0
5295
Газета Экономика Печатная версия

07.09.2021 20:37:00

Украина и Казахстан обогнали Россию по продуктовой инфляции

В СНГ готовы вводить жесткий ценовой контроль за всеми товарными цепочками

Тэги: украина, казахстан, торговля, продукты, цены, цены на продукты, продуктовая инфляция, рост цен


Цены на базовые продукты питания увеличиваются в соседних с нами странах гораздо быстрее, чем в России. Подорожание гречки и других круп в Казахстане и Украине измеряется десятками процентов. Текущая официальная инфляция в этих странах уже перевалила за 10%, тогда как в России она еще держится ниже 7%. Различия в темпах подорожания продовольствия эксперты объясняют высокой долей импорта. А запреты и пошлины на вывоз продовольствия могут оказаться менее значимым фактором, считают эксперты.

Рекордный рост цен на продукты питания наблюдается не только в России, но и в Украине. В Минагрополитики Украины указывают на заметное повышение цен производителей. Так, подсолнечное масло у производителей за год подорожало на 70%, цена поднялась до около 135 российских рублей. Сахар стал дороже на 75%. Закупочные цены на гречку в годовом измерении выросли на 18%, а средняя цена гречневой крупы от производителей – на 14%. Пшеница поднялась в цене на 16%. Кукуруза у производителей подорожала на 27%. Ячменная крупа подорожала в соседней стране на +31%. Отпускные цены на говядину за год увеличились на 13%.

Растут не только цены производителей, но ускоряется и потребительская инфляция. В июле в годовом выражении инфляция ускорилась до 10,2% с 9,5% в июне, сообщил Укрстат. Продуктовая инфляция ускорилась до 10,8% в июле против 9,4% месяцем ранее.

Существеннее всего за год подорожал сахар: в июле рост составил 83,5% в годовом выражении. Цены на растительное масло ускорились до 79% в годовом выражении. Куриные яйца за год выросли в цене на 33%, хлеб и крупы – на 14%, мясо – на 11%, куриное филе – почти на 20%, следует из данных Укрстата.

В украинском Нацбанке ускорение инфляции объясняли восстановлением потребительского спроса и повышением производственных расходов, в частности на сырье, энергию и оплату труда. Рост розничных цен продолжится на фоне увеличения цен производителей. Рост потребительских цен к концу 2021 года составит 9,6%. Однако на данный момент уровень инфляции уже вышел за прогнозные значения.

Разгон продуктовой инфляции наблюдается и в других соседних с Россией странах. Так, в Казахстане пик роста цен пришелся на август и составил 10,4%. К началу сентября продуктовая инфляция замедлилась до 9,9%. Годом ранее продуктовая инфляция в Казахстане составляла 4,4%.

Ситуация с ростом цен особенно обострилась в стране этим летом на фоне чрезвычайного роста цен на картофель. Казахская пресса писала, что стоимость 1 кг картофеля летом подскочила в четыре раза – до 400 тенге за килограмм (около 70 руб.), в то время как «адекватная» цена в 100 тенге наблюдалась только в точках реализации стабилизационного фонда.

Всплеск продовольственной инфляции в стране побудил казахские власти начать проводить политику регулирования цен. Так, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ежегодном послании народу Казахстана 1 сентября отметил неэффективное ценообразование и распределение продовольственных товаров. Он назвал необходимым обеспечение единого контроля над ценами по цепочке от производителя. «Сейчас за эту работу отвечает несколько ведомств. После очередного скачка цен они вместо вдумчивого анализа и принятия эффективных мер начинают кивать друг на друга», – говорил он, призывая распределить зоны ответственности ведомств.

Во вторник в правительстве Казахстана рассказали о конкретном «комплексе мер антиинфляционного реагирования» на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Для сдерживания продовольственной инфляции власти обещают предпринять «конкретные шаги по стабилизации цен на протяжении всей цепи формирования стоимости в секторе». «Будет организована закупка социально значимой продовольственной продукции... Будут расширены механизмы субсидирования и льготного кредитования производителей, увеличены нормы субсидирования для строительства инфраструктуры хранения сельхозпродукции. Будет снижена арендная плата для реализаторов социально значимых продуктов», – пообещали в правительстве.

Создание Единого реестра производителей по стране и запуск аналитической платформы по мониторингу цен, как утверждают власти, «позволит незамедлительно реагировать на локальные вспышки инфляции». «В рамках мер по сдерживанию уровня инфляции на непродовольственные товары предусматривается введение при необходимости ограничений на вывоз сырья и материалов, по которым наблюдается дефицит либо рост цен на внутреннем рынке. Будут реализованы конкретные меры по наращиванию производств с высоким уровнем импорта инфляции», – обещают в кабмине, подчеркивая, что все эти меры позволят до конца года стабилизировать цены.

Россия на фоне соседей выглядит чуть более благополучно. В июле годовая инфляция в стране составила 6,5%. С начала года цены увеличились на 4,68%, следовало из данных Росстата на конец августа.

РФ дальше соседей пошла по пути сдерживания цен через введение повышенных пошлин на экспорт продовольственных товаров. И такие меры в целом можно назвать оправданными. К примеру, экспортные цены на российскую пшеницу с начала сентября достигли максимума с апреля 2021 года, сообщают в аналитической компании «Совэкон». «Цены на российскую пшеницу с содержанием протеина в 12,5% по итогам прошлой недели укрепились на 3 долл., до 301 долл. за тонну. Это самый высокий уровень цен с апреля 2021 года», – рассказывают в компании.

По данным экспертов, с июля цены выросли уже более чем на 50 долл. за тонну на фоне ухудшения видов на новый урожай в России и Канаде.

Однако дополнительным фактором роста цен, по их мнению, является и увеличение внутренних цен, и действие слабо предсказуемой экспортной пошлины. «Связанные риски экспортеры закладывают в цену», – полагают в «Совэконе». По мнению экспертов, дальнейший рост цен на российскую пшеницу под вопросом. «Значительная часть российского урожая пострадала из-за засушливой и жаркой погоды. Не менее важным фактором оказалось сокращение посевных площадей под озимыми, о котором стало известно только в июле», – напоминают они.

Вероятно, сдерживать рост цен российские чиновники надеются и за счет увеличения производства в стране сельхозпродукции. Так, правительство РФ утвердило изменения в госпрограмму развития сельского хозяйства, в соответствии с которыми производство сельхозпродукции (в сопоставимых ценах) в 2030 году по сравнению с 2020 годом увеличится на 14,7%. Соответствующее постановление подписано 2 сентября и размещено на официальном портале правовой информации во вторник. В свою очередь, экспорт продукции АПК к концу 2030 года должен составить 47 млрд долл. Реальный рост инвестиций в основной капитал по сравнению с 2020 годом предусматривается не менее 70%, следует из документа.

Для сравнения: в 2020 году производство сельхозпродукции в РФ по сравнению с 2019 годом выросло на 1,5% (на 1% в растениеводстве, на 2% – в животноводстве), пищевой продукции – на 3,6%, напитков – на 1,1%.

Продовольственная инфляция в этом году – одна большая проблема для всех: и для государств постсоветского пространства, и для европейских стран, уверяют эксперты «НГ». «Это связано с удорожанием всех звеньев цепи производства продуктов питания – от минеральных удобрений до логистики, хранения и хеджирования рисков при пандемии», – рассказывает старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

Рост цен на продовольственные товары в соседних с РФ странах обусловлен многими факторами, главным из которых является привлекательность экспорта продовольственного сырья и готовых продуктов, в том числе в Россию, объясняет профессор РЭУ им. Плеханова Ибрагим Рамзанов.

«Инфляция растет во всем мире и во всех странах – развитых и развивающихся. Но есть определенная закономерность – чем больше страна зависит от импорта, чем меньше производит сама, тем больше страдает от инфляции. Это и объясняет причины увеличения продуктовой инфляции в соседних с Россией государствах», – рассказывает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. 

В нашей стране зависимость от импорта все же меньше, мы больше экспортируем продукцию АПК, чем закупаем, а такие государства как Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и т.д. серьезнее зависят от импорта, который стабильно дорожает с прошлого года по мере вливания денег центральными банками в восстановление экономик развитых стран, продолжает он.
«Получается так, что когда США или ЕС печатают очередную порцию денег для восстановления своей экономики, это ведет к относительному росту инфляции в их странах и к удорожанию товаров в долларах и евро для всего остального мира. У них есть возможности гасить инфляцию за счет того, что их валюты являются резервными, у России или Казахстана – нет. Потому инфляция всегда больше сказывается на развивающихся государствах, и существует понятие «экспорт инфляции», – поясняет эксперт.
А то, что в Казахстане или Украине продуктовые цены растут больше, чем в России, объясняется разницей в доле импорта – у нас его меньше, а значит, и цены (в сравнении с соседними государствами) увеличиваются медленнее и меньшими темпами. «Доля импорта в обороте продовольственных товаров в России в 2021 году достигает 29%, тогда как доля импорта в продуктах питания в Казахстане и Украине – более 50%, причем ощутимая часть этих товаров завозится из России. Соответственно чем больше растут отпускные цены наших производителей, тем выше цены на продукты питания в соседних странах», – сообщает Павел Сигал.
«Россия остается мощной мировой сельхоздержавой, цены на электроэнергию и топливо здесь значительно ниже, вряд ли после выборов в Госдуму им позволят значительно разогнаться», – соглашается эксперт в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода, полагая, что продуктовая инфляция в России может достичь 8% по итогам года.

Очевидно, что рост продовольственной инфляции в Казахстане уперся в потолок покупательной способности граждан, поэтому на фоне относительно стабильного курса тенге производители и ритейлеры стараются не поднимать цены, потому что это будет снижать их прибыль и загрузку производственных мощностей, считает главный аналитик компании Esperio Лев Кравец. «В России и Украине ситуация несколько иная, скачек продовольственной инфляции в Украине чрезмерен к внешним условиям, однако он хорошо демонстрирует, что должно было произойти в России, если бы не антиинфляционная политика правительства», - уверен он.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
454
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
348
Киев готовится к мобилизации и боевым действиям в 2025 году

Киев готовится к мобилизации и боевым действиям в 2025 году

Владимир Мухин

НАТО и Евросоюз планируют продолжать военную поддержку Украины

0
480
Киевские власти вновь отвергли возможность выборов

Киевские власти вновь отвергли возможность выборов

Наталья Приходко

В отличие от полномочий Верховной рады продление полномочий президента не предусмотрено Конституцией Украины

0
378

Другие новости