Глава Счетной палаты Алексей Кудрин увидел риски наращивания государственного долга. Фото Sputnik/Reuters
Российский Минфин уже второй год увеличивает госдолг без утвержденных принципов долговой политики, указывает Счетная палата. Объяснения необходимости наращивания дорогих заимствований в условиях достаточных резервов и профицитного бюджета интересует не только аудиторов Счетной палаты, но и независимых экономистов.
Минфин два года подряд ведет масштабные заимствования при отсутствии утвержденной долговой политики, поскольку документ на текущую трехлетку (с 2020 года) не принимался, отмечается в заключении аудитора Счетной палаты Алексея Саватюгина.
Интерес ведомства Алексея Кудрина к госзаймам можно объяснить тем, что растущий госдолг увеличивает затраты бюджета на его обслуживание. Общий объем размещенных в 2020 году на внутреннем рынке ОФЗ превысил 5,31 трлн руб. Их средневзвешенная доходность превышает 5,7% годовых. Часть гособлигаций имеет плавающую доходность, которая гарантированно превышает инфляцию. Для покупателей такие защитные бумаги очень выгодны. А для госбюджета они создают дополнительные риски. Ведь чем выше доля обязательств государства по защитным ОФЗ, тем выше неопределенность для бюджета. В прошлые годы сам Минфин ограничивал долю защитных облигаций уровнем в 25%. А проверка Счетной палаты показала, что этот предельный уровень был превышен почти в полтора раза. Превышение доли защитных инструментов в общем объеме государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, свидетельствует об увеличении процентного риска для федерального бюджета, говорится в заключении ведомства Кудрина.
Доходные гособлигации создают у чиновников искушения обогащения за счет государственной казны. Не удержались от такого искушения, в частности, украинские чиновники, которые выстроили у себя аналог российских госбумаг – облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ). Украинская элита открыто зарабатывает на ОВГЗ, утверждает Виктор Суслов, бывший украинский министр экономики. «Значительная часть украинских министров, работников и руководителей Национального банка Украины, политиков, даже президенты Украины открыто зарабатывали на вложениях в украинские ценные бумаги. Все они хотят подзаработать за счет украинского бюджета», – заявил Суслов украинской прессе.
Доказательств манипуляций рынком ОФЗ в интересах конкретных российских чиновников пока нет. Но почему правительство наращивает заимствования при наличии значительных резервов, не вполне понятно. Ведь только на обслуживание госдолга Минфин РФ собирается потратить около 300 млрд руб. за ближайшие три года. А в качестве объяснений необходимости наращивания госдолга можно услышать лишь одно странное обоснование: будем брать в долг потому, что по сравнению с другими странами уровень госдолга в РФ пока не приблизился к опасному уровню.
Однако СП указывает, что проводимые в 2020 и 2021 годах масштабные заимствования на российском и международных рынках капитала привели к возросшим рискам для федерального бюджета. При этом СП признает, что санкционные риски или пандемия пока не создали нерешаемых проблем.
«Введенные в апреле 2021 года санкции США не привели к всплеску волатильности процентных ставок на рынке и не оказали существенного влияния на процентный риск российского финансового сектора», – отмечает СП.
При этом аудиторы Алексея Кудрина указывают, что государство во многом занимает само у себя, поскольку главными покупателями ОФЗ стали именно госбанки. И именно госбанки компенсировали выход иностранцев с рынка госдолга. Основными покупателями госдолга в 2020 году стали банки, преимущественно государственные. Их доля по итогам года снизилась.
Если в январе на долю нерезидентов и дочерних иностранных организаций приходилось 52% покупателей ОФЗ, то в декабре – 21,3%. Причем осенью на внутреннем рынке ОФЗ их было меньше 6%.
«Государственный долг РФ не превышает 20% ВВП, то есть находится на безопасном уровне», – отмечает Елена Воронкова, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова. Отсутствие государственной долговой политики, по ее словам, негативно отражается на эффективности государственных заимствований. Без обоснованной долговой политики России трудно будет в дальнейшем обеспечить качественное управление государственными долговыми обязательствами, что может отразиться и на стабильности экономики.
«Наращивание госдолга в данный момент – это, по сути, выполнение годового плана, который нужно было просто пересмотреть, так как сейчас он не имеет никакого смысла при профиците бюджета», – считает Михаил Коган, руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами.
«План на 2021 год по объему займов верстался, исходя из того, что проблемы больших дыр в бюджете не закроются так быстро. После того как цены на нефть вышли за 60 долл. за баррель, необходимость в 4 трлн нового долга отпала. Но Минфин продолжил выпускать облигации, продавая их российским банкам», – отмечает эксперт. Весь этот процесс напоминает искусственную поддержку отдельных банков.
комментарии(0)