Российские чиновники могут ужесточить масочный режим в случае очердной вспышки COVID-19. Фото агентства «Москва»
В новом экономическом обзоре Института Гайдара и Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) угроза более широкого распространения коронавируса названа в числе значимых экономических факторов. А в Центробанке ждут падения нефтяных цен в случае нового сокращения мирового спроса.
«Часть экспертов считают, что в октябре в Россию может прийти новая волна (поскольку недостаточное число привитых, а летняя волна смягчилась за счет отпусков и каникул). Другая часть полагает, что статистика не учитывает значительное число граждан, переболевших без официального оформления, а значит, реальная доля граждан с иммунитетом может оказаться достаточной для эффективного противостояния новым вариантам коронавируса», – пишут в экономическом обзоре эксперты РАНХиГС.
Между тем оперативная статистика уже фиксирует рост заболеваний в крупных городах.
А специалисты российского Центробанка опасаются усиления пандемии не столько в России, сколько в других государствах, которые формируют глобальный спрос на энергоносители.
В ЦБ считают, что возможно существенное ухудшение эпидемической ситуации в мире – главным образом из-за появления новых штаммов коронавируса.
«Повсеместное ограничение экономической активности приведет к резкому снижению цены на нефть, до 45 долл. за баррель в 2022 году в среднем. Страны ОПЕК+ введут дополнительные ограничения добычи, но меньшего объема, чем в 2020 году, – и в 2023 году средняя цена вырастет до 50 долл. за баррель в среднем, оставаясь ниже базового сценария. В дальнейшем рост цен будет ограничен из-за слабого восстановления спроса и расширения предложения нефти участниками рынка, в том числе вне ОПЕК+», – пишут чиновники ЦБ.
Однако угроза снижения нефтяных цен уже есть сегодня. По данным Bloomberg, Саудовская Аравия снизила цены на нефть на октябрь для потребителей из Азии. Эксперты считают, что это снижение цены является признаком того, что Саудовская Аравия хочет увеличить продажи и долю на рынке.
Опрошенные Reuters представители азиатских нефтеперегонных заводов ожидали значительно меньшей скидки на Arab Light, в районе 20–40 центов за баррель. (Цены на саудовскую нефть для покупателей из Европы и США в октябре останутся на сентябрьском уровне.)
На Азию приходится примерно две трети экспорта нефти из Саудовской Аравии, и снижение цен, вероятно, вызвано сочетанием нескольких факторов, включая слабые темпы восстановления спроса на нефть в регионе, смягчение ограничений на добычу в странах ОПЕК+, а также стремление королевства вернуть утраченную долю рынка. Несмотря на оживление, Азия импортирует меньше нефти, чем в первые четыре месяца этого года, когда объем превышал 24 млн барр. в сутки, а в феврале оказался более 25 млн барр. в сутки.
«Не стоит удивляться, если показатель заболевших начнет вновь резко расти уже с начала октября. Причина очень проста – статистику можно больше не сдерживать, так как пройдут выборы, и после голосования власть сможет спокойно ужесточить ограничения по пандемии. Поэтому расслабляться определенно не стоит, особенно бизнесу, которому, возможно, вновь придется искать методы обхода ограничений», – считает Николай Переславский, сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute. По его словам, влияние зарубежных ограничений на российскую экономику проявляется в снижении товарооборота и потребления нефти, которое снижается при каждом более-менее жестком локдауне в любом государстве.
«На фоне закрытия ряда провинций и городов в Китае котировки нефти потеряли около 7%. То есть любые запреты и ограничения будут влиять на доходы всей цепочки потребления», – напоминает эксперт.
«Саудовская Аравия работает на себя. Снижение цен для азиатских потребителей – нормальный шаг для того, чтобы укрепить лояльность своей клиентской базы и при возможности немного ее расширить. Саудиты будут бороться за свою долю рынка вне зависимости от обстоятельств, и будут делать это до тех пор, пока нефть будет актуальным товаром на сырьевом рынке», – объясняет Переславский.
«Карантинные ограничения напрямую зависят от эпидемиологической ситуации и способности системы принимать растущее число больных. Поэтому, если программа вакцинации удержит количество заболевших на относительно невысоком уровне, можно ожидать, что значительных ограничений не будет», – прогнозирует Максим Шеин, главный инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций».
При этом он считает, что российская экономика страдает не только от пандемии, но и от других факторов. «Российская экономика и так страдает от целого ряда проблем: недостаточной монетизации, когда денежная масса намного меньше ВВП, отсутствия стимулирования внутреннего спроса, низкого уровня инвестиций и, как следствие, низкой производительности труда, падения реальных располагаемых доходов населения и т.д. И эти неприятности появились задолго до пандемии», – говорит Шеин.
комментарии(0)