые правительством РФ меры по сдерживанию цен на продовольственные товары оказались эффективными, но в текущих условиях нужен новый комплекс мер, которые бы стабилизировали цены в долгосрочной перспективе, заявил в четверг премьер-министр Михаил Мишустин.
Он поручил первому вице-премьеру Андрею Белоусову координировать работу по разработке таких предложений.
В Минэкономразвития отмечают, что российская экономика – открытая, поэтому на нее оказывают такое влияние внешние процессы. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), к сентябрю 2021 года индекс продовольственных цен вырос на 19,9% с начала года и на 32,8% в годовом выражении.
Потребительские цены в США в сентябре выросли на 5,4% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, это максимальное значение с августа 2008 года, свидетельствуют данные Министерства труда страны. Цены на энергоносители подскочили на 24,8%, на продукты питания – на 4,6%.
Ежемесячный опрос Федерального резервного банка Нью-Йорка зафиксировал рост инфляционных ожиданий: на год вперед американцы ждут инфляцию в 5,31% (5,18% месяц назад), на три года вперед – 4,19%. В инвестбанке Goldman Sachs считают, что инфляция – самый большой риск для рынков на данный момент. В другом крупнейшем банке JPMorgan заявляют, что инфляция вряд ли снизится в следующие два квартала.
Элементом новой реальности стала производственная инфляция в Китае. Там рост производственных цен достиг в сентябре рекордных 10,7%. Цены выросли из-за сокращения объемов производства, вызванного нехваткой электроэнергии в стране и продолжающимся несколько месяцев ростом мировых цен на сырьевые товары.
«Инфляция превышает целевой показатель уже в 14 странах «двадцатки», и во многих развитых странах масштабы инфляционного давления беспрецедентны», – заявил в четверг глава Минфина РФ Антон Силуанов на встрече министров финансов и управляющих центральными банками G20. Причиной, по мнению министра, является «применение стимулов, несоразмерных возможностям восстановления экономик». Чиновник также призвал коллег последовать примеру России, которая придерживается «траектории нормализации бюджетной и денежно-кредитной политики». При этом он заявил о рисках развития стагфляционного сценария глобальной экономики (когда происходит одновременный рост инфляции и падение экономики).
Энергетический кризис может поставить под угрозу восстановление мировой экономики, заявили в четверг в Международном энергетическом агентстве (МЭА). Там отметили, что кризис увеличит спрос на нефть на 0,5 млн барр. в сутки и может спровоцировать инфляцию и замедлить восстановление мира после пандемии COVID-19.
В России замедление темпов роста экономики уже стало очевидным на фоне достигших антирекорда цифр заражения ковидом и заявления региональных властей о грядущих локдаунах. В четверг были установлены два антирекорда – 31,3 тыс. заразившихся и 986 умерших. Накануне самарский губернатор Дмитрий Азаров допустил локдаун из-за «крайне тревожной» ситуации в области.
Рост экономики в третьем квартале замедлился после окончания фазы активного восстановления, снижение темпов роста далее может оказаться более значительным, говорится в бюллетене департамента исследований и прогнозирования ЦБ «О чем говорят тренды». Рост замедлился из-за внешних и внутренних факторов на стороне предложения. Усиление международных логистических проблем, в том числе из-за ограничительных мер, связанных с коронавирусом, привело к новым задержкам в поставках. Это негативно сказалось не только на внешнеторговом секторе, но и на внутренних производителях (в частности, автомобилестроителях). Сельское хозяйство и переработчики сельхозпродукции пострадали от снижения урожая ряда культур из-за погодных условий. Кроме того, в условиях низкой безработицы нехватка работников из-за недостаточного количества трудовых мигрантов и межотраслевого перетока рабочей силы сдерживает рост в строительстве, сельском хозяйстве и ряде других отраслей, отмечает ведомство Эльвиры Набиуллиной.
Росстат оценил рост ВВП РФ за второй квартал в годовом выражении в 10,5%. Официальный прогноз Минэкономразвития в базовой версии предполагает рост экономики России на 4,2% в текущем году, и на уровне 3% в 2022–2023 годах.
ЦБ РФ еще в начале 2021 года стал работать на опережение инфляционных ожиданий и поднимать ключевую ставку для сдерживания роста цен. «К сожалению, сдерживание инфляции за счет повышения ключевой ставки снижает одновременно доступность банковского кредитования как для корпораций, так и для населения, что негативно влияет на рост экономики страны», – сказал «НГ» исполнительный директор департамента рынка капиталов «Универ Капитал» Артем Тузов.
Эту тенденцию, по словам эксперта, в третьем квартале заметили и в ЦБ РФ, но объясняют ее другими факторами, в том числе влиянием пандемии и нехваткой рабочих рук. «Внешние экономические силы, такие как рост глобальной инфляции, высоковероятное в ближайшее время сильное повышение ставок центральными банками США и ЕС или новая волна пандемии могут больно ударить по российской экономике. И тогда произойдет то, чего опасается Силуанов, когда одновременно с высокой инфляцией произойдет и падение экономики РФ. Этот негативный сценарий может реализоваться уже в 2022 году», – говорит Тузов.
Пауза в восстановлении мировой экономики снизит спрос на товары российского экспорта, что в сочетании с ужесточением денежно-кредитной политики ЦБ и бюджетной консолидацией может привести к существенному замедлению роста российской экономики в будущем году, сказала НГ руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая.
Ускоряющийся рост мировых цен имеет для России как положительные, так и отрицательные стороны, отмечает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. «Очевидные плюсы – получение сверхдоходов от дорогой нефти, металла, зерна. Но уже до конца года мы успеем испытать на себе и многие минусы, так как явно не готовы противостоять импорту внешней инфляции», – считает он.
По итогам 2021 года в стране усилился экономический перекос: сжимающийся рынок внутреннего потребления и жиреющие сырьевые предприятия и экспортеры продуктов питания, продукция которых становится менее доступной внутри страны.
«Если в восстановлении мировой экономики действительно случится короткая пауза (что маловероятно), то это пошло бы российской экономике на пользу. В этом случае остановился бы рост пропасти между сверхдоходами экспортеров и страдающими от безденежья и антивирусных ограничений остальными секторами экономики», – рассуждает Пушкарев.
Мировая экономика после активного восстановления в первом полугодии 2021, с третьего квартала внезапно столкнулась с явлениями стагфляции – ускорение инфляции становится все более устойчивым, а рост экономики тормозится из-за проблем предложения, вызванных нарушениями производственно-логистических цепочек (дефицит компонент, промежуточной продукции, рабочей силы, удлинение сроков перевозок и резкое повышение их стоимости), говорит Беленькая. «Сейчас к этому присоединился еще и энергокризис – резкий рост цен на газ и уголь в Европе и Китае может сделать многие промышленные предприятия неконкурентоспособными и привести к ограничению выпуска продукции и новому витку роста цен. Мы все же надеемся, что стагфляция окажется временной и по мере расшивки узких мест со стороны предложения мировая экономика продолжит рост», - отмечает она.
Россия, с одной стороны, пока выигрывает от мирового спроса на сырьевые товары – в третьем квартале сложился рекордный профицит счета текущих операций, продолжает эксперт. С другой стороны, замедление роста экономики происходит и в России. «В июле-августе промпроизводство перешло к стагнации (а с учетом календарного и сезонного фактора, снижалось по отношению к предыдущему месяцу), в значительной мере из-за дефицита поставок – прежде всего, это относится к производству автомобилей. Однако добывающие сектора может поддержать повышенный спрос на энергоресурсы», - говорит Беленькая.
Потребительский спрос оставался сильным, прежде всего, в непродовольственной рознице за счет роста зарплат, высоких темпов розничного кредитования и дополнительных соцвыплат в августе-сентябре, поясняет эксперт. «Однако до конца года ситуация может осложниться – в стране идет четвертая волна пандемии, а уровень вакцинации остается низким (полностью вакцинировано около 1/3 населения против более 70% в Европе), что уже приводит к усилению ограничений, которые могут замедлить экономическую активность, - продолжает Беленькая. - С другой стороны из-за рекордной за 5 лет инфляции ЦБ продолжает ужесточать денежно-кредитную политику, давая сигналы готовности к будущим повышениям ключевой ставки и усиливая макропруденциальные ограничения – исходя из этого, можно ожидать постепенного охлаждения кредитования, что может замедлить рост потребления. В то же время до конца года мы полагаем, что резкого снижения темпов роста экономики еще не произойдет (эффект будет проявляться скорее в будущем году), и рост ВВП в 2021 г. составит 3,9-4,3%».
комментарии(0)