0
3691
Газета Экономика Печатная версия

20.09.2021 20:01:00

Бизнес обошел стороной рациональное природопользование

Его доля в затратах на приоритетные научные исследования сокращается

Тэги: бизнес, наука, природа, минобрнауки, фальков, правительство, технологии, инновации

On-Line версия. Информация дополнена 20:57 06.10.2021

бизнес, наука, природа, минобрнауки, фальков, правительство, технологии, инновации Глава Минобрнауки Валерий Фальков считает недостаточной активность университетов в вопросах развития. Фото с сайта Министерства науки и высшего образования РФ

Россия заняла 45-е место в Глобальном инновационном индексе (ГИИ), улучшив положение за год, но почти не изменив его за пять лет. Нет кардинальных улучшений ни по обеспеченности ресурсами для инноваций, ни по результативности научно-технической деятельности. Особый вопрос вызывает участие в этой деятельности бизнеса. Как показал анализ «НГ», с 2015 года доля бизнеса во внутренних затратах на приоритетные научные исследования и разработки снижалась. Причем, несмотря на «зеленую повестку», сильнее всего она сократилась в затратах на разработки в области рационального природопользования – в два раза. Госучастие в экологических и научных новациях, судя по исполнению нацпроектов, тоже идет рывками.

В итоговом ГИИ-2021 Россия заняла 45-е место из 132. Этот индекс рассчитывается Всемирной организацией интеллектуальной собственности совместно с Сетью академических партнеров. По сравнению с показателем 2020-го страна поднялась на две ступени. Как уточняют эксперты Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, проанализировавшие ГИИ, «с поправкой на модификации в практике формирования рейтинга – изменения в составе анализируемых стран, корректировку методологии рейтинга, оценки ряда показателей и учета пропущенных значений в данных на пятилетнем горизонте – позиции РФ стабильны и варьируют от 45 до 47-го места». Если быть точнее – по сравнению с 2017-м место России формально не изменилось.

ГИИ-2021 включает 81 показатель. Итоговый рейтинг рассчитывается как среднее двух субиндексов: для ресурсов инноваций (институты, человеческий капитал и наука, инфраструктура, уровень развития рынка и бизнеса) и для результатов инноваций (развитие технологий и экономики знаний, результаты креативной деятельности).

По этим двум субиндексам за пять лет кардинальных улучшений тоже не произошло: Россия занимает 43 и 52-е места соответственно против 43 и 51-го в 2017-м. Хотя за последний год страна выправила свое положение по степени воздействия результатов научно-технической и инновационной деятельности на экономику и общество, поднявшись на шесть позиций: в 2020-м РФ занимала 58-е место.

Как показал анализ «НГ» на основе данных Росстата, объем внутренних затрат на научные исследования и разработки в РФ почти не меняется – годами он составляет около 1% ВВП. Хотя в номинальном выражении рост есть. По итогам 2020-го в РФ было затрачено на научные исследования и разработки около 1,2 трлн руб. Из них более 830 млрд руб. израсходовано на приоритетные направления, к которым отнесены информационно-телекоммуникационные системы; индустрия наносистем; науки о жизни; рациональное природопользование; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика; транспортные и космические системы.

В течение 2015–2020 годов в этих расходах преобладали государственные затраты из бюджетов всех уровней. Хотя их доля сократилась с 64 до 58%. Доля же предпринимательского сектора в этих затратах годами находится на минимальном уровне, причем и она тоже сократилась: с 15 до 13%.

Наибольшее же удивление может вызвать тот факт, что самое сильное сокращение доли бизнеса в расходах на научные исследования и разработки произошло по такому приоритету, как рациональное природопользование: с 30 до 16% за шесть лет. И это, несмотря на «зеленую повестку».

Как сообщалось, например, в Прогнозе научно-технологического развития РФ до 2030 года, перед направлением «Рациональное природопользование» стоят такие вызовы, как введение торговых ограничений в сфере «углеродного протекционизма», изменение климата, истощение запасов некоторых стратегических минеральных ресурсов. Фактически это то, что сегодня – в условиях глобального энергоперехода – становится для российской экономики наиглавнейшим вызовом.

Член генсовета «Деловой России» Алексей Мостовщиков назвал несколько причин сокращения доли бизнеса в расходах на научные исследования и разработки. В условиях неопределенности, к которым теперь добавилась пандемия, «бизнес ориентируется на сиюминутные расходы и пытается сокращать те из них, которые в данный момент необязательны». При этом, как говорит Мостовщиков, «далеко не всегда результаты исследований отвечают истинным потребностям бизнеса».

Связанные с инновациями национальные проекты должны стимулировать спрос и предложение на рынке, но сложно привлечь бизнес, у которого нет средств. «Даже при наличии грантовой поддержки и возмещении части затрат не каждый собственник готов, а главное, может оторвать весомую часть капитала и направить его на исследования», – отметил он. Если же мы говорим про экологию, то зачастую принятие мер в пользу нее грозит еще и серьезными издержками, добавил он.

Кроме того, судя по словам эксперта, иногда проще получить финансирование от зарубежных инвесторов, чем от государственных фондов. «Государству необходимо внимательнее относиться к российским технологиям, вышедшим из коммерческого сектора, а не только выделять финансирование теоретическим разработкам институтов», – считает он.

«Доля расходов на НИОКР сокращается, потому что бизнес часто не умеет правильно выводить новые продукты на рынок, работать с клиентами и управлять научными командами. Мы много раз сталкивались с тем, что даже крупнейшие российские предприятия совершают довольно типичные ошибки, например, не интегрируют будущих клиентов в сам процесс НИОКР. Я знаком с ситуациями, когда потери составляли больше миллиарда рублей», – говорит руководитель Академии ТРИЗ университета «Синергия» Александр Городецкий.

Рациональное же природопользование, по его уточнению, рассматривается чуть ли не как благотворительность, а значит, область невозвратных расходов, а не инвестиций: «Зеленая повестка не воспринимается руководителями компаний как область вложений, особенно в ситуации традиционной неопределенности в мире. Кто будет заниматься рациональным природопользованием, когда стратегические планы составляются на 2–3 года вперед, а не на 10–20 лет?»

Само госучастие тоже, судя по всему, идет рывками, о чем можно судить по исполнению расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов. По данным Минфина на сентябрь, исполнение расходов на нацпроект «Экология» составило около 31%. Это один из худших показателей (ниже исполнение только у нацпроекта «Цифровая экономика»). В составе этого нацпроекта есть федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий», по которому уровень исполнения составляет 0%.

Тут следует пояснить. Как сообщили «НГ» в пресс-службе Минприроды, на сегодняшний день кассовое исполнение нацпроекта составляет уже 32,4%. Это, по уточнению ведомства, соответствует плану, так как основные расходы запланированы на четвертый квартал. В пресс-службе Минпромторга, в свою очередь, напомнили, что федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» «был досрочно завершен».

Такое поручение было дано весной этого года по итогам решений, принятых осенью 2020-го. Хотя еще в декабре 2019-го в Счетной палате тоже уточняли, что по состоянию на тот момент из федерального бюджета на нацпроект было израсходовано только около 33% от плана, при этом по направлению «Наилучшие доступные технологии» кассовое исполнение расходов составляло 0%.

Лучше, казалось бы, ситуация с нацпроектом «Наука и университеты». Его исполнение по состоянию на сентябрь составило, по данным Минфина, 52,7%. Но внутри него самое низкое исполнение – у федерального проекта «Интеграция»: 19,5%. Судя по паспорту, в его рамках предполагается развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии, внедрение отечественных исследований и разработок в экономику и социальную сферу.

«Отечественные компании привыкли работать по четкой схеме: техзадание (заказчик – государство или компания с госучастием), затем исполнение. Но чтобы успеть вовремя, исполнитель предоставляет ранее завершенный проект», – пояснила доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. И данная схема, как считает эксперт, в большинстве «превращается в лоббирование интересов».

«Необходимо увеличить темпы цифровизации государственных сервисов. Это позволит снизить временные затраты на реализацию государственных программ, соответственно, увеличив бюджетное исполнение федеральных проектов, в частности, тех, которые отвечают за интеграцию НИОКР в экономику», – считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Еще одним слабым звеном в инновационной деятельности становятся и сами университеты. Как сообщал глава Минобрнауки Валерий Фальков, сейчас примерно трети университетов нечего предложить с точки зрения развития. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пушкинский музей закольцовывает историю с помощью искусственного интеллекта

Пушкинский музей закольцовывает историю с помощью искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Истина на кончиках пальцев

0
1346
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
5328
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
2212
 В деле Владимира Тебекина появились новые лица

В деле Владимира Тебекина появились новые лица

Сергей Савельев

0
4136

Другие новости