Министр экономического развития Максим Решетников повышает эффективность частных предприятий. Фото с официальной страницы Минэкономразвития в социальной сети
Среднегодовые темпы роста производительности труда в России упали более чем вдвое за последнее десятилетие. Такие выводы сделали специалисты из Высшей школы экономики на основе последних данных международного аналитического центра The Conference Board. В первом десятилетии века производительность труда в РФ росла на 6–7% в год. А в последние годы производительность труда в РФ увеличивается в среднем лишь на 1,5% в год.
Если в период 2000–2009 годов производительность в РФ росла в среднем на 4,4% в год, то в последнее десятилетие – только на 1,5% в год, подсчитали эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) после публикации аналитическим центром The Conference Board новой международной статистики.
Повышение производительности труда – это единственный путь для экономического роста РФ в условиях нарастающей депопуляции. При сокращении численности рабочей силы и незначительном приросте производительности труда страна обречена на сокращение ВВП.
Основные источники экономического роста в России оказались практически исчерпанными еще до начала кризиса 2008–2009 годов, подсчитали в консалтинговой компании McKinsey Global Institute. Перед кризисом 2008–2009 года российские власти собирались к 2020 году удвоить ВВП на душу населения. «Для этого России потребуется обеспечить прирост производительности труда на уровне 6% в год», – оценили эксперты McKinsey. Правда, на фоне череды кризисов Россия погрузилась в десятилетие стагнации с весьма скромными показателями роста производительности труда (ПТ). Эксперты объясняют этот факт снижением общего уровня конкуренции и увеличением доли государства, а также сокращением притока иностранных инвестиций и новаций в Россию.
«Одной из причин замедления роста ПТ стало параллельное падение инвестиционной активности в российской экономике, что было вызвано ростом неопределенности и снижением качества управления на фоне пережитого «нефтяного эльдорадо после 2003 года», – считает Валерий Миронов, замдиректора Центра развития Высшей школы экономики.
Среднегодовой прирост инвестиций в период 1999–2010 годов составлял 9,7%. А в следующем десятилетии прирост инвестиций снизился до 1,9% в год. Невысокая диверсификация экономики, низкое число инновационных компаний и компаний-экспортеров снижает спрос на новые технологии и на высококвалифицированный труд, считает эксперт.
«Западные санкции закрепляют низкую производительность труда и технологическое отставание не столько напрямую (через запреты поставок конкретного оборудования двойного назначения), сколько опосредованно – через снижение финансового доступа к способам повысить производительность на практике», – отмечает Лев Кравец, главный аналитик компании Esperio.
«Рост производительности труда в современном мире связан с научно-техническим прогрессом. Это и новые технологии, и новые поколения техники, и гибкие производства. Россия отстает по этим показателям от развитых стран на годы и десятилетия», – считает Екатерина Федюкович, кандидат экономических наук, преподаватель университета «Синергия».
«Одна из причин замедления – это низкий уровень технологического развития. До 2010 года мы находились в роли догоняющих и импортировали новые технологии. А позже этот ресурс роста производительности исчерпал себя», – объясняет Максим Шеин, главный инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций». По его словам, в стране сохраняются низкие темпы роста оплаты труда, что поощряет неэффективную занятость. «В отраслях, где оплата труда растет быстрее, наблюдается более высокий рост производительности», – отмечает эксперт.
* – в 2021 году. Источник: Центр развития ВШЭ |
«Рост доли государственной экономики отчасти способствует централизованным закупкам нового оборудования. Но и ограничивает конкуренцию за счет эксклюзивных закупок отечественных комплектующих и оборудования в рамках программ импортозамещения», – рассуждает Кравец. «О конкурентной среде, в которой производительность труда давала бы решающее преимущество, часто говорить просто не приходится. Эта ситуация напоминает лимит на легионеров в российских футбольных клубах, который приводит к их деградации благодаря гарантированному месту футболистов в составе», – объясняет эксперт.
В новой модели российской экономики власти пытаются влиять на производительность труда бюрократическими методами. В 2019 году правительство утвердило нацпроект «Производительность труда». Куратором нацпроекта назначен первый вице-премьер Андрей Белоусов, а руководителем – министр экономического развития Максим Решетников.
Нацпроект должен обеспечить рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год. Но изменения конкурентной среды в экономике он не предполагает. Рост производительности должны обеспечить различные совещания, семинары, кампании обучения сотрудников и т.п.
В конце августа 2020 года Максим Решетников сообщил о вовлечении в проект 1662 предприятий из 50 регионов. Более 18 тыс. человек прошли обучение по программе бережливого производства. В мае этого года премьер Михаил Мишустин выделил около 1 млрд руб. до 2024 года на программу повышения квалификации рабочих и организацию рационализаторского движения.
Причин замедления темпов роста производительности труда несколько: недостаточный уровень автоматизации, модернизации производства, особенно в малом и среднем бизнесе. Как в классической формуле, замены труда капиталом не происходит, так как стоимость труда у нас очень низкая, и бизнесу выгоднее использовать ручной труд, платить низкую заработную плату и не вкладывать в модернизацию, автоматизацию производства», - считает Людмила Иванова-Швец, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова. Расходы на обучение персонала в российских компаниях в среднем в 5 раз меньше, чем в иностранных, говорит эксперт. «В некоторой степени повлияли и санкции, которые ограничили приток иностранных инвестиций и новаций, хотя в целом на развитие отдельных отраслей санкции повлияли положительно. В дальнейшем рост производительности труда будет зависеть от качества трудовых ресурсов и темпов модернизации, автоматизации, цифровизации экономики», - прогнозирует Людмила Иванова-Швец.Представители Минэкономразвития (МЭР) уверены, что благодаря их усилиям производительность труда в стране успешно повышается. «Средний рост производительности труда на предприятиях-участниках национального проекта «Производительность труда» по итогам 2019 года составил 7,2% (без дефлятора), 5,2% среди компаний, которые не участвуют в нацпроекте. Расчёт сделан на основании данных, представленных Федеральной налоговой службой РФ», - сообщили в МЭР.
По словам чиновников,показатель производительности труда в базовых несырьевых отраслях по результатам 2019 года составил 105,2% (при плановом значении 101,4%). Показатель рассчитан на основании данных налоговой отчетности за 2019 г., аналогичный показатель за 2020 г. будет рассчитан в 4 квартале 2021г.
«После запуска нацпроекта говорить о тренде падения производительности труда нельзя», - утверждают чиновники МЭР. Главная проблема, по их представлениям, «в отсутствии развитых производственных систем на предприятии». «Сами предприятия выстроить систему не могут. Для этого был создан Федеральный центр компетенций. Его сотрудники помогают сделать реинжиниринг производства. Кроме того, работает льготное кредитование и программы подготовки кадров Всероссийской академии внешней торговли ВАВТ и Ворлдскилс», - объясняют в МЭР.
комментарии(0)