Многолетняя реформа такси пока не приносит желаемого результата. Фото агентства «Москва»
Минтранс РФ опубликовал законопроект, по которому самозанятые водители смогут работать только при заключении специального договора со службой заказа такси. Каждый водитель должен будет проходить медосмотр и контроль технического состояния автомобиля перед началом смены. Ответственность в случае ДТП будет нести собственник арендованной машины. Эксперты «НГ» отмечают, что реформа такси идет уже больше 10 лет, и уверены, что нынешний законопроект – далеко не последний.
Минтранс предлагает с 1 марта 2023 года ввести для служб заказа такси ответственность перед пассажирами, пострадавшими при поездках на такси, следует из подготовленного министерством проекта федерального закона, который размещен на портале regulation.gov. Основные пункты разработанного документа предлагается ввести с 1 сентября 2022 года.
Самозанятые водители такси смогут работать только при заключении договора со службой заказа такси, которая осуществляет деятельность с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, говорится в законопроекте. Еще одним условием является прохождение физлицом предрейсовых и послерейсовых медосмотров и проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния автомобиля. Однако в тексте законопроекта требования о посменных медосмотрах отнесены к юрлицам и индивидуальным предпринимателям. Самозанятые же должны проходить регулярные обязательные медосмотры и совершенствовать навыки первой помощи.
Из документа следует, что в случае, если у водителя отсутствует разрешение на перевозку, ответственность за причиненный пассажиру вред в процессе перевозки будет нести сервис заказа такси. В Минтрансе отметили, что сейчас большое количество компаний, заключая с физлицами договоры аренды машин, на которые получены разрешения на осуществление перевозок, «фактически предоставляют за плату право осуществления перевозок легковыми такси и не несут ответственности за предоставляемые в аренду транспортные средства» и за арендаторов-водителей.
Теперь служба заказа такси будет нести солидарную ответственность с перевозчиком и в случае причинения вреда пассажиру, если водитель такси имеет статус самозанятого, но его ОСАГО не смогло покрыть реальный ущерб от инцидента. Впрочем, в дальнейшем сервис заказа сможет взыскать деньги с непосредственного виновника.
Попытки принять новое законодательство о регулировании такси предпринимаются с декабря 2018 года. Однако дальше первого чтения в Госдуме законопроекты не проходили. Как правило, против различных версий поправок выступали крупнейшие российские агрегаторы такси.
Председатель общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова напоминает, что в 2019 году группа сенаторов во главе с вице-спикером Совета Федерации Андреем Турчаком внесла в Госдуму проект закона, регулирующий рынок пассажирских автоперевозок, некоторые положения которого были схожи с новым предложением Минтранса. Зарипова считает, что три года его обсуждений так ни к чему и не привели. Еще раньше, в 2018 году законопроект о такси был разработан группой депутатов Госдумы, который несколько раз получал отрицательные отзывы в правительстве РФ.
Сейчас законопроект опубликован, и есть возможность широко обсудить его, говорит Зарипова. «В нем есть позитивные моменты – например, регулирование вопросов аренды автомобиля. Сейчас после ДТП сложно определить меру ответственности, кто виноват – владелец, предоставивший автомобиль, или водитель. Но есть и положения, которые, как мы надеемся, не дойдут до второго чтения: например, предлагается после лишения водителя прав после восстановления документа еще в течение года не допускать человека до работы в такси. Нам это кажется излишне жестким требованием. Также несправедливо, на наш взгляд, выглядит предложение, по сути, лишать работы за три неоплаченных административных штрафа».
Что касается предложения о введении реестра таксопарков и агрегаторов регионами, то, как отмечает Зарипова, регионам нужна существенная помощь, в том числе финансами на качественное ведение еще двух реестров. При этом Зарипова не видит в законопроекте угрозы повышения тарифов на поездки. «Я не вижу в законопроекте норм, которые могли бы привести к дополнительной нагрузке на стоимость услуги. Переход «нелегалов» в «белую зону» и даже обязательная аттестация на знание объектов культурного наследия много не стоят.
Автоэксперт Сергей Асланян сомневается, что на этот раз в такси удастся навести порядок. «Реформу этой сферы проводят уже более 10 лет, раз за разом практически ежегодно разные ведомства независимо друг от друга предлагают свои решения, но проблема остается прежней: услуги перевозки оказывают непонятно кто, непонятно на чьей машине, без ОСАГО, без документов. В случае ДТП водитель может просто исчезнуть, и найти виновного практически невозможно. Теоретически полиция и департаменты транспорта в регионах, особенно в крупных мегаполисах, где действуют системы видеонаблюдения, могли бы за несколько дней разобраться с «желтыми машинами», машинами «с шашечками». Но складывается ощущение, что искусственно создается мутная среда, где недобросовестные чиновники и гаишники могут подкормиться.
У нас не действует технический контроль. А предрейсовый медицинский контроль наладить практически невозможно, уверен эксперт. Минтранс этим законопроектом пытается переложить часть ответственности на агрегаторов, но в нем нет ни слова о том, как водителю заработать. «В столице аренда автомобиля сейчас обходится в 2,5 тыс. руб. в сутки, еще 1 тыс. надо потратить на бензин, столько же – на взятки, полтысячи – на обязательную автомойку. То есть, только сев за руль, водитель уже должен заплатить 5 тыс., при этом нищее население норовит платить по минимуму. «Заработать 5 тыс. руб. и начать работать на себя можно только за 24 часа работы. А тут Минтранс сообщает, что в цепочке затрат появится предрейсовый контроль, то есть человек с печатью, которому тоже надо будет платить», – рассуждает Асланян.
комментарии(0)