Сроки доставки грузов увеличиваются по всему миру из-за нехватки контейнеров. Фото Reuters
Средняя цена доставки морского контейнера по основным торговым маршрутам сегодня в шесть раз выше, чем в прошлые пять лет. Причиной такого подорожания стали сбои в глобальных цепочках поставок, дефицит контейнеров, резкое увеличение спроса на товары, а также закрытие портов на карантин. Дополнительные транспортные издержки приведут к подорожанию импортных товаров. Но оно будет менее заметным, чем предыдущий скачок цен на сырьевые и продовольственные товары.
Доставка стандартного грузового контейнера из Китая в Европу стоит сегодня более чем на 500% дороже, чем годом ранее, сообщило агентство Bloomberg. И рост транспортных тарифов продолжается. Мировая логистика все еще не оправилась от потрясений прошлого года, отмены заказов, карантинов и сбоев.
Более того, новые перебои в транспорте, который обслуживает мировую торговлю, случаются и сегодня. В прошлом месяце Китай закрыл терминал своего третьего по грузообороту порта после вспышки COVID-19. И подобные остановки, карантины и задержки продолжают лихорадить всю мировую торговлю. После увеличения сроков нахождения грузов в пути транспортные компании столкнулись с нехваткой свободных грузовых контейнеров. А также с нехваткой свободного транспорта.
Рост стоимости доставки импортных товаров в Россию неизбежно приведет к повышению и розничных цен. Подорожания на десятки процентов только по причине роста транспортных издержек ждать не стоит. Но вместе с другими факторами (дефицит и подорожание сырья) рост цен на отдельные виды импортных товаров вполне может превысить 10-процентный барьер.
«Цены на контейнерные перевозки продолжают взлетать все выше, потому что владельцы судов, портовых терминалов и других транспортных хабов стараются воспользоваться восстановительным промышленным бумом и ажиотажным спросом. Цель «транспортного цеха» проста: как можно быстрее отбить все свои прошлые издержки», – объясняет шеф-аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев. Почти на всех уровнях в цепочках поставок висят огромные кредиты и незакрытые долги. «А перевозчики – одни из тех немногих, кто может диктовать свои условия всем остальным», – отмечает эксперт.
В глобальном обращении оказались триллионы пока не обеспеченных никаким новым товаром долларов. И многие понимают, что рост цен продолжится. И если не закупиться всем необходимым прямо сейчас, то завтра и послезавтра покупать придется значительно дороже. «Именно поэтому время сейчас для заказчиков поставок оказалось ценнее, чем деньги», – считает Пушкарев. Подорожание перевозок – это лишь часть проблемы общего подорожания товаров в окружающем Россию внешнем мире, отмечает эксперт.
Временной лаг для повышения цен по различным группам товаров может составлять от четырех до девяти месяцев, поскольку на складах у продавцов еще есть нераспроданные остатки по старым ценам.
«В мире уже идет замедление роста экономик, это приведет к охлаждению производства и, как следствие, снизит спрос на контейнеры. Их дефицит устранится во втором полугодии 2022 года», – прогнозирует Сергей Кучин, начальник управления персонального брокерского обслуживания «БКС Мир инвестиций».
Спрос на контейнеры в мире растет. «Производство морских контейнеров в России наконец-то начали налаживать. Появилась линия в Челябинске, РЖД собирается строить линию в Башкирии», – напоминает Александр Тимофеев, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова. По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, оборот морских контейнеров вырос по итогам января–августа 2021 года на 7,2%. При этом перевалка импортных контейнеров выросла на 9,5%, отмечает Тимофеев. По его словам, большинство ввозимых морским путем товаров в России уже подорожали от 5 до 20%.
«В среднем доля транспортных расходов во входящей стоимости импортного товара составляет около 3%. Повышение тарифов на перевозку может увеличить это значение до 15%. Но поскольку розничная цена в 2–3 раза превышает входящую стоимость импортного товара, влияние роста тарифов на международную доставку будет несколько сглажено. При прочих равных факторах это приведет к повышению розничных цен максимум на 7%. Ситуацию может усугубить ослабление рубля, что нередко оказывается ключевым фактором в формировании внутренних цен на российском рынке», – считает Анастасия Прикладова, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова. Она считает, что подорожание контейнерных перевозок будет среднесрочным фактором, поскольку до сих пор не нормализовалась ситуация с работой промышленных предприятий и портов. «Впереди нас ожидает очередная волна оживления международной торговли, связанного с повышением спроса на товары в преддверии зимнего сезона и праздниками», – прогнозирует Прикладова.
комментарии(0)