Первый вице-премьер Андрей Белоусов стимулирует капитальные вложения компаний и поднимает для них налоги. Фото фонда «Росконгресс»
Донастройку налогов в РФ анонсировал президент Владимир Путин в своем Послании в апреле этого года. Эта донастройка должна была поощрять инвестиции компаний и дестимулировать вывод средств через дивиденды. Однако последние обсуждения в правительстве новых налогов показывают, что стимулирования инвестиций не получается. А получается только изъятие доходов у компаний-экспортеров. Окончательное решение по налогам на разные виды ископаемых пока не объявлено.
Повышение налогов для прибыльных секторов российской экономики министры правительства начали обсуждать в среду и продолжили в четверг. По словам нескольких источников, на совещании в среду обсуждалась прогрессивная шкала налога на прибыль. Суть идеи такова: определенный коэффициент к ставке налога на прибыль будет действовать для всех компаний отрасли, а его размер будет зависеть от дивидендов и капвложений: чем выше дивиденды и ниже капвложения, тем выше коэффициент.
«Тема обсуждалась в общем виде как стимул к инвестированию. Но в ходе дискуссии бизнес показал, что эта схема может работать только для маргинальных случаев, когда дивиденды кратно превышают капитал», – рассказал Интерфаксу один из участников совещания представителей крупных компаний с первым вице-премьером Андреем Белоусовым.
Акционеры крупных компаний за счет дивидендов на свои пакеты финансируют проекты в других отраслях, поэтому будет сложно отделить профильные инвестиции от непрофильных. «Поэтому бизнес считает, что лучше просто повысить налог на прибыль на один год, если очень хочется изъять «сверхдоходы», связанные с благоприятной ценовой конъюнктурой. И потом уже разбираться с разными схемами корректировки налоговой системы», – рассказал один из участников обсуждения.
Обсуждавшаяся идея увязывания налогов с дивидендами и инвестициями прозвучала еще в апреле в Послании президента Федеральному собранию. «Кто-то выводит дивиденды, а кто-то вкладывает в развитие своих предприятий и отраслей. Будем поощрять, конечно, тех, кто вкладывает», – заявил тогда Владимир Путин. «Посмотрим, как будет использована эта прибыль, и с учетом этого по итогам года будем принимать решения о возможной донастройке налогового законодательства», – объяснил глава государства. И сказал, что ждет от правительства конкретных предложений. Стимулирование бизнеса к инвестициям – это часть общей стратегии властей по «запуску инвестиционного роста».
Однако правительственные предложения, похоже, будут не столько стимулировать инвестиции, сколько изымать в казну доходы компаний-экспортеров. Минфин РФ предложил изменить формулу расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с привязкой к мировым ценам для железной руды, коксующегося угля, удобрений и многокомпонентных руд Красноярского края, сообщили агентству Reuters четыре источника, знакомых с обсуждением.
Глава Минфина Антон Силуанов предлагает увеличить налог на добычу полезных ископаемых. Фото со страницы Министерства финансов РФ в «ВКонтакте» |
Правительство уже ввело пошлины на вывоз металлов в попытке сдержать рост цен на внутреннем рынке. Доходы казны от этих пошлин составят около 165 млрд руб. При этом Минфин предпочитает вместо временных пошлин привязать НДПИ к мировым ценам на сырье.
В начале года власти уже ввели подобный механизм ограничения экспорта для сдерживания внутренних цен на зерно. Об эффекте в четверг рассказал президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Ограничение экспорта зерна, по его словам, может привести к падению выручки аграрного комплекса на 40% – «либо к снижению технологичности при сохранении объема озимого сева, либо к снижению площади озимого сева, если удастся сохранить технологичность». На поддержание технологичности и сохранение объемов озимого сева денег не хватит, считает Злочевский. При этом цели по удержанию внутренних цен не были достигнуты.
В дискуссиях о новых налогах нужно учитывать аргументы и чиновников и экспортеров, считает Равиль Ахмадеев, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова. Аргументы государства убедительны в части изъятий налогов со сверхдоходов и перераспределения их на общественные и социальные нужды, считает эксперт. Однако при расчете новых налогов нужно учитывать и растущие издержки у компаний-экспортеров. «Помимо металлургов сверхдоходы получил и сектор фармацевтики», – напоминает Ахмадеев. Но налоги для фармсектора пока не повышаются.
«Через повышение налогов на экспортные отрасли решить вопрос по инвестированию в инфраструктуру страны невозможно», – считает Михаил Коган, руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами. Ключевой фактор для притока денег в развитие бизнеса и инфраструктуры – это инвестиционный климат, который в России далеко не оптимален, отмечает эксперт.
«Налоги предлагается увеличить только на экспорт и сверхприбыль относительно прошлых лет. Как только товарные рынки вернутся в привычное состояние и разрядится проблема мировой инфляции, пошлины начнут понемногу снижать, доводя налогообложение до предкризисного уровня», – прогнозирует Михаил Коган.
комментарии(0)