Фото Reuters
Благоприятная для России конъюнктура европейского газового рынка, во многом вызванная реализацией климатического мошенничества, не должна заслонять необходимости повышения эффективности отечественной газовой отрасли.
Обладая богатейшими запасами газа в мире, Россия не входит даже в пятерку крупнейших производителей наиболее выгодного для экспорта сжиженного природного газа (СПГ) и продолжает цепляться за устарелую трубопроводную концепцию, делающую нас заложниками не только потребителей, но и транзитеров.
Монопольное положение «Газпрома» делает расторопность, прозорливость и гибкость совершенно излишними для него – как, впрочем, и для любых монополистов. Кроме того, компания еще со времен премьерства своего создателя Виктора Черномырдина наслаждается весомыми налоговыми поблажками, уже давно не имеющими никаких оправданий.
Объединение добычи, транспортировки, распределения и сбыта создало противоестественную монополию, приносящую «Газпрому» колоссальную ренту.
А закрытость и непрозрачность, похоже, позволяют использовать ее не во благо общества и государства, которое является ключевым акционером газовой корпорации. Так, в начале года «Газпром» согласился выплатить ФНС 1,5 млрд руб. в обмен на признание отсутствия умысла у его руководства: по одному из эпизодов дела (еще 2012 года) маржа связанных с руководством подразделений «Газпрома» посредников составляла 89% (то есть цена закупки была завышена в 10 раз). У миноритарного акционера «Газпрома» Александра Браниса даже «возникло впечатление», что корпорация «почему-то» работает «не на акционеров, не на потребителей, не на государство, а на подрядчиков, которые строят различные объекты».
Важнейшую для России программу газификации «Газпром» проваливает много десятилетий подряд. Ее уровень составляет 71% (и к 2026 году составит 74,7%), а на селе – и вовсе 62%, причем, по мнению экспертов, газ остается недоступной роскошью для трети населения (в том числе в формально газифицированных населенных пунктах). Последние 5 лет монополист направлял на газификацию 36 млрд руб. в год – лишь 1% экспортной выручки, что сопоставимо со спонсированием иностранных футбольных клубов и яхтенных регат (только спонсорский контракт Лиги чемпионов – 4 млрд руб.). Даже для «догазификации» (то есть подключения к газовой трубе населенных пунктов, через которые она физически проходит) понадобилось личное вмешательство президента Владимира Путина!
В экспортной сфере «Газпром», продолжая опираться на формулы расчета цены более чем 20-летней давности, сам лишил себя возможности полноценно воспользоваться фантастическим взлетом цен на газ в Европе. Его доля на европейском рынке снизилась с 36% в 2019-м до максимум 33% в 2020 году, но даже это не подтолкнуло монополию к обновлению стратегии.
Последние 15 лет мир охватила газовая революция: снятие искусственных ограничений и обеспечение прозрачности на рынке газа вызвало качественный скачок его добычи – прежде всего обеспечив «сланцевую революцию», с величавой близорукостью проигнорированную «Газпромом».
В результате за 10 лет США из нетто-импортера стали крупнейшим производителем и одним из крупнейших экспортеров газа в мире, созданы мощности по производству 70 млн т сжиженного природного газа в год, строятся мощности еще на 40 млн т, а мощность заявленных к реализации проектов превышает 300 млн т.
Австралия, полностью либерализовав экспорт СПГ, за 10 лет создала отрасль по его производству мощностью 70 млн т в год – как США.
Англия за те же 10 лет не только нарастила добычу газа в 2,3 раза, но и стала лидером европейского рынка, в том числе за счет создания крупнейшего в Европе газового хаба.
Основной конкурент «Газпрома» по поставкам трубопроводного газа в Европу – Норвегия – с начала века провела полную либерализацию рынка, в том числе экспорта газа. Результатом стал рост добычи в 1,8 раза и рекордные масштабы геологоразведки и прироста ресурсов, а доля Норвегии на европейском рынке выросла с 10 до более чем 20%.
Аналогичные процессы реализуют импортеры; так, Китай для увеличения доли газа в энергобалансе (в том числе для спасения окружающей среды) последовательно снижает ограничения на рынке газа, благодаря чему его газовый рынок в ближайшие годы может превысить по объему европейский.
Экспортная монополия «Газпрома» создает проблемы для него самого: помимо ставших уже рутинными вопросов со стороны регуляторов ЕС, ряд европейских компаний отказывается от закупок у российской корпорации, опасаясь претензий антимонопольных органов.
Развитие единого газового рынка Европы облегчает доступ к конечным покупателям новых поставщиков газа, но самоограничение экспортной политики не дает России использовать открывающиеся возможности.
Между тем экспортный потенциал есть как минимум у «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Сургутнефтегаза». При либерализации экспорта они смогут поставлять в Европу (в том числе по агентским договорам с «Газпромом») 17–25 млрд куб. м трубопроводного газа в год дополнительно к 183 млрд куб. м планового экспорта «Газпрома» (сама корпорация в силу наложенных на нее ограничений обеспечить этот прирост не может), что принесет только бюджету 100–150 млрд руб. дополнительных доходов.
Разумная, с учетом позитивного мирового опыта, а отнюдь не по-чубайсовски оголтелая либерализация газового рынка России, его освобождение от давно утративших смысл монопольных барьеров и административных ограничений качественно повысит эффективность газового хозяйства нашей страны, а с ним – и всей экономики.
Существенно, что это будет означать выгодный для самой России и не связанный с потерей лица шаг к нормализации отношений с ЕС: приведение нашей практики в соответствие с выгодной нам же частью европейских норм. Устранение конфронтации по вопросу, в котором позиция России с трудом поддается рациональному обоснованию и наносит ущерб стране в интересах одной монополии, позволит нам не только качественно улучшить репутацию, но и сконцентрировать силы на конфронтации по другим вопросам, в которых не поддающуюся рациональному обоснованию и контрпродуктивную позицию занимает уже Евросоюз.
комментарии(0)