Польский премьер Матеуш Моравецкий называет ложью разговоры о выходе его страны из ЕС. Фото Reuters
Правительство Венгрии поддержало Польшу в ее споре с Брюсселем о пределах самостоятельности, который имеет и явный экономический аспект. ЕС замораживает выделение средств из общеевропейского фонда «непослушным» членам союза. Из-за конфликта Польша может лишиться около 57 млрд евро Фонда восстановления и устойчивости (ФВУ). Возможность выхода из ЕС поддерживают некоторые политики Венгрии и Польши. Однако такой сценарий грозит Евросоюзу большими потерями. Прямой экономической выгоды от выхода из ЕС не получили бы и «мятежные» страны.
Правовые споры Варшавы и Брюсселя о независимости судебной системы и правах человека тормозят выделение Польше 57 млрд евро из общеевропейского Фонда восстановления и устойчивости.
Этот фонд создан в ЕС для восстановления экономик союза после пандемии. Польша могла рассчитывать как минимум на аванс в размере 13% от полагающейся ей суммы плана (7,4 млрд евро), но Еврокомиссия, хотя и негласно, связывает выделение средств с выполнением постановлений Суда ЕС, связанных с отменой судебной реформы, свободой прессы. Масла в огонь подлило решение Конституционного суда (КС) Польши о признании приоритетными положений Конституции страны над нормами европейского права (см. «НГ» от 11.10.21).
Задержка в предоставлении средств Венгрии также объясняется недовольством ЕС принятием страной консервативных законов против пропаганды ЛГБТ и другими шагами премьера Виктора Орбана, в частности по контролю за СМИ. Евросоюз задерживает предоставление Венгрии 7 млрд евро из ФВУ, истекли уже все сроки, к которым Брюссель должен быть начать выплату Будапешту.
Это вопрос времени, когда и в Венгрии так же остро встанет вопрос о первенстве национального или европейского законодательства, говорят эксперты о стране, которую вместе с Польшей причисляют к «бунтарским» членам ЕС. Такое мнение высказал преподаватель Университета Masaryk в Брно Аттила Винце, которого цитирует в среду венгерское издание Portfolio.hu.
Впрочем, в среду чиновник Евросоюза признал, что Венгрия не нарушает законов ЕС, заключив новый договор с российским «Газпромом». Об этом заявил во время саммита в Киеве верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и безопасности Жозеп Боррель. Государства – члены объединения могут свободно заключать двусторонние соглашения, отметил он, комментируя заключенные в конце сентября два 15-летних контракта «Газпрома» и венгерской компании MVM, по которым Венгрия теперь будет получать газ через Сербию и Австрию в обход украинской территории.
Премьер Польши Матеуш Моравецкий в своем Facebook заявил, что страна не намерена выходить из Евросоюза. Но польскому правительству все же предстоит решить, что делать с возможными вариантами выхода из кризиса, описанными Конституционным судом. И если это будет не изменение европейского права, то нужно либо изменение польской Конституции, или выход из Европейского союза, пишет итальянская Corriere della Sera.
Политолог Андрей Суздальцев считает, что ни Польша, ни Венгрия не смогут выйти из ЕС. «Брекзит и гипотетический Полэкзит отличаются тем, что Великобритания на момент выхода сохранила в значительной степени независимость своей сильной экономики. Сейчас в Польше говорят, что у них сильная экономика, благодаря которой страна сможет обойтись без ЕС, но это абсолютно не так. В Польшу вложены огромные деньги, ее экономика стала сильна именно благодаря европейским инвестициям. Экономики Польши и Венгрии полностью завязаны на экономику Евросоюза, и без нее они существовать не смогут», – говорит эксперт.
Решение польского КС скажется прежде всего на экономике и политической стабильности самой Польши, так как самым вероятным исходом конфликта Варшавы с Брюсселем будет сокращение финансирования Польши из структурных фондов ЕС (в частности, на развитие сельского хозяйства и региональной инфраструктуры), а также заморозка выплат из Фонда восстановления ЕС, сказала «НГ» научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Мария Павлова. «Варшава уже представила Брюсселю Национальный план восстановления, однако, как и Будапешт, пока не дождалась его утверждения. Отсутствие серьезной финансовой поддержки поставит под угрозу реализацию представленного в мае 2021 года «Польского порядка» – наиболее амбициозного плана правительства партии «Право и Справедливость» (ПиС), который должен помочь стране за 10 лет выйти на среднееэсовский уровень по доходам на душу населения и который в значительной степени должен быть осуществлен с опорой на средства ЕС. Организации польских предпринимателей уже назвали решения КС экономическим саботажем», – говорит Павлова.
Вероятность выхода Польши или Венгрии из ЕС чрезвычайно мала, сказал «НГ» старший аналитик компании Esperio Антон Быков. «Достаточно взглянуть на карту торгово-экономических связей обеих стран, где до 80% всего их экспорта приходится на страны ЕС (на Германию 29 и 28% соответственно), чтобы понять, что центр экономического притяжения Польши и Венгрии находится в Берлине, и любые разговоры о разрыве этих отношений скорее стоит считать политическим торгом для упрочнения экономических связей с ЕС», – считает эксперт.
В России это прекрасно понимают, поэтому никаких шагов к пусть даже призрачным перспективам более тесного экономического сотрудничества с Польшей и Венгрией не видно, говорит Быков. «Напротив, товарооборот между Венгрией и Россией в 2019 году в сравнении с 2018 годом сократился на 8,7%, а между Польшей и Россией за тот же период – сразу на 19,4%. Так что даже если представить, что завтра или через год одна из этих стран или даже сразу обе выйдут из ЕС и лишатся своих преференций, то для России с экономической точки зрения это не будет значить практически ничего. Во-первых, потому что их доля в российском экспорте очень мала – 3% у Польши и 0,97% у Венгрии. А во-вторых, потому что номенклатура товарооборота не подразумевает больших возможностей для его наращивания или сокращения. Основной статьей российского экспорта в эти страны являются энергоресурсы, обе страны продолжат их покупать в том же объеме после выхода из ЕС. А импорт из Польши и Венгрии в Россию, где основными товарными позициями являются машины, оборудование, аппаратура, химическая продукция, также останется неизменным, потому что структура российской экономики не требует большего объема этих товаров», – поясняет Быков.
С мая 2004 по сентябрь 2020-го Польша получила от ЕС больше 188 млрд евро, а передала на общие нужды втрое меньше, получив таким образом почти 130 млрд чистой выгоды, посчитала руководитель юридической компании «Синорусс» Сурана Раднаева. «Сценарий выхода Польши из ЕС обсуждается многими видными деятелями как за рубежом, так и в самой Польше. Но вряд ли в нем заинтересовано большинство. По данным последнего опроса общественного мнения, число недовольных членством Польши в ЕС выросло с 11 до 17%, но это все еще почти в 4 раза меньше сторонников членства», – говорит она.
Полэкзит, возможно, принес бы дополнительный рост цен, заморозку темпов роста ВВП, но курс польского злотого к евро стал бы еще более выгодным для иностранных инвесторов, значит, они не только не ушли, а еще и усилили бы свое присутствие в Польше, рассуждает Раднаева. «Кроме того, рабочая сила стала бы еще дешевле для них, власти почти наверняка были бы вынуждены идти на любые экономические шаги, чтобы попытаться исправить сложное положение, а значит, предоставили бы иностранным инвесторам льготы. А инфраструктура, которая уже возведена, осталась бы, поддерживать ее в хорошем состоянии – это не одно и то же, что возводить с нуля. Польша стала бы значительно больше «придатком развитой Европы», но все же сохранила бы определенную экономическую привлекательность. При этом Польша наверняка бы попыталась заработать, оставаясь транзитной страной на пути обмена между ЕС и ЕАЭС с Китаем (сухопутные маршруты)», – отмечает эксперт.
После гипотетического Полэкзита польские предприниматели активнее бы искали рынки сбыта в России, думает Раднаева. «Отношение к структурным проектам вроде «Северного потока» вряд ли бы изменилось. Стратегическое сырье Россия скорее всего начала бы продавать Польше дешевле в надежде «заполучить нового сподвижника».
Эксперт клуба "Валдай", доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Татьяна Романова считает, что демонстрации стали ярким подтверждением тому, что единства польского общества по поводу выхода из ЕС нет. «Наблюдается раскол не только по линии граждане-правительство, но и внутри польской элиты. Проблема серьезная не только с точки зрения «молодых членов» ЕС. Во Франции также высказывалась идея о проведении референдума о необходимости гарантировать верховенство европейского права над национальным. Это вопрос скорее не о выходе Польши и Венгрии из ЕС, сколько вопрос внутреннего устройства ЕС и того, как один из основополагающих принципов интеграции - верховенство права ЕС – будет реализовываться в дальнейшем. Вопрос об экономических последствиях пока не стоит», - говорит она.
комментарии(0)