Гражданам и бизнесу вскоре предложат широкие возможности заключения договоров не в бумажном, а в цифровом виде. Фото РИА Новости
В скором времени почти любая юридическая сделка граждан и бизнеса будет осуществляться в электронном виде на Единой цифровой платформе подписания, которую сейчас создает Минцифры. Документы будут подписываться электронной подписью, полученной в приложении «Госключ», и храниться в цифровом виде. Это большой шаг вперед в развитии электронного документооборота. Между тем, как поясняют эксперты, платформа внедряется не только ради удобства граждан и бизнеса, но и с целью повысить прозрачность сделок для государства: оно сможет совмещать роли координатора и соглядатая. Недаром в планах внедрение в том числе онлайн-подписания договоров аренды недвижимости. Рынок аренды жилья так и не вышел из серой зоны.
Правительство РФ проводит эксперимент по использованию усиленной электронной подписи. Минцифры выступает координатором эксперимента, среди участников – Ростелеком и ВТБ, которые должны обеспечить по согласованию с министерством создание Единой цифровой платформы подписания документов.
Как ожидается, эта платформа позволит подписывать и хранить электронные документы для всего рынка по единым стандартам. Граждане смогут получать больше цифровых государственных и коммерческих сервисов, а юридическим лицам и госорганам будет обеспечено бесшовное цифровое взаимодействие. Оформить электронную подпись можно будет через приложение «Госключ».
Как пояснили «НГ» в пресс-службе Минцифры, создание технических условий для юридически значимого документооборота – серьезный шаг в цифровом взаимодействии граждан, государства и бизнеса. «Это позволит перейти к безбумажному формату и сократить время на совершение различных операций», – отметили в ведомстве Максута Шадаева.
Приложение «Госключ» позволит пользователям с подтвержденной учетной записью (речь идет о записи на портале госуслуг) дистанционно создавать и подписывать разнообразные документы в доверенной государственной среде и обеспечит надежную сохранность цифровых документов, следует из комментария Минцифры.
«Первым электронным договором, который можно подписать с помощью «Госключа», стал договор на оказание услуг сотовой связи. В будущем перечень сделок и юридических документов, которые можно подписывать с помощью нового сервиса, будет расширен, – отметили в ведомстве. – В том числе планируется использование «Госключа» для онлайн-подписания договоров купли-продажи автомобиля и аренды недвижимости».
«Данная инициатива Минцифры предлагает новый способ обеспечения юридически значимого взаимодействия, который очень органично вписывается в цифровую трансформацию государства и бизнеса», – сообщили «НГ» в пресс-службе Ростелекома.
Появится возможность заключать сделки и подписывать договоры без необходимости личного офлайн-присутствия, без бумажных носителей.
«Удаленный выпуск усиленной подписи в мобильном приложении, хранение документов на платформе – это дополнительные преимущества сервиса, благодаря которым нет необходимости держать у себя договор на физическом носителе», – продолжил собеседник издания.
Как сообщали аналитики Telegram-канала «Майский указ» со ссылкой на Концепцию Единой цифровой платформы подписания, данная мера должна быть полностью реализована для всего населения уже в 2024 году.
«Технология использования усиленной электронной подписи создает ситуацию, когда документация, подписанная гражданином, имеет равную юридическую силу с обычным бумажным документом и личной подписью. Поэтому, безусловно, это новая юридическая реальность», – считает бизнес-аналитик мессенджера Gem4me Анастасия Ильичева.
Между тем, как отметил руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев, электронные цифровые подписи уже несколько лет используются в различных отраслях взаимодействия граждан и юридических лиц с госорганами. А подобная инициатива направлена на все большую цифровизацию.
«С одной стороны, к подобной платформе предъявляются более жесткие требования по охране информации. С другой – государство в лице соответствующих уполномоченных органов получает доступ к еще большему количеству информации о гражданах и бизнесе, что не всегда устраивает последних», – уточнил Скрипилев.
Опрошенные эксперты разошлись в оценках того, станет ли теперь государство третьим – и, скажем так, «нелишним» – участником практически любой сделки, совершаемой на платформе.
Член Ассоциации юристов России Оксана Соболева согласилась с тезисом, что через такую платформу государство внедряет себя в сделку. «Оно не только внедряется, но и будет контролировать и отслеживать в единой базе все житейские ситуации у каждого как физического, так и юридического лица в совокупности с налоговыми органами, банковскими структурами. Данный контроль нужен для прозрачности всех и каждого», – комментирует инициативу Соболева.
«Платформа предполагает не только заключение договоров, но и их хранение как единой базы данных. Для государства как администратора платформы все сделки будут доступны даже без необходимости запросов», – предполагает член генсовета «Деловой России» Алексей Мостовщиков.
«Эта платформа создается не только для удобства граждан и бизнеса, но и для прозрачности сделок для государства. С этой точки зрения государство действительно можно считать третьей стороной любой сделки между физическими и юридическими лицами, поскольку такие документы сразу будут попадать во все базы, – предполагает Ильичева. – Но ведь это происходило и раньше, когда все оформлялось на бумажных носителях, только для этого требовалось время».
«Через подобную платформу государство не внедряет себя в любую сделку», – парирует Скрипилев. Но он уточняет, что государство как координатор будет иметь доступ к информации о совершаемых сделках.
В пресс-службе Ростелекома считают, что говорить о внедрении государства в любую сделку не совсем корректно. «Государство как регулятор формирует среду и способствует развитию инфраструктуры для цифрового юридически значимого документооборота, – пояснили в компании. – В результате появится новый доверенный инструмент для онлайн-сделок и дистанционного подписания и хранения документов». Правила работы в такой цифровой среде будет определять государство.
В пользу версии о том, что эта мера направлена еще и на повышение прозрачности сделок для государства, говорит сам выбор тех документов, подписание которых планируется оцифровать, – например, это договор аренды недвижимости. Тут можно напомнить, что рынок аренды жилья государству так и не удалось полностью вывести из серой зоны.
Как говорит директор управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум» Анна Раджабова, государство и так внедрено в процесс оформления сделок на рынке недвижимости. «Переход права собственности на жилое помещение и договор аренды квартиры сроком более года подлежат регистрации», – уточнила она. Но, вероятно, одна из целей внедряемой цифровой опции – упорядочить тот сегмент рынка найма жилья, где срок аренды составляет менее 12 месяцев, предположила Раджабова.
«Безусловно, электронный ключ или электронная цифровая подпись упростит процесс подписания любых документов и ускорит расчеты, однако сделка с недвижимостью обладает многими факторами и условиями», – говорит Андрей Соловьев, региональный директор департамента городской недвижимости Knight Frank. Как он уточнил, например, в частном секторе договор имеет много нюансов, и стороны договариваются о разных аспектах сделки. Мера поможет упростить заключение договоров для физических лиц, находящихся в разных регионах или странах, добавил он.
Но эксперты пока не ждут массового спроса на такой сервис. «Большинство сдает в аренду без оформления договора», – уточнила Соболева.
Помимо этого уже появлялись новости о предстоящем внедрении онлайн-подписания договоров купли-продажи подержанных автомобилей. В качестве плюса упоминалась полная прозрачность информации о владельцах автомобиля, его характеристиках.
Но еще большее опасение у экспертов вызывает, судя по всему, то, что доступ к информации о совершаемых сделках может получить кто-то еще помимо государства. Так, Соболева указала на необходимость гарантий, что информация, которая будет храниться в единой «папке», архиве, будет защищена. Мостовщиков указал, что «пока совершенно неясно, у кого будет доступ к электронным документам, но, без сомнения, проверяющие органы его иметь будут».
«Плюсы – в оперативности, удобстве, отсутствии лишних формальностей. Минус, пожалуй, только один – опасность утечки данных такой базы в Сеть. Если какая-то третья сторона (кроме государства) будет знать о коммерческих сделках юридических лиц, о крупных приобретениях физических лиц, будет иметь их личные подписи, это может создать для людей и бизнеса много проблем», – считает Ильичева.
В пресс-службе Ростелекома уверили, что электронная подпись, документы и иные чувствительные данные – все это будет храниться в инфраструктуре с высочайшим уровнем киберзащиты.
В компании отметили: «Минусы предлагаемого решения у пользователей могут возникать только из-за неосведомленности о принципах и правилах работы сервиса, что может вызывать негативные настроения и недоверие». Как добавил собеседник издания, «важно понимать, что новый сервис не отменяет и не заменяет привычный формат заключения договоров и подписания документов, если этого хотят стороны».
комментарии(0)