Главе ЦБ Эльвире Набиуллиной все сложнее противостоять волнам глобальной инфляции. Фото РИА Новости
Инфляция, которая достигла в России максимума за пять лет, разочаровала аналитиков, ожидавших сезонной паузы в росте цен. По прогнозу экспертов, Центробанк (ЦБ) продолжит повышать ключевую ставку, приближаясь к 7% годовых. Но насколько эта мера действенна в условиях ускорения инфляции на внешних рынках и не ударит ли она по неокрепшей экономике? Эксперты предупреждают: ужесточение политики ЦБ может стать одним из факторов замедления экономического роста РФ в 2022 году. И добавляют, что помочь в борьбе с инфляцией мог бы Минфин – если бы изменил подход к закупке валюты на внутреннем рынке.
Инфляционные итоги последних шести недель глубоко разочаровывают, сообщается в обзоре Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). «Вместо ожидавшегося и даже чуть-чуть наметившегося было сезонного снижения потребительских цен они вновь стали расти, – пояснил руководитель направления ЦМАКПа Дмитрий Белоусов. – Это тем более странно, что на сезонный фактор накладывается наметившаяся приостановка роста потребительского и инвестиционного спроса, что должно дополнительно сдерживать инфляцию».
Как сообщил Росстат, в августе инфляция в годовом выражении составила почти 6,7% после 6,5% в июле. Это стало максимальным значением за последние пять лет. Такой показатель, судя по оценкам Белоусова, «делает проблемной возможность вписаться в 5,5–6% по итогам года – и почти гарантирует еще один тур повышения ключевой ставки Банка России с соответствующими последствиями для втянувшейся в стагнацию экономики».
Судя по данным Росстата, наиболее подорожавшими в годовом выражении товарами в августе стали сахар-песок (рост год к году на 38%), масло подсолнечное (рост на 27%), куры (почти на 20%), стройматериалы – на 30%.
Минэкономразвития между тем указывает на замедление инфляции в августе в месячном сопоставлении, а также на сезонное удешевление плодоовощной продукции и на начавшееся теперь снижение цен на бензин.
Цены на подсолнечное масло сейчас превышают прошлогодний уровень почти на 30%. Фото агентства «Москва» |
Эксперты по-разному оценили эффект от ожидаемого повышения ставки. «Несмотря на то что инфляция в России сегодня во многом генерируется ростом цен на импортные товары, комплектующие и материалы, ЦБ борется не с международной инфляцией, а с нашей, российской», – считает Мильчакова. Эксперт указала на перенос издержек производства в цены потребительских товаров, на большие объемы социальных выплат из бюджета и на то, что без мер ЦБ мы рисковали получить двузначную инфляцию, как, например, в 2015 году.
Но, как поясняет Беленькая, денежно-кредитная политика (ДКП) – это крупномасштабный инструмент воздействия на всю экономику. Однако вовсе не вся экономика перегрета: «Добывающая промышленность и спрос на услуги еще не восстановились к докризисному уровню, реальные располагаемые доходы населения еще не преодолели негативную динамику».
Слишком быстрое ужесточение может привести к снижению финансовой устойчивости для бизнеса и граждан, затормозить рост потребления и инвестиций, опасается эксперт. ДКП – инерционный инструмент, действующий с временными лагами. «Мы ожидаем, что ужесточение ДКП может стать одним из факторов замедления роста экономики в 2022 году», – сообщила Беленькая.
Повышение ставки до 7% будет означать новый виток сжатия потребительского спроса и сокращения оборотов бизнеса, угнетение экономического роста, полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, бороться с глобальной инфляцией, когда РФ прочно вписана в мировые цепочки, нереально. «Чтобы снизить зависимость российских внутренних цен от импортных составляющих, нужны полноценные отечественные цепочки производства от сырья до конечного продукта, – пояснил он. – Но это в текущих реалиях невозможно».
По словам Беленькой, в распоряжении ЦБ не так много инструментов для снижения инфляции. Однако, по ее уточнению, можно вернуться к обсуждению конструкции бюджетного правила. Ведь, как считает эксперт, «покупки валюты Минфином на внутреннем рынке в таких объемах, как сейчас, приводят к искусственному занижению курса рубля, в то время как его укрепление могло бы содействовать снижению инфляции». С начала года Минфин закупил валюты на внутреннем рынке уже примерно на 1,5 трлн руб.
комментарии(0)