0
5837
Газета Экономика Печатная версия

29.08.2021 20:24:00

Страны – доноры мигрантов нищают из-за закрытых границ

Две трети домохозяйств в Центральной Азии критически зависят от российских денег

Тэги: центральная азия, бедность, трудовые мигранты, отток, пандемия, коронавирус, междунраодная миграция

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

On-Line версия

центральная азия, бедность, трудовые мигранты, отток, пандемия, коронавирус, междунраодная миграция Работа в России – важное условие финансовой выживаемости многих жителей Центральной Азии. Фото РИА Новости

COVID-19 существенно сказался на международной миграции. Закрытие границы снизило приток кадров в РФ и денежные потоки этих работников на родину, что сказалось на уровне бедности там. По итогам 2021 года за чертой бедности может проживать каждый третий житель ряда стран Центральной Азии – основного рынка «поставки» гастарбайтеров в РФ, прогнозируют во Всемирном банке. При этом от российских денег критически зависит две трети домохозяйств этих стран, сообщают эксперты клуба «Валдай» в исследовании «Международная миграция в эпоху пандемии».

Трудовые мигранты – постоянная составляющая российского рынка труда, однако коронакризис ограничил приток гастарбайтеров на российский рынок труда, говорят эксперты.

По данным миграционного учета, в России в течение 2020 года фиксировалось двукратное падение присутствия иностранцев по сравнению с предыдущим годом – 9,3 млн человек, тогда как еще годом ранее – почти 19 млн. Из этого числа официально с целью трудоустройства было зафиксировано 2,3 млн, в 2019-м – 5,5 млн человек.

Применительно к РФ основными «поставщиками» трудовых кадров являются страны Центральной Азии. Как отмечают авторы исследования – ведущий научный сотрудник ИНП РАН Дмитрий Полетаев и профессор Университета штата Теннесси Андрей Коробков, их доля в общем потоке мигрантов продолжает увеличиваться. «Если в 2016 году эта доля составляла 63% (2,7 млн человек), то в 2019-м она выросла до 71% (4 млн), а в 2020-м – до 75% (1,8 млн)», – рассказывают они. Основной поток работников приходился на трудовых мигрантов из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.

И численность мигрантов продолжает сокращаться. На 1 мая 2021 года число мигрантов, указавших при въезде в Россию цель «работа по найму», составило 2,7 млн, что на 35% меньше, чем годом ранее. «А по сравнению с маем 2019 года уехали каждые два мигранта из пяти», – рассказывают эксперты клуба «Валдай».

Отток мигрантов негативно сказался на ряде отраслей российской экономики, где традиционно работают мигранты. Работодатели увольняли или переводили на неполный рабочий день именно мигрантов, таким образом, именно безработица была главным «выталкивающим» из России фактором для трудовых мигрантов, отмечают авторы доклада.

Как показало исследование Международной организации по миграции (МОМ), из-за пандемии COVID-19 ухудшилось положение почти 70% семей мигрантов в России. Основные причины этого – уменьшение заработной платы и недостаточные доходы. Это отметили 44% опрошенных семей, говорили исследователи. Лишились работы 28%, 11% нарастили долги, 9% стали хуже питаться. В результате из-за ухудшившегося финансового положения мигранты все чаще стали задумываться о возвращении на родину.

Впрочем, ухудшилось социально-экономическое положение и в самих странах-донорах. И в первую очередь это касается стран Центральной Азии. По оценкам Всемирного банка (ВБ), уровень бедности в Киргизии в прошлом году вырос с 20 до 31%. Ожидается, что к 2021 году он достигнет 35%. Безработица, скачки инфляции, а также ограничения на выезд в такие страны, как Россия и Казахстан, существенно сказались на уровне бедности в этой стране, отмечают эксперты.

Значительно упал поток мигрантов и из Таджикистана в Россию: на заработки в 2020 году выехало 129 тыс. граждан, примерно в три раза меньше, чем в 2019 году, что привело к росту безработицы и уровня бедности в стране. При этом уменьшилось потребление домохозяйств из-за сокращения денежных переводов от мигрантов, уровень государственных и частных инвестиций снизился по сравнению с доковидным периодом. «Домохозяйства трудовых мигрантов в Таджикистане имеют очень скромную финансовую подушку безопасности, не позволяющую им долго обходиться без доходов от трудовой миграции», – рассказывают в ВБ, подчеркивая, что к сентябрю 2020 года внешний госдолг Таджикистана достиг 40% ВВП. «Пандемия в Таджикистане серьезно отразилась на внутренних доходах и рабочих местах», – отмечали в ВБ.

Сокращение трудовой миграции резко отразилось на экономике и состоянии рынка труда в Узбекистане, рассказывают в ВБ. Опрос банка показал, что сокращение занятости было наиболее заметным у самозанятого населения, у которого доходы всегда находились на низком уровне. Так, в декабре 2020 года 65% домохозяйств в стране фиксировали отсутствие у них финансовых сбережений, что на 14% больше, чем годом ранее. В начале этого года более 12% домохозяйств Узбекистана относило себя к бедным, что стало самым высоким уровнем с лета 2019 года, рассказывают в ВБ.

На финансовый достаток семей также повлияли карантинные ограничения: около 400 тыс. предприятий Узбекистана временно приостановили свою работу или ограничили ее, около 150 тыс. человек вынужденно остались без работы. Кроме того, на рынок труда Узбекистана стали возвращаться трудовые мигранты из других стран, что также оказывает давление на местный рынок труда.

Снижение международной миграции и отток гастарбайтеров из стран – поставщиков работы повлек за собой также снижение денежных переводов мигрантов в их страны. В частности, как рассказывают эксперты клуба «Валдай», в 2020 году трансграничные частные денежные переводы из России в страны СНГ составили 85,6% по отношению к 2019 году, а в страны Центральной Азии и Казахстан – 85,4%. Наиболее заметным было падение трансграничных денежных переводов в 2020 году в Таджикистане: примерно на треть.

Однако, как показывают опросы, мигранты, работающие в РФ, стараются отсылать деньги на родину, несмотря на кризис. Так, согласно исследованию МОМ, в России среди работников из Узбекистана, Киргизии, Таджикистана только 12% всех работающих мигрантов вообще не отсылали деньги на родину в 2020 году. Около половины трудящихся-мигрантов отправляли деньги через платежных операторов, около трети использовали сайт или мобильное приложение банка, а 27% – сайт или мобильное приложение платежных операторов.

Сумма перевода стала меньше у 38% респондентов, почти 40% не пересылали ничего. Ситуация не изменилась у четверти мигрантов, следовало из опроса МОМ.

При этом денежные переводы часто становятся важным фактором для выживания домохозяйства трудового мигранта на родине. Почти половина опрошенных трудящихся мигрантов из Центральной Азии, согласно исследованию МОМ, являлись основными кормильцами в семье, а более трети обеспечивали семью совместно с другим членом семьи. «Финансовая поддержка опрошенных в России мигрантов из стран Центральной Азии имеет критическое значение для двух третей их домохозяйств на родине», – делали вывод исследователи.

Роль денежных переводов из России в экономике стран, откуда прибывают трудовые мигранты, сложно переоценить, соглашаются эксперты. «По данным ВБ за 2019 год, в Таджикистане на долю денежных переводов из-за рубежа приходилось 28% ВВП, в Киргизии – 27% ВВП, в Узбекистане – почти 15% ВВП», – напоминает руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая. Тем не менее рынок труда в России сейчас заметно оправляется после пандемии. «По официальным данным Росстата, на июнь этого года уровень безработицы составил 4,8%. Для сравнения, в 2020 году официально безработных было 5,9%, или около 4,3 млн человек. Позитивная динамика налицо. При этом пусть и неторопливо, но растут и зарплаты», – отмечает директор по коммуникациям платформы «Рокет Ворк» Дмитрий Дригайло, подчеркивая, что дефицит иностранной рабочей силы по-прежнему сохраняется. «Приток мигрантов в 2019 году составил 11,2 млн человек, в 2020-м – 7,1 млн, за истекшую часть 2021 года – 5,66 млн. В среднем в стране на протяжении прошлого года не хватало 20% рабочей силы, а в некоторых регионах и сферах недостаток доходил до 50%. Такая тенденция сохраняется и сейчас – мигрантов не хватает экономике», – рассказывает он, замечая, что многие работодатели пересматривают условия труда в сферах, где традиционно трудилось много мигрантов, привлекая на работу наших соотечественников.

«Рост затрат на зарплаты работников произошли в АПК (в среднем на 20%), секторе общественного питания (на 15–20%), логистике (на 50%) и ритейле (на 25%)», – сообщает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. С одной стороны, не хватает дешевой рабочей силы, которую представляли мигранты, рассказывает он. «С другой – на найм российских работников работодатели тратят больше средств, так как наши соотечественники не готовы работать за те зарплаты, которые получали выходцы из бывшего СССР», – указывает эксперт.

В то же время дешевая рабочая сила не только не дает развития квалифицированных кадров в России среди местного населения, но также приводит к более серьезным системным вопросам в России, считает сооснователь Золотого Инвест Клуба Евгений Шимановский. «Российская компания с российскими рабочими не может быть конкурентной, при участии в тендере на строительство она не может дать конкурентные цены», – замечает он.

Президент Евразийского Бизнес Альянса Андрей Морозов не исключает, что рост бедности в странах Центральной Азии связан не только с оттоком мигрантов из РФ. «Во многом влияет также социально-экономическая обстановка в этих странах. В Средней Азии мы наблюдаем не до конца сформированную современную экономическую модель, подверженную влиянию экономик соседних стран. Неустроенность экономики и, как следствие, недоразвитость целых отраслей народного хозяйства во многом являются причинами, влияющими на рост бедности этих регионов», – говорит он.

Вице-премьер Марат Хуснуллин говорил, что зарплаты в стройотрасли России нуждаются в пересмотре. А глава Минстроя Ирек Файзуллин обещал, что ведомство изменит методику расчета зарплаты для строителей. Он уточнял, что рабочие должны получать «соответствующую заработную плату». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Проект Организации тюркских государств – путь к десуверенизации стран Центральной Азии

Проект Организации тюркских государств – путь к десуверенизации стран Центральной Азии

Александр Кобринский

Реальная власть в ОТГ скорее всего перейдет к наднациональному чиновничеству

0
870
Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
4314
Киргизы вместо России поедут в Турцию

Киргизы вместо России поедут в Турцию

Виктория Панфилова

Анкара обещает помочь мигрантам интегрироваться в новое общество

0
3437
Опрятная бедность Тбилиси

Опрятная бедность Тбилиси

Андрей Непоседа

Настоящая чурхчелла – только в Грузии

0
3705

Другие новости