Отмена обязательного техосмотра для авто ставит вопрос о рентабильности пунктов ТО. Фото РИА Новости
Российское правительство поддерживают отмену обязательного техосмотра (ТО) некоммерческого автотранспорта, заявил в понедельник премьер РФ Михаил Мишустин. Отменой обязательного ТО одни граждане очень обрадованы, а другие – огорчены. Эксперты предвидят волну банкротств пунктов осмотра, а также сложности в прохождении ТО для коммерческого транспорта.
Техосмотр машин для владельцев некоммерческого транспорта предложено сделать добровольным. А обязательный ТО оставить только в случае перерегистрации транспортного средства при смене собственника и при условии, что машине более четырех лет. Также новое правило не будет распространяться на автобусы и грузовики. Вице-премьер Марат Хуснуллин полагает, что это позволит сократить количество техосмотров, которые проходят автолюбители, с текущих 30 млн до 6–8 млн в год.
«Правительство поддержит эту инициативу. Практика показывает, что автолюбители сами активно следят за собственной безопасностью. И будет правильным дать им возможность лично контролировать состояние своей машины», – заявил Мишустин.
Сейчас законопроект об изменении процедуры ТО находится в разработке и должен быть внесен в Госдуму уже на этой неделе, добавил вице-премьер.
В июне руководитель ГИБДД Михаил Черников предложил сделать добровольным ТО легковых машин, не перевозящих грузы и пассажиров. По его данным, на конец 2020 года в стране находилось 46 млн машин, не подлежащих ТО по новым правилам.
Предложение об отмене обязательного ТО тогда не понравилось операторам техосмотра и Российскому союзу автостраховщиков (РСА). В союзе сомневались, что автомобилисты будут проходить ТО добровольно. В РСА напомнили, что значительная часть автопарка России старше 10 лет и находится не в самом лучшем техническом состоянии, и прогнозировали рост аварийности по причине неисправности машин в случае отмены обязательного ТО.
Сейчас в РСА законопроект по упрощению процедуры техосмотра для автовладельца поддерживают. «В первую очередь контролю должны подлежать те системы автомобиля, которые реально влияют на безопасность дорожного движения. При этом больший контроль логично необходим для более старой техники», – заявили «НГ» в союзе.
В РСА также обращают внимание, что сегодня более 4,5 тыс. пунктов техосмотра активно работают и оформляют диагностические карты. «Это говорит о том, что доля осознанных автовладельцев, которые сами считают необходимым проходить техосмотр в срок, велика», – считают в организации.
«Отмена обязательного прохождения техосмотра для заключения полиса ОСАГО не окажет существенного воздействия на страховой рынок, так как статистика не показывает наличия прямой связи проверки техосмотра и убыточности при заключении договора», – говорит руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО компании ВСК Татьяна Кудрявцева.
Ничего не изменится, продолжает директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Павел Нефедов. «Основные факторы, от которых зависит стоимость полиса ОСАГО, а также индивидуальный размер базовой ставки, – возраст и стаж клиента, модель его транспортного средства, страховая история, неоднократные грубые нарушения ПДД и территория эксплуатация транспортного средства. Самое главное – качество вождения. Именно оно влияет на убыточность. Прохождение техосмотра не является фактором, заметно влияющим на убыточность. По данным РСА, доля аварий, произошедших из-за технической неисправности автомобиля, – менее 0,1%», - отмечает он.
«Отмена обязательного техосмотра скорее всего не повлияет на стоимость полисов ОСАГО и пойдет лишь на пользу отрасли. Тариф на ОСАГО рассчитывается индивидуально для каждого водителя, и основной фактор при расчете – качество вождения. Для страховой компании прохождение техосмотра не является фактором, заметно влияющим на убыточность», – соглашается член Ассоциации юристов России Маргарита Курашина. Однако, продолжает она, автовладельцам все равно следует проходить ТО, так как наличие диагностической карты никто не отменял, а за ее отсутствие штраф составляет 500−800 руб. «При этом планируется, что с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие диагностической карты будут штрафовать на 2 тыс. руб. Предполагается, что нарушение будут фиксировать камеры фиксации нарушений ПДД», – отмечает она.
Также, говорит юрист, если будет доказано, что ДТП произошло из-за технической неисправности автомобиля, а у водителя не окажется диагностической карты, то страховая компания будет вправе предъявить ему регрессный иск на сумму компенсации, выплаченной пострадавшим в аварии.
Автомобили в возрасте до четырех лет полностью освобождены от прохождения ТО, напоминает директор по коммуникациям компании Автоdom Анна Уткина. «Соответственно эти изменения не коснутся первичного рынка и не повлияют на страхование в этом сегменте. Однако стоимость ОСАГО может измениться для владельцев авто старше четырех лет. Страховые компании могут ввести понижающие и повышающие коэффиценты для тех, кто располагает или не располагает диагностической картой», – говорит она, полагая, что выгода от непрохождения ТО устремится к нулю из-за повышающих коэффициентов и невыплаты компенсаций в случае транспортных происшествий.
«Отмена обязательного осмотра может привести к тому, что автомобилисты начнут более халатно относиться к техническому состоянию автомобилей. Это, в свою очередь, будет способствовать увеличению числа ДТП с участием неисправных авто. Страховая компания может предъявить регрессные требования виновнику аварии, если авария произошла по причине неисправности автомобиля», – отмечает директор департамента компании «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков.
Для владельцев пунктов ТО отмена обязательного техосмотра – настоящая катастрофа, продолжает он. «Трафика коммерческого и общественного транспорта (автобусы, такси), для которых техосмотр остается необходимым, недостаточно для покрытия расходов на приобретение фото- и видеооборудования для проведения ТО по новым правилам, вступившим в силу с 1 марта 2021 года. В связи с этим часть пунктов СТО обанкротится, что приведет к очередям коммерческого транспорта на оставшихся действующих станциях», – прогнозирует он.
Глава гильдии операторов ТО при Московской Торгово-промышленной палате Игорь Волчек считает новшество непродуманным. «Непонятно, на какой срок будет таким образом выдаваться диагностическая карта», – задается вопросом он. Волчек также полагает, что норма приведет к росту аварий. «Европейская статистика ДТП нам говорит, что 30% аварий происходит именно из-за технической неисправности автомобиля», – говорит он.
Также эксперт прогнозирует сокращение станций ТО. «У нас 80% автотранспорта – это личные авто, а значит не будет смысла содержать столько ТО для коммерческого транспорта», – прогнозирует он, добавляя, что в таком случае непонятно, где будет проходить ТО коммерческий транспорт.
Волчек также не понимает нововведений с учетом уже вступивших в марте новых правил техосмотра, по которым пройти ТО обязаны те владельцы транспортного средства, чей автомобиль достиг возраста четырех лет и возникла необходимость получить первую диагностическую карту. А проходить ТО необходимо в специальных аккредитованных у РСА пунктах. Эксперт считает, что новый закон мотивировал владельцев ТО вложиться в бизнес, а теперь работа 5 тыс. предприятий под вопросом.
Пожалуй, главным негативным последствием новых правил автострахования станет удар по экономике пунктов техосмотра, утверждает главный аналитик компании Esperio Лев Кравец. «И до нововведений рентабельность этой деятельности вызывала сомнения, а теперь многим предприятиям, вероятно, придется закрыться, потому что даже повышение стоимости их услуг вряд ли компенсирует выпадающие доходы. Поэтому государству в скором времени, вероятно, придется решать еще одну проблему, большую нехватку пунктов техосмотра», – рассуждает эксперт.
В Национальном автомобильном союзе также полагали, что операторам ТО из-за нововведения придется закрываться и подсчитывать убытки, а если сократится количество станций ТО, то таксистам и компаниям-перевозчикам будет сложнее проходить техосмотр, который для них обязателен.
«При отмене обязательного техосмотра возрастает ответственность водителей за техническое состояние автосредства. Особенно для автотранспортных средств со сроком службы более пяти лет», – говорит профессор РЭУ им. Плеханова Юлия Ахвледиани. Она считает, что на стоимость полиса ОСАГО не повлияет отмена обязательного техосмотра. «Не повлияет и на объем собранных премий. Однако возможно повышение объема страховых выплат, что может повлиять на показатели финансовой деятельности страховщиков», – не исключает эксперт. Она предлагает ввести повышающие коэффициенты при получении полиса ОСАГО для автовладельцев, чьи авто на ходу свыше пяти лет.
Отмена обязательного техосмотра – правильное и давно назревшее решение. Говорить о том, что оно повлияет на страховой рынок, нет оснований, потому что проведение техосмотров и страхование автогражданской ответственности не имеют четкой финансовой или экономической взаимосвязи, замечает Завкафедрой «Финансы и страхование» Александр Миллерман РАНХиГС
«В освобождении от обязательного техосмотра виден тренд государства на то, чтобы избавить людей от прохождения процедур, которые требуют физического присутствия. В то же самое время следить за состоянием автомобиля в любом случае придется, поскольку это влияет на цену при продаже», - полагает управляющий партнер агентства B&C Марк Шерман.
В ГИБДД полагают, что автомобилисты все равно не проходят техосмотр, а диагностические карты оформляют только для покупки ОСАГО. Многими экспертами признавалось, что рынок ОСАГО и обязательного ТО, мягко говоря, непрозрачен.
Вероятно, в том числе и для его большего «обеления» в июне Госдума приняла закон, который освобождает российских автовладельцев от необходимости предоставлять в момент заключения договора ОСАГО документ о своевременном прохождении техосмотра. Норма вступила в силу с 22 августа. Ранее обязательное страхование автогражданской ответственности осуществлялось только при условии проведения гостехосмотра.
В РСА говорили, что «отвязывание» ОСАГО от обязательного прохождения ТО повысит доступность этого типа автострахования.
«Наличие техосмотра в большинстве случаев сегодня никак не связано с надлежащей проверкой легковых автомобилей. Сама процедура воспринималась и воспринимается автовладельцами как некий пропуск для покупки полиса ОСАГО», – цитирует РИА новости директора по развитию страхового бизнеса «Сравни.ру» Александра Крайника. По его словам, водители умудрялись получить диагностическую карту даже без заезда на станцию или вообще онлайн. «Техосмотр десять лет подряд, все то время, когда его контролировали страховые компании, фальсифицировался. И люди привыкли, что никто осмотр не проходит», – говорил в эфире BFM вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Он подчеркивал: плохое техническое состояние автомобиля – это риск, и его страховые компании во всем мире всегда будут учитывать. Эксперт видел риск в повышении тарифов на ОСАГО, потому что у страховых компаний появляется дополнительная аргументация. «Они не могут оценить техническое состояние автомобилей, они считают тот риск по максималке – это первое. И второе – страховые компании будут устанавливать, что в ряде случаев ДТП произошло из-за плохого технического состояния автомобиля, и будут обращаться в суды с регрессными исками к автовладельцам, что, конечно, фундаментальный риск», – рассуждал он.
комментарии(0)