В некоторых американских школах пытаются бороться с распространением вируса, устанавливая в том числе специальные перегородки. Фото Reuters
В Минпросвещения и Минобрнауки сообщили «НГ» о тщательной подготовке школ и вузов к учебному году в условиях пандемии с учетом требований Роспотребнадзора. А из регионов поступают сообщения о переводе на карантин из-за COVID-19 десятков классов и групп в разных образовательных организациях. Вопрос об эффективности мер по минимизации распространения вируса в закрытых помещениях стоит остро. Специалисты говорят о необходимости внедрять комплексный подход к системам вентиляции и очистки воздуха, а не ограничиваться предписаниями чаще проветривать и закупать рециркуляторы. Но комплексный подход потребует от бюджетов всех уровней совсем других расходов.
Первая же неделя сентября ознаменовалась в регионах переводом на вынужденный карантин в общей сложности десятков классов и групп в различных образовательных организациях, от детских садов и школ до техникумов и вузов.
Например, ученики шести классов различных школ Кемеровской области ушли на дистанционное обучение из-за выявленных случаев заражения коронавирусом, сообщили в среду Интерфаксу в пресс-службе регионального Минобразования. Пять классов одной из пермских гимназий были отправлены на карантин из-за заражений COVID-19, подтвердили изданию РБК-Пермь в департаменте образования городской администрации. В Екатеринбурге 12 классов в школах и 10 групп в детских садах перевели на дистанционное обучение из-за коронавирусной инфекции, передает ТАСС со ссылкой на департамент образования администрации.
В ряде случаев карантин объясняют ситуацией не только с COVID-19, но и с ОРВИ. В частности, как сообщается на сайте Роспотребнадзора по Нижегородской области, по состоянию на 8 сентября «в 4,4% образовательных учреждений региона (школы и детские сады) полностью или частично приостановлен учебный и воспитательный процесс (по ОРВИ и по COVID-2019)».
О закрытии из-за коронавирусной инфекции более чем 20 групп в детских садах сообщали в Краснодарском крае. Там же приостанавливали очные занятия в четырех классах школ и в нескольких группах одного из техникумов. В Рязанской области сообщалось о случаях заражений в некоторых вузах. Список регионов, из которых поступают сообщения о карантинах, пополняется.
При этом образовательные организации готовились к новому учебному году с учетом требований Роспотребнадзора. Как сообщили «НГ» в пресс-службе Минпросвещения, перед началом учебного года во всех образовательных организациях проведены мероприятия по уборке и дезинфекции помещений. «В школах ведется особый режим проветривания, применяются меры по обеззараживанию воздуха. Бесконтактными термометрами и входными фильтрами, антисептиками и дозаторами для обработки рук на входе, в классах, столовых, туалетах обеспечены 39 153 общеобразовательные организации», – перечислили в министерстве.
Ведомством проводится ежедневный мониторинг текущей ситуации по борьбе с распространением респираторных заболеваний. «На особый контроль поставлены все меры и предписания органов здравоохранения, которые уже показали свою эффективность в прошлый учебный год и продолжают действовать сейчас», – добавили в Минпросвещения.
В пресс-службе Минобрнауки сообщили «НГ», что подготовка вузов включала как традиционные меры (обеспечение бесперебойного функционирования инженерных систем, систем антитеррористической и противопожарной защищенности), так и меры противодействия угрозе распространения коронавирусной инфекции.
«Вузы, подведомственные Минобрнауки России, подготовлены к новому учебному году в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями Роспотребнадзора, – подчеркнули в министерстве. – В условиях распространения коронавирусной инфекции в вузах учтены все рекомендации Роспотребназдора. Подводя итоги проведенной работы, нужно сказать, что образовательные организации, подведомственные Минобрнауки, в полном объеме готовы к началу учебного года».
В пресс-службе Роспотребнадзора пояснили «НГ», какие действуют требования для образовательных организаций. Перед началом учебного года им было необходимо провести генеральную уборку. Теперь они должны организовать ежедневные «утренние фильтры» при входе в здание с обязательной термометрией, при этом нельзя допускать скопления обучающихся при входе.
Кроме того, требуется усилить дезинфекционный режим (проведение уборок с использованием дезинфекционных средств, наличие антисептических средств для обработки рук, использование приборов для обеззараживания воздуха); создать условия для соблюдения правил личной гигиены; обеспечить наличие и использование средств индивидуальной защиты персоналом пищеблоков.
Требуется закрепить за каждым классом отдельный кабинет (за исключением кабинетов со специальным оборудованием), проводить занятия в актовом и спортивном залах, библиотеке только для одного класса. Нужно организовать учебный процесс по специально разработанному расписанию уроков, графику посещения столовой с целью минимизации контактов обучающихся. Наконец, нужно соблюдать запрет на проведение массовых мероприятий между классами, школами.
Однако возникает вопрос: достаточно ли этих мер и не требовался ли более комплексный подход, включающий, например, модернизацию помещений, систем вентиляции и очистки воздуха перед новым учебным годом?
Подход к вентилированию помещений требует особого внимания. Например, еще весной 2020 года Федерация европейских ассоциаций отопления, вентиляции и кондиционирования REHVA предупреждала о возрастающих рисках заражений в переполненных и плохо проветриваемых помещениях, об опасности мелких частиц, образующихся при кашле и разговоре и не оседающих в течение нескольких часов.
Накануне учебного года Всемирная организация здравоохранения и ЮНИСЕФ призывали не допустить закрытия школ и обеспечить безопасность обучения в странах Европы и Центральной Азии, предприняв особые меры. Судя по материалам на сайте ЮНИСЕФ, эти меры включают: обеспечение вакцинации против COVID-19 для преподавателей и сотрудников школ, а также для детей старше 12 лет с нарушениями здоровья, создающими высокий риск тяжелого течения COVID-19; улучшение вентиляции в классах; ограничение числа детей в классе; физическое дистанцирование и регулярное тестирование детей и персонала.
Как сообщили «НГ» в пресс-службе Минпросвещения, «реализация мероприятий по обеспечению общеобразовательных организаций системой вентиляции и очистки воздуха осуществляется Минпромторгом». На момент сдачи номера в печать Минпромторг комментарий не предоставил.
Профессор Московского архитектурного института, вице-президент некоммерческого партнерства «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике» Марианна Бродач пояснила «НГ», что в первую очередь правильную профилактику от любых заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, внутри общественных зданий обеспечивает система вентиляции.
«На сегодняшний день, к сожалению, регламентирующая литература практически не предусматривает требований к созданию механической системы вентиляции в правильном ее виде, – сообщила Бродач. – Как правило, речь идет только о естественной вентиляции и возможности проветривания путем открытия окон. Конечно, отсутствие правильно организованной системы механической вентиляции приводит к спонтанным перетокам воздушных потоков или в принципе к их отсутствию в помещениях, классах, аудиториях, что самым негативным образом отражается на санитарной обстановке помещений и в целом на успеваемости и состоянии здоровья учеников и студентов».
По словам эксперта, в западных странах давно проведена прямая закономерность между успеваемостью учеников и студентов и контролем CO2 в помещениях, то есть наличием системы механической вентиляции.
«Насколько нам известно, все мероприятия по защите учеников и студентов (в России. – «НГ») сводятся к установке во всех помещениях рециркуляционных обеззараживателей воздуха, – говорит Бродач. – В рамках зданий, где система вентиляции изначально не предусматривалась, подобное решение действительно максимально эффективно за отсутствием иного. Фактически же это лишь один из инструментов, который должен работать в структуре общей системы».
«Основное финансовое бремя за создание и модернизацию систем вентиляции, очистки и обеззараживания воздуха в школах и вузах несут бюджеты всех уровней, – пояснили «НГ» в пресс-службе Счетной палаты. – В отношении вузов это в основном федеральный бюджет, в отношении школ – муниципальный бюджет. Следует отметить, что учреждения имеют право осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность и соответственно указанные расходы могут осуществляться и за счет внебюджетных средств».
Но, как следует из комментария Бродач, важно понять, на какие все же решения направляются ресурсы организаций и бюджетов – на временные полумеры или на долгосрочные преобразования. И как можно предположить, долгосрочные преобразования требуют большего финансирования.
«В ближайшее время мы планируем начать работу над рекомендациями в направлении образовательных учреждений, проводится большая работа в направлении зеленого строительства и создания здоровых зданий, – сообщила также Марианна Бродач. – Сейчас мы видим четкую тенденцию, когда частные учебные заведения предъявляют очень высокие требования именно к правильным системам вентиляции и в целом к созданию здоровой среды, так называемым здоровым зданиям. Как показывает практика, если существуют серьезные инвестиции в частном секторе, то впоследствии они обязательно отражаются и на бюджетном уровне: хороший пример – с энергоэффективными решениями, которые медленно, но верно внедряются на всех государственных строительных проектах».
Традиционно Россия и США для целей обеззараживания используют приборы, оснащенные бактерицидными УФ-лампами, а страны Европы всегда были сфокусированы на HEPA-фильтрах, сообщила «НГ» эксперт компании Ledvance Любовь Матвеева. «Но сейчас европейские страны все активнее изучают тематику ультрафиолета. Так, например, в Баварии, только что начала действовать целевая программа, направленная на поддержку оснащения учебных классов УФ-рециркуляторами для обеззараживания воздуха. Государство компенсирует 50% стоимости такой установки», – сообщила эксперт.
В финансировании закупок приборов в России сегодня существует два подхода: оснащение за счет средств учебного заведения или же родительского комитета, говорит Матвеева. И по ее словам, при закупке через родительский комитет, а не через тендер с четким техзаданием контролировать качество прибора гораздо сложнее.
Не все регионы могут обеспечить финансирование, в отдельных случаях деньги на необходимое оборудование собирают родители учеников, отметил руководитель департамента компании «Универ Капитал» Андрей Верников. Преимущество закупленных приборов, по его словам, в том, что их в дальнейшем можно использовать при сезонных инфекциях, в этом смысле деньги потрачены не зря. Но это не должно быть единственным решением. «Думаю, сегодня на фоне пандемии стало понятно, что воздух как в школах, так и вузах нужно чистить с помощью стационарных установок», – добавил представитель инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский.
Главный же плюс российского подхода, по мнению ряда экспертов, состоит в создании единой по всей стране системы. «В отличие от России в США нет единой системы управления школами по вопросам борьбы с пандемией или очистки воздуха. Все зависит от штата. Власти каждого штата сами определяют свою стратегию и тактику работы. В России это вопрос решается централизованно, и от этого мы имеем больший выигрыш», – уверен Андриевский. В России образовательные учреждения оснащаются согласно одной методике Роспотребнадзора, в Европе же подход стран Евросоюза кардинально различается, отметил вице-президент Российского союза инженеров Шамсудин Зиниев.
комментарии(0)