Михаил Мишустин решил отложить на год введение новых налогов. Фото РИА Новости
Договоренность между властями и крупным бизнесом по спорным вопросам, касающимся изменений в налоговом режиме, достигнута, сообщил в четверг глава Минфина Антон Силуанов после совещания у премьер-министра Михаила Мишустина. «Уже договорились», – ответил он на вопрос о том, сохраняются ли планы снять разногласия до конца недели. Участвовавший в совещании глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, в свою очередь, сообщил, что ретроспективный налог на дивиденды решили пока снять с повестки дня для доработки. По словам Шохина, этот налог точно не введут до 2023 года.
«Налог на дивиденды изымаем из дискуссии, из поправок в Налоговый кодекс и обсуждаем в деталях, поскольку председатель правительства согласился и, кстати, Минфин согласился, что он еще сыроватый, – сказал Шохин. – Бизнес в принципе устраивает то, что не второпях на коленках, как говорится, этот законопроект будет принят. Поэтому мы считаем, что как минимум надо подвинуть сроки его вступления на 1 января 2023 года и за это время доработать детально. А может быть, окажется, что и другой механизм здесь нужен».
По его словам, ставка акциза на жидкую сталь составит 2,7%, НДПИ на железную руду – 4,8%. Также стороны договорились, что правительство создаст рабочую группу с участием РСПП для обсуждения налоговых инициатив. Как сказал Шохин, в частности, группа будет обсуждать законопроект «по принуждению к инвестициям» – об увязке налога на прибыль с размером дивидендных выплат и инвестиций за предыдущие периоды.
О совещании у премьера с представителями бюро РСПП пресс-служба правительства объявила вечером 22 сентября. Речь должна была пойти об изменении налоговой нагрузки на ряд отраслей, о которой накануне докладывал глава Минфина (см. «НГ» от 23.09.21). РСПП включает в себя более 100 отраслевых и региональных объединений и тысячи отечественных компаний, представляющих ключевые секторы экономики. На встречу с правительством союз отрядил тяжеловесов: по данным источников Интерфакса, крупный бизнес на совещании представляли Роман Абрамович, Владимир Лисин, Владимир Потанин, Олег Дерипаска, Виктор Рашников, Алексей Мордашов, Игорь Зюзин, Дмитрий Мазепин, Андрей Гурьев.
Власти и представители металлургических компаний и производителей удобрений с прошлой недели активно обсуждают изменение налоговой нагрузки с 2022 года, которая по инициативе Минфина должна возрасти на бизнес на фоне благоприятной ценовой конъюнктуры. Еще с весны власти советовали крупному бизнесу использовать рекордную прибыль внутри страны. Тратьте больше дома, «здесь спокойнее и надежнее», говорил в марте президент Владимир Путин. В апреле он повторил тезис в Послании Федеральному собранию, сообщив, что власти будут следить за тем, куда идет прибыль компаний. И по итогам года примут решение о возможной «донастройке» налоговой системы. При этом президент обещал поощрять тех, кто вкладывает в развитие экономики РФ.
Мишустин, ранее руководивший налоговой службой, грозил в мае «жадному» бизнесу, выводящему средства за рубеж, прогрессивной ставкой налога на прибыль. Лидерами вывода капитала за рубеж через дивиденды он назвал тогда компании топливно-энергетического комплекса (ТЭК), металлургов и банки.
В мае первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что российские металлурги в 2020 году «нахлобучили» государство, бюджет в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд руб. Он добавил, что средства компании должны вернуть в бюджет в виде налогов. Из представленного Минфином на этой неделе законопроекта следует, что плата за нахлобучивание выросла до 160 млрд ежегодно и бюджет может дополнительно получить свыше 0,5 трлн руб.
На инициативу Белоусова в мае сразу откликнулся глава совета директоров группы «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) Владимир Лисин. Он отметил, что инициатива игнорирует двойной рост налоговых отчислений и рост инвестиций в отрасли, и предложил взамен провести субботник – отработать один день бесплатно, выпустив 200 тыс. т металла для целевой поддержки «социально чувствительных объектов» в РФ.
Хотя, как сообщалось, предприятия сами должны были выработать методы возврата части сверхдоходов, в целом инициатива увеличить налог на добычу природных ископаемых (НДПИ) и налог на прибыль для тех, кто «злоупотребляет» дивидендами, встречена бизнесом в штыки. Ретроспективный налог на дивиденды, который правительство намерено ввести для горнодобывающих компаний, может нести риски для фондового рынка России, снизив его привлекательность для частных инвесторов. Он носит, по сути, штрафной характер, писал Шохин в письме Михаилу Мишустину.
Шохин считает, что предлагаемый подход нарушает основополагающий запрет на применение обратной силы в налоговом законодательстве, так как распространяет новое бремя фактически на предшествующие периоды. Ретроспективный подход к расчету соотношения дивидендов к капиталу и инвестициям не учитывает, что инвестиционные циклы сменяются с промежутком в 5–10 лет – и период «больших дивидендов» закономерно сменяется инвестиционным периодом, говорится в письме. То есть предлагаемый подход лишает компании необходимых средств на будущие инвестиции.
Также эти изменения нарушают прямой запрет в Налоговом кодексе на установление разных ставок налогов в зависимости от формы собственности – ведь планируется не распространять их на госкорпорации и компании с долей государства выше 50%, подчеркнул Шохин. При обсуждении роста налоговой нагрузки на предпринимателей надо учитывать, что российский бизнес должен инвестировать в модернизацию производств для снижения эмиссии парниковых газов в преддверии введения трансграничного углеродного регулирования Евросоюзом, сказал Шохин на конференции Американской торговой палаты в Москве.
От введения ретроспективного налога на дивиденды сильно пострадал бы, например, «Норникель», так как из-за соотношения капзатрат и дивидендов за последние пять лет он может получить ставку налога на прибыль в 30% вместо нынешней 20%, считает Борис Синицын из «Ренессанс Капитала».
В условиях мировой турбулентности правительство готово принимать резкие долгосрочные налоговые изменения, которые драматически влияют на текущую деятельность, а также на экономику запланированных инвестиционных проектов, сказал агентству Reuters источник в одной из металлургических компаний, для которых власти также предлагают изменить подходы к НДПИ. «Это дуло к виску, а не стимулирование», – добавил он.
«Интересный метод «стимулирования» палкой», – сказал топ-менеджер одной из крупных российских компаний-налогоплательщиков. «Такой метод нанесет колоссальный репутационный ущерб нашему рынку, обрушит капитализацию и уж точно сократит практически до нуля и так небольшие иностранные инвестиции. Эффект будет обратный: в Россию инвестировать вообще никто не будет», – сказал он.
Впрочем, в четверг стало известно о заявлении основателя инвестиционной компании Baring Vostok американского бизнесмена Майкла Калви, условно осужденного в России, о том, что он все еще оптимистично смотрит на инвестиции в экономику РФ. «Я планирую и дальше инвестировать в Россию», – заявил Калви. Он отметил, что примерно 95% инвестиционного портфеля Baring Vostok сосредоточено в России и Казахстане.
Дивидендные выплаты позволяли мажоритарным акционерам «получить наличные». Это важно в условиях риска потери контроля над активами или получения дополнительных налоговых претензий, сказал «НГ» директор по стратегии «Финам» Ярослав Кабаков. «На протяжении десятка лет выстраивалась работа по трансформации организационной структуры компаний для максимизации дивидендных выплат. И при изменении правил игры стоит ждать роста капитальных затрат, создания новых центров прибыли и изменения некоторых принципов работы. Без повышения инвестиционной привлекательности заставить мажоритарных акционеров инвестировать в развитие будет сложно, в том числе учитывая штрафной характер фискальных мер», – говорит эксперт.
Рост налоговой нагрузки снизит привлекательность и отдачу на вложенные инвестиции, считает доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Аяз Алиев. «Новые налоги повысят нагрузку и изменят ряд финансовых и инвестиционных показателей эффективности инвестиций. Бизнес не хочет терять инвестиционную привлекательность своих проектов и компаний, так как дивиденды являются одним из инструментов роста привлекательности компании. Новые порядки расчета повлияют на распоряжение собственниками своих средств, и это впоследствии может сказаться на инвестиционных решениях бизнеса и инвесторов».
Когда дополнительная налоговая нагрузка ляжет на бизнес, переговоры с работодателями по тарифному соглашению будут проходить гораздо сложнее, сказал ресурсу BFM.ru. глава Горно-металлургического профсоюза Алексей Безымянных.
комментарии(0)