0
4735
Газета Экономика Печатная версия

05.10.2021 20:34:00

Кремль убедился в реальности климатической угрозы

Из-за энергоперехода Минфин меняет подход к накоплению Фонда национального благосостояния

Тэги: энергопереход, минфин, фнб, бюджет, климатические проекты, выбросы, виэ

On-Line версия. Информация дополнена 21:02 06.10.2021

энергопереход, минфин, фнб, бюджет, климатические проекты, выбросы, виэ Графика rusecounion.ru

Российский бизнес ждет от кабмина мер по поддержке климатических проектов. Минфин же сигнализировал о стремлении из-за рисков энергоперехода накапливать фактически мертвым грузом еще больше средств в резервах. Как при этом сообщили источники Bloomberg, Кремль все же перестал считать климатическую повестку второстепенной и планирует согласовать на конференции в Глазго стандарты измерения выбросов, учет лесов и признание атомной энергетики в качестве «зеленой». Во вторник президент Владимир Путин должен был в закрытом режиме заслушать соответствующие предложения правительства.

На вторник у президента РФ Владимира Путина было запланировано закрытое совещание с правительством по климатической повестке. Как уточнял пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, в частности, президент должен был заслушать доклад главы Минэкономразвития Максима Решетникова, но предполагались и другие выступления – в том числе о темах, которые планируется обсуждать в ходе конференции ООН по изменению климата (COP26) в ноябре этого года в Глазго. В открытой части совещания президент сказал, что максимальные темпы экономического роста РФ должны достигаться одновременно с углеродной нейтральностью.

Как сообщило во вторник агентство Bloomberg со ссылкой на источники, после многих лет публичного отрицания климатической проблемы президент России изменил свой взгляд. Сейчас, как уточняет информагентство, Кремль рассматривает проблемы климата в качестве одной из немногих областей возможного сотрудничества с США и Европой.

На этом фоне Россия серьезно подготовилась к предстоящей конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которая пройдет в ноябре в Глазго. По данным источников агентства, российская делегация скорее всего предложит согласовать стандарты измерения выбросов CO2, учет поглощающей способности лесов РФ, а также признание атомной энергетики в качестве «зеленой».

Между тем, как писала ранее «НГ» (см. номер от 21.09.21), в саму основу энергоперехода в России закладывается несколько противоречий. Ключевым отраслям предстоит отказаться от того, что пока им приносит доход, и заняться выделением значительных средств на болезненную перестройку экономики. Но ни бюджетная, ни денежно-кредитная политика не готова создать для этого благоприятные условия.

Так, Центробанк рассуждает, что экологическую трансформацию больше нельзя откладывать на потом, но одновременно с этим он поднимает ключевую ставку. А Минфин, ссылаясь на энергопереход, меняет подход к накоплению средств в резервах.

В конце прошлой недели Владимир Путин поручил правительству оценить целесообразность поэтапного повышения с 7 до 10% ВВП порога средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), сверх которого они могут направляться на инвестиции. «В целях снижения долгосрочных рисков, связанных с энергопереходом, мы предлагаем минимальный размер ликвидных резервных активов ФНБ довести до уровня 10% ВВП», – сообщил в ходе слушаний по бюджету в Совете Федерации глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, это будет содействовать долгосрочной бюджетной и макроэкономической устойчивости.

Одновременно с этим российский бизнес ждет от правительства РФ поддержки – в том числе, судя по всему, финансовой. Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает правительству «поручить профильным федеральным органам исполнительной власти подготовить предложения по мерам и механизмам государственной поддержки, направленным на стимулирование реализации отечественными компаниями климатических проектов», передает Интерфакс. Речь идет прежде всего о проектах по сохранению и восстановлению лесов, а также по снижению эмиссии в отрасли ЖКХ за счет модернизации производственных процессов.

Рука об руку с проблематикой энергоперехода идет и тема водородной энергетики. Например, Министерство экономики и Министерство науки ФРГ опубликовали «дорожную карту» финансирования международных проектов в сфере водородной энергетики: в общей сложности на период до конца 2024 года на финансирование выделяется 350 млн евро.

Однако в том числе среди европарламентариев есть скептики, предупреждающие о рисках энергоперехода. Например, как передает RT, депутаты Европарламента от Болгарии Ангел Джамбазки и Андрей Слабаков заявили в своем обращении к Еврокомиссии, что план по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу к 2030 году будет для Евросоюза «экономическим самоубийством». По их мнению, ЕС поставил слишком амбициозные цели, что привело к удорожанию квот на выброс углерода на 80%. Причем все это происходит в условиях пандемии, коронакризиса и галопирующего роста цен на газ.

Кроме того, мировые авиакомпании взяли на себя обязательство по сокращению выбросов CO2 до нулевого уровня к 2050 году, сообщила Международная ассоциация воздушного транспорта. Планируется использовать экологически чистое авиационное топливо, электрические и водородные двигатели. Однако, как пишет Financial Times, китайские авиакомпании выступали за то, чтобы перенести срок достижения цели нулевых выбросов отраслью на 2060 год.

Новый удар угрожает и агропромышленному комплексу. Как ранее сообщило британское издание Guardian, в правительстве Нидерландов подготовили радикальные предложения по сокращению поголовья скота на 30%, что вызвало протесты фермеров.

Как пояснил «НГ» соруководитель, директор Инфраструктурного центра «Энерджинет» Национальной технологической инициативы Дмитрий Холкин, говорить о вероятности существенного пересмотра планов безуглеродной экономики в ЕС точно преждевременно. «Единственный пункт, по которому возможен пересмотр, – это признание атомных электростанций в качестве допустимой безуглеродной технологии, – уточнил он. – Тогда станет возможен вариант стратегии декарбонизации, опирающийся на существенное увеличение доли атомной энергии в энергобалансе».

Ждать скорого пересмотра климатической политики Китая тем более не приходится, считает эксперт: «Китай заявил о достижении углеродной нейтральности с 10-летним сдвигом относительно ЕС и США, и эта фора дает Китаю возможность маневра, он будет смотреть на то, как путь к безуглеродной экономике пройдут на Западе».

«Сейчас уже никаких споров об антропогенном характере изменения климата в научных кругах нет, – утверждает старший научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии РАНХиГС Татьяна Ланьшина. – Поэтому пересмотра планов построения безуглеродной экономики не будет».

Сейчас мы наблюдаем признаки фазового перехода – нарастание противоречий, ситуация не поддается прогнозированию, резкие колебания цен – это можно назвать логичным продолжением политики энергоперехода, но страны оказались к нему, судя по всему, не готовы, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Так что, по его словам, в мире вряд ли отменят энергопереход, но не исключено, что страны могут увеличить сроки достижения нулевых выбросов.

Возникшие проблемы на энергетических рынках создают для России не столько риски, сколько возможности для того, чтобы предложить свой вариант энергетического перехода и декарбонизации экономики, добавил Холкин.

«Россия сталкивается не с рисками энергоперехода, а с возможностями – прежде всего экономическими, – соглашается Ланьшина. – Энергопереход приведет к созданию и интенсивному развитию целого комплекса новых высокотехнологичных отраслей. России важно как можно быстрее встроиться в цепочки поставок в этих отраслях и начать получать экономические выгоды энергоперехода».

Заявления представителей правительства РФ указывают на то, что к конференции COP26 в Глазго готовятся позиция и предложения, продолжил Холкин. «Они касаются признания наших климатических проектов, а также соблюдения принципа технологической нейтральности, позволяющего относить к «зеленым» решениям атомные и гидроэлектростанции, – предположил эксперт. – То есть вероятная ставка России будет состоять в том, чтобы принять цели достижения углеродной нейтральности, но выбрать наиболее выгодный и безопасный для себя способ их реализации».

Хотя член генсовета «Деловой России» Алексей Мостовщиков указал на сомнения, что источники «зеленой» энергетики способны покрыть существующий объем затрат. «К 2050 году переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) позволит создать дополнительные 5 млн рабочих мест, 84% рабочих мест в энергетическом секторе будут приходиться на возобновляемый сектор. Планы перехода на ВИЭ реализуются во всех европейских странах, – говорит доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. – Однако не все так однозначно. Переход на «зеленую» энергетику требует больших затрат».

В Германии, как сообщила эксперт, при увеличении энергопотребления на 4,3% доля ВИЭ сократилась на 12%. «Холодная и снежная зима может привести к тому, что доля ВИЭ в возросшем объеме энергопотребления сократится еще больше. Закрытие атомных электростанций и угольных шахт в той же Германии приводит к еще большей потребности в газовых поставках, что «взрывает» цены», – отметила Лебединская. Также эксперт ожидает, что может начаться гонка за доступ к кобальту и литию, которые жизненно важны для батарей.

«Сегодня стало уже очевидно, что альтернативная энергетика при всей ее перспективности пока не готова полностью взять на себя функцию бесперебойного энергоснабжения столь населенного континента. Ветряные, приливные, солнечные и иные электростанции работают, но крайне нестабильно, – отметил аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. – И полагаться исключительно на них – совершать стратегическую ошибку».

«Сегодняшнее смещение вектора в сторону «зеленой энергетики» больше похоже на следование общему тренду зачастую без глубокого анализа экономических последствий, которые могут нести отложенный негативный эффект», – считает вице-президент Российского союза инженеров Шамсудин Зиниев. «Проекты по развитию «зеленых» технологий – в том числе водородной энергетики – предполагают падение мирового потребления традиционных источников энергии. Спрос на нефть в последние 20 лет растет в среднем на 1% в год при среднем росте цен на Brent в 5%. Это соответствует среднегодовому росту мировой экономики на 3%. И чтобы изменить эти соотношения, надо либо произвести значимый технологический прорыв, либо ограничить рост мировой экономики административно», – отметил аналитик компании «Фридом Финанс» Александр Осин. Теперь наиболее реалистичным выходом, по мнению Коренева, была бы срочная корректировка договоренностей с Россией как основным поставщиком энергии в Европу в сторону смягчения принятых ранее ограничений.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские депутаты одобрили социально-инвестиционный бюджет мегаполиса

Московские депутаты одобрили социально-инвестиционный бюджет мегаполиса

Татьяна Астафьева

Главный финансовый документ столицы принят городской думой в трех чтениях

0
1594
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
1913
Подводные камни конференции ООН в Азербайджане

Подводные камни конференции ООН в Азербайджане

Олег Никифоров

Успеет ли Россия подготовиться к изменчивости западных климатических теорий

0
3668
Российской валюте предстоит поумнеть

Российской валюте предстоит поумнеть

Анастасия Башкатова

Центробанк запланировал на 2025 год пилотирование бюджетных операций уже на реальных цифровых рублях

0
3886

Другие новости