0
8648
Газета Экономика Печатная версия

26.08.2021 20:31:00

Россия воспользовалась каналом экстренной эвакуации денег из бюджета

Резервный фонд правительства перекачивает из казны триллионы рублей на борьбу с пандемией

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, экстренные траты, рфп, фнб, бюджетная политика, эффективность

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, экстренные траты, рфп, фнб, бюджетная политика, эффективность Глава Минфина Антон Силуанов успешно экономит средства для пополнения специальной кубышки правительства. Фото фонда «Росконгресс»

В условиях пандемии, повлекшей экстренные траты, ключевым каналом распределения бюджетных средств стал Резервный фонд правительства. Как сообщила «НГ» Счетная палата (СП), по состоянию на август его объем приблизился к 570 млрд руб. Но в целом за этот год, судя по данным аудиторов, через фонд прошло уже свыше 1 трлн руб. А в 2020 году он «перекачал» из бюджета на борьбу с форс-мажорами около 4 трлн руб. Этот фонд наполняется в основном «сэкономленными» в рамках бюджетной рутины средствами, которые не были вовремя освоены ведомствами. Возможность делать экстренные финансовые инъекции без дополнительных согласований – позитивный момент. Но эффективность бюджетной политики все же вызывает вопросы.

Объем Резервного фонда правительства РФ по состоянию на 1 августа составил около 568 млрд руб., сообщили «НГ» в пресс-службе Счетной палаты. По состоянию на август объем бюджетных ассигнований Резервного фонда правительства, как следует из данных аудиторов, сначала был увеличен почти на 1,6 трлн руб., а затем уменьшен более чем на 1,1 трлн руб.

Резервный фонд правительства не стоит путать с Фондом национального благосостояния (ФНБ) и тем Резервным фондом, который существовал в России до 2018 года. В ФНБ – а ранее и в Резервный фонд Минфина – направляют нефтегазовые сверхдоходы. Источники и цели Резервного фонда правительства иные.

Например, судя по анализу СП исполнения бюджета за первое полугодие, этот фонд пополнялся за счет не использованных ранее остатков средств федерального бюджета; бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидий и иных межбюджетных трансфертов, по которым отсутствовали соглашения; неиспользованных субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, возвращенных в доходы бюджета. Также туда пошли средства от платежей в возмещение вреда, причиненного водным объектам во время катастрофы в Норильске.

Судя по всему, в него же идут и те ресурсы, которые не осваиваются при реализации нацпроектов (см. «НГ» от 05.08.21). По данным Минфина, исполнение расходов федерального бюджета на реализацию нацпроектов по состоянию на 1 августа составило 50,4% от плана. В лидерах нацпроект «Здравоохранение» с исполнением на уровне 72%, в аутсайдерах – «Цифровая экономика»: менее 17%.

Хотя и у лидеров есть свои проблемы. Так, в рамках нацпроекта «Здравоохранение» хуже всего, судя по данным Минфина, идет исполнение федеральных проектов «Развитие детского здравоохранения», «Создание единого цифрового контура», «Обеспечение медицинских организаций квалифицированными кадрами», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»: по ним освоено соответственно лишь около 23, 23, 26 и 34%.

А использовались бюджетные ассигнования Резервного фонда правительства для трансфертов на выплаты медицинским и иным работникам, на оплату листов временной нетрудоспособности, на выплаты ежемесячных пособий на детей, для финансирования строительства и реконструкции автомобильных дорог и т.д.

Напомним, как ранее сообщал глава Минфина Антон Силуанов, в бюджете-2021 устанавливался объем Резервного фонда правительства на уровне 107 млрд руб. Но этого было явно мало в условиях вызванного пандемией кризиса, на что указывал, в частности, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Однако, по словам Силуанова, даже за пандемийный год кабмину все же удалось «дополнительно накопить» 400–450 млрд руб., которые затем были направлены в Резервный фонд правительства. «Есть норма: если мы не исполняем обязательства и они не являются целевыми и обусловленными специальным законодательством, все это зачисляется в Резервный фонд», – пояснял министр.

При этом, судя по отчетам аудиторов, в целом за 2020 год через Резервный фонд правительства успело пройти около 4 трлн руб. Так, по состоянию на 1 января 2021-го в сводную роспись на 2020 год были внесены изменения, предусматривающие увеличение объема бюджетных ассигнований Резервного фонда правительства почти на 4,5 трлн руб. и уменьшение примерно на 4 трлн руб. Для сравнения: судя по материалам СП, за 2018 и 2019 годы через Резервный фонд правительства «перекачивалось» на различные форс-мажорные нужды по несколько сотен миллиардов рублей.

185-4-3480.jpg
Медики, участвующие в вакцинации, получат
стимулирующие выплаты из Резервного
фонда правительства.  Фото Reuters
В 2020 году в фонд тоже шли как неиспользованные вовремя остатки и ассигнования, так и, например, средства, полученные от продажи обыкновенных акций Сбербанка. Тратились деньги прежде всего на преодоление последствий пандемии. Причем в Бюджетном кодексе прописано, что предельный размер Резервного фонда правительства не может быть больше 3% утвержденного общего объема расходов. Но по факту финансовые власти дали себе возможность превышать этот лимит.

В итоге, как можно судить, ситуация такова, что сначала в течение года текущие бюджетные траты притормаживаются. По разным причинам – будь то неэффективность, неоперативность или негласное стремление побольше сэкономить. А затем эти неизрасходованные средства направляются в специальный Резервный фонд, откуда почти сразу экстренно перераспределяются на решение возникающих неожиданных проблем. И чем чаще случаются форс-мажоры, чем масштабнее неожиданные проблемы – тем больше средств нужно таким образом перераспределить.

«Резервный фонд правительства (до 3% общих расходов) существовал всегда и направлялся на непредвиденные нужды. Чаще всего под этим имелись в виду чрезвычайные ситуации и траты, которые на момент внесения в Госдуму законопроекта о бюджете не могли быть оперативно детализированы правительством, – говорит заведующий лабораторией исследований бюджетной политики РАНХиГС Илья Соколов. – Наращивание подобного резервного фонда уместно скорее в кризисные периоды, когда высока доля неопределенности».

«Этот фонд создан для того, чтобы максимально оперативно использовать средства без длительных расчетов эффективности и согласований между министерствами, – отметил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Ведь как происходит формирование бюджета на каждый год? Ведутся расчеты, учитываются разные инициативы, ведомства дают обоснования».

«Фонд правительства нужен для решения экстренных задач, траты на которые не предусмотрены в бюджете. Вносить статью расходов в бюджет – это долгий процесс, но иногда нужны деньги на экстренные траты, – пояснил руководитель департамента компании «Универ Капитал» Андрей Верников. – Это удобный способ реагирования на форс-мажоры, а они неизбежно будут возникать в текущей ситуации. Объективно в текущей ситуации будут образовываться неиспользованные остатки федерального бюджета, и переложить их в карман правительства – не самая плохая идея».

«Резервный фонд правительства формируется в составе федерального бюджета, его средства расходуются как планово, так и в экстремальных ситуациях техногенного и иного характера, более маневренно, без внесения изменений в раздел «Расходы федерального бюджета», – резюмировала профессор Института государственной службы и управления РАНХиГС Людмила Пронина. – В последнем случае он используется в качестве палочки-выручалочки».

В условиях неопределенности, продолжительной негативной эпидемиологической и санкционной ситуации использование средств фонда приобретает все более постоянный характер, добавила экономист. Наблюдается усиление роли Резервного фонда правительства как позитивного фактора, влияющего не только на преодоление экстремальных ситуаций, но и на решение социально-экономических задач, уточнила Пронина.

С одной стороны, возможность делать экстренные финансовые инъекции в условиях кризиса, когда счет идет, без преувеличения, на дни, – это позитивный момент. Но с другой – сама эффективность бюджетной политики, расходования средств вызывает все же вопросы. Ведь получается, что механизмы пробуксовывают, конструкция слишком громоздкая, деньги тратятся неэффективно либо в принципе не тратятся, и постоянно приходится включать режим ручного управления.

А ведь, как можно предположить, некоторых форс-мажоров – аварий, подтоплений, пожаров, коллапсов системы здравоохранения и т.д. – можно было бы избежать или хотя бы можно было бы надеяться, что они не стали бы столь разрушительными, если бы бюджетные средства с самого начала расходовались эффективно в рамках «бюджетной рутины».

«Использование Резервного фонда правительства как механизма финансирования экстренных расходов вполне логично. Основной вопрос здесь связан с целесообразностью более равномерного финансирования запланированных в бюджете расходов в течение года, чтобы не допускать их систематического недофинансирования к концу года, в результате чего средства уже не могут использоваться по целевому назначению», – говорит руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая.

Доцент РЭУ им. Плеханова Алла Чалова добавила, что в 2021 году уже встает вопрос: стоит ли тратить большие дополнительные средства фонда на те госпрограммы, по которым и так имеются значительные объемы не использованных в прошлом финансовом году средств. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
4314
Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
5963
Россию хотят развивать за счет новых опорных пунктов

Россию хотят развивать за счет новых опорных пунктов

Михаил Сергеев

Максимальную производительность демонстрируют только крупные города

0
3181
Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Данила Моисеев

Всемирный банк констатирует, что беднейшие страны вряд ли выберутся из долговой ямы

0
2393

Другие новости