Фото Reuters
Остановка китайских предприятий из-за дефицита электроэнергии могла остановить квартальный рост экономики КНР. Это будет иметь глобальные последствия, считают западные эксперты. В понедельник власти провинции Ляондин – одного из крупнейших промцентров КНР – сообщили о дефиците электроэнергии в регионе. Энергокризис повышает спрос на российские сырьевые товары. Однако торможение восстановления глобальной экономики создает для РФ новые риски.
В понедельник фондовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) торговались преимущественно в зеленой зоне, несмотря на беспокойство по поводу энергокризиса. «Энергокризис продолжается в КНР и Индии. Они сталкиваются с отключениями электричества, приводящими к еще большим проблемам в глобальных цепочках поставок.
В то же время Китай стихийно увеличивает производство угля для того, чтобы обеспечить бесперебойные поставки электричества», – отметили аналитики исследовательской RaboResearch. Гонконгский индекс Hang Seng утром по Москве рос на 2%, китайский Shanghai Composite – на 0,17%.
Между тем на материковом Китае дефицит электроэнергии сохраняется. Так, в понедельник китайская провинция Ляонин выпустила предупреждение второго уровня о нехватке электроэнергии, пятое за две недели. «Дефицит электроэнергии может составить 4,74 ГВт 11 октября», – цитирует Reuters уведомление, опубликованное управлением промышленности и информатизации провинции Ляонин. Предупреждение второго уровня указывает на нехватку электроэнергии, эквивалентную 10–20% от общего спроса.
Отметим, в конце сентября провинция также выпускала схожие оповещения на каждый из последних трех дней сентября, в результате которых нехватка электроэнергии в регионе достигла 5,4 ГВт в день. В результате сотни тысяч домохозяйств остались без электричества, а промышленные предприятия вынуждены были приостановить производство.
Сама провинция Ляонин – один из крупнейших промышленных регионов КНР, который с середины сентября испытывает нехватку электроэнергии.
Китайские власти пытаются ликвидировать дефицит топлива наращиванием импорта угля. В частности, растут закупки российского угля. Так, китайская CGTN в понедельник сообщила, что за прошедшую неделю Китай импортировал из РФ 36,6 тыс т угля. Среднесуточный объем импорта угля превысил 5 тыс. т, что почти на 21% выше среднего уровня за первые три квартала 2021 года, следует из данных железнодорожного терминала Суйфэньхэ.
Китайские власти приказали угледобывающим предприятиям страны срочно увеличить производство. Как сообщает китайская газета Securities Times, сотрудники Минэнергетики во Внутренней Монголии, одном из крупнейших угледобывающих регионов Китая, поручили 72 местным горнодобывающим компаниям увеличить мощности на 100 млн т. Такое повышение составит 10% от объема добычи угля в регионе в 2020 году (около 1 млрд т).
Поднебесная также фактически игнорирует собственный запрет на импорт австралийского угля. СМИ писали, что на прошлой неделе грузы с австралийским углем были выгружены в нескольких китайских портах без каких-либо проблем.
Однако глобально проблема дефицита до сих пор не решена. По состоянию на прошлую пятницу около 60 угольных шахт в крупнейшей угледобывающей провинции Китая Шаньси были закрыты. По данным Национальной комиссии по развитию и реформам, на 7 октября количество запасов угля на электростанциях на 90% ниже, чем годом ранее.
Высокая стоимость сырья мешает восстановлению энергопотребления в стране. «Более 70% угольных электростанций Китая убыточны из-за высокой стоимости угля», – замечают аналитики банка Citi. Фьючерсы на энергетический уголь Китая выросли на 8% вскоре после начала торгов в понедельник.
Многие эксперты уже не сомневаются, что энергокризис окажет негативное влияние на экономический рост в КНР. Ряд аналитиков и трейдеров полагают, что в четвертом квартале Китай может столкнуться с падением промышленного энергопотребления на 12%, поскольку зимой ожидается сокращение поставок угля.
«Отключение электричества в Китае усугубит экономический стресс, отразившись на росте ВВП в 2022 году. И риски для прогнозов ВВП могут быть выше, поскольку перебои в производстве и цепочках поставок будут сказываться», – сообщает в своем отчете агентство Moody’s.
Экономисты из Societe Generale скорректировали свой прогноз ВВП Китая на третий квартал с 5,5% до 5%. «Экономика Китая под сильным давлением... Судя по последним данным, перебои в подаче электроэнергии уже нанесли заметный ущерб промышленности», – заявили аналитики банка. «В результате мы ожидаем, что в сентябре рост промышленного производства замедлится».
«Мы понизили прогноз роста ВВП Китая на четвертый квартал до 3,6% с ожидавшихся ранее 5%», – заявляет аналитик по азиатским рынкам Oxford Economics Луис Куйс. Аналитики Bank of America полагают, что объемы промпроизводства в Китае резко сократились в сентябре из-за нехватки электричества в энергоемких отраслях. Они также ожидают, что этот фактор повлияет на темпы экономического роста в стране.
Главная причина замедления – сильная зависимость китайского экономики от угля. Уголь обеспечивает 70% выработки электроэнергии в стране.
Проблемы в Китае ожидаемо перекинутся и на мировую экономику. Как отмечает агентство Bloomberg, множество отраслей по всему миру – от японских автопроизводителей до австралийских фермеров – уже начинает ощущать на себе последствия энергетического кризиса в Китае
К примеру, некоторые мировые технологические компании, которые производят компоненты для своей продукции в Китае, уже были вынуждены сократить производство в соответствии с предписаниями властей об экономии электроэнергии. Так, Pegatron, ключевой партнер Apple, в прошлом месяце начал уменьшать использование электроэнергии, а ASE Technology Holding, занимающаяся упаковкой чипов, приостанавливала производство на несколько дней.
Энергокризис может усугубить проблемы автопроизводителей, которые сталкиваются с нехваткой чипов. Японский производитель Toyota Motor, выпускающий в Китае более 1 млн автомобилей в год, сообщил, что некоторые из его предприятий страдают в результате перебоев с энергоснабжением.
Экономисты из Societe Generale не исключают, что дальнейшее ограничения на использование электричества в самых энергоемких отраслях, включая производство стали, алюминия и цемента, в ближайшие месяцы сохранятся. А значит, Китай продолжит активно скупать природный газ, что будет поддерживать дальнейший рост цен на него.
«Дальнейшие перебои в энергоснабжении и связанное с этим сокращение производства усугубят проблемы глобальных цепочек поставок, особенно в том случае, если пострадает производство экспортных товаров», – отмечают в Oxford Economics.
Для России энергокризис в Китае выглядит как плюс. «Россия от китайского энергокризиса получит бесспорные преимущества. С начала октября РФ наращивает поставки в КНР электроэнергии из Амурской области. А дальнейшее развитие энергокризиса может вызывать повышенный спрос Китая и на другие энергоресурсы. Что в целом способно подтолкнуть рост цен на нефть и тем самым способствовать дополнительному развитию российской экономики в целом», – отмечает старший преподаватель РАНХиГС Роман Файншмидт.
Энергетический кризис в Китае – это та редкая ситуация, в которой экономика РФ выигрывает от кризиса, считает исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов. «Россия является одним из крупнейших поставщиков энергии в Китай. И чем дороже будут цены на энергоносители, тем больше заработают российские экспортеры», – указывает он.
Для России энергетический кризис в Китае краткосрочно представляет собой возможность увеличения экспорта угля и природного газа по высоким ценам, соглашается руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая. Однако если он не будет быстро разрешен, продолжает она, приостановка промышленного выпуска китайских предприятий может усилить проблемы с разрушенными после пандемии глобальными цепочками поставок.
«Эти проблемы могут усугубиться, к тому же их диапазон может расшириться – например, на производителей удобрений, чувствительных к росту цен на энергоресурсов. Дефицит удобрений, в свою очередь, может привести к проблемам с урожаем в будущем сельхозсезоне», – рассуждает Беленькая.
Она напоминает: «Китай – основной импортер сырья. И если темпы роста китайской экономики ощутимо замедлятся, то для России это будет означать ослабление спроса на продукты ее экспорта».
Сейчас Россия испытывает позитив, но такой спекулятивный ажиотаж, если цены энергоносителей не снизятся в ближайшие недели, ничем хорошим не закончится, предупреждает эксперт компании «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер. «Предприятия закрываются, а это и потребители наших ресурсов. То есть краткосрочной оптимизм способен завершиться долгосрочным значительным снижением объемов рынка сбыта», – резюмирует он.
Для России временный выигрыш от энергокризиса может оказаться «пирровой победой», - не исключает президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. «В перспективе нескольких месяцев и даже года мы заработаем за счет роста экспорта электроэнергии, роста поставок угля, а также роста цен на энергоемкую продукцию: алюминия, стали, но затем могут начаться проблемы. Проблемы начнутся потом. Замедление экономического роста - это замедление или снижение цен на сырьевых рынках. Кроме того, рост цен на сырье Россия оплатит уже при импорте из того же Китая готовой промышленной продукции и промышленного оборудования, который за последний год существенно вырос», - поясняет эксперт.
Да и в целом энергокризис в Китае может иметь как краткосрочные, так и далеко идущие последствия, продолжает он. «Если мы допустим, что ситуация продлится примерно 2 недели, то это может привести к потере примерно 0,2-0,4% ВВП Китая, то есть 3-6 млрд долл», - сообщает Манкевич.
Среднесрочные последствия могут быть более масштабными. «Во-первых, речь идет о логистическом кризисе. Скоро высокий сезон, а порты Пусана и Владивостока заполнены контейнерами, ряд транспортных компаний прекратили прием новых грузов. То есть мы придем к еще большему удорожанию доставке и срыву срока поставок. Во-вторых, мы получили новый виток ценовой инфляции: сейчас подорожал газ, который используется в производстве удобрений и газохимии. Следом за удобрениями подорожает еда, а следом за газохимией - полиэтилен и полипропилен. Рост цены на продукты и на полиэтилен сделает поход в супермаркет более дорогим удовольствием. Рост цены на энергию приведет к удорожанию всей промышленной продукции и к снижению реальных доходов по всей цепочке», - рассказывает президент РАСПП. Он не исключает начала нового финансового кризиса в случае выхода ситуации из-под контроля.
комментарии(0)