Нехватка комплектующих отрицательно скажется на производстве авто в РФ. Фото РИА Новости
На этой неделе «АвтоВАЗ» приостановил работу одного из своих заводов из-за дефицита комплектующих. График работы предприятия на следующую неделю компания обещает объявить в ближайшее время. Дефицит микросхем испытывают не только российские автопроизводители, но предприятия по всему миру. Нехватка микрочипов для автомобильной отрасли сократит производство машин только по итогам года более чем на 10% во всем мире, прогнозируют эксперты. И вряд ли ситуация улучшится в 2022-м.
Как сообщает консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG), мировой дефицит компонентов автоэлектроники сократит производство автомобилей по итогам текущего года на 7–9 млн шт. К слову, по итогам прошлого года в мире было произведено 78 млн машин, сообщали в Международной организации производителей автомобилей.
В BCG отмечают, что только в первом квартале 2021 года производственные потери мировых автопроизводителей составили примерно 1,4 млн машин, во втором – 2,6 млн. Аналитики полагают, что в третьем и четвертом кварталах падение составит от 3 млн до 5 млн единиц в зависимости от сценария развития рынка.
В третьем квартале, как полагают исследователи, восстановление производства будет осложнено действием штамма «дельта». В четвертом предложение может быть ограничено из-за высокого спроса на микросхемы от других индустрий, обусловленного ожидаемым ростом продаж бытовой электроники в связи с началом учебного года и новогодними праздниками, что снова может привести к росту дефицита чипов, не исключают в BCG. «Таким образом, мы ожидаем выход предложения микрочипов до уровня, когда оно сможет удовлетворить спрос отрасли, не ранее второго полугодия 2022 года», – говорит глава BCG в РФ и СНГ Владислав Бутенко, добавляя, что дефицит компонентов может также негативно сказаться на планах развития электротранспорта, который в большей степени зависит от электронных компонентов, чем традиционные автомобили.
Отметим, нехватка микрочипов негативно влияет и на объемы производства в России. Так, с начала этой недели «АвтоВАЗ» приостановил на неделю работу тольяттинского завода. Официальная причина – проблемы с поставками электронных компонентов Bosh. Сообщалось также, что график работы завода на следующую неделю – с 30 августа – будет составлен в ближайшие дни. И это притом, что только 16 августа завод вышел из «планового корпоративного отпуска». К слову, за последние месяцы автоконцерн неоднократно останавливал выпуск некоторых моделей из-за проблем с поставками электронных комплектующих. В самом «АвтоВАЗе» продление глобального дефицита на рынке электронных компонентов прогнозируют до 2022 года.
Концерн не единственный, кто останавливал свою работу из-за дефицита микрочипов. Так, в июне завод Volkswagen в Нижнем Новгороде несколько раз останавливал работу из-за «глобальной нехватки полупроводников в автомобильной промышленности». Почти на три недели в августе уходил в отпуск калужский завод Volkswagen.
Как результат, некоторые производители из-за нехватки комплектующих отказались от ряда систем вплоть до мультимедиа. Кроме того, Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) из-за дефицита микрочипов разрешила автоконцернам до конца года не устанавливать на машины в России и других странах ЕАЭС систему экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС).
Дефицит комплектующих привел к нехватке некоторых моделей авто в стране. Цены на новые модели в июле подорожали на 2–3% в месячном выражении.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) в России ранее заявляла, что ожидает текущим летом снижения объемов продаж в России большинства автопроизводителей из-за дефицита электронных комплектующих во всем мире. При этом в июле в РФ продажи новых машин сократились на 6,5% год к году. Производство легковых автомобилей в России также не вернулась к докризисным уровням. Так, по итогам первого полугодия 2021 года оно выросло на 44%, до 736 тыс. штук, однако в сравнении 2019 годом упало на 7%, следовало из данных Росстата.
Дефицит компонентов, естественно, испытывают не только российские предприятия. Американская General Motors, японская Toyota Motor и южнокорейская Hyundai Motor также были вынуждены приостановить работу некоторых своих заводов или снизить объемы производства из-за перебоев в поставках микросхем. Mercedes весной временно останавливал производство седанов С-класса, чтобы использовать чипы для выпуска более дорогих моделей, писала New York Times.
Аналитики компании TrendForce оценивают текущие объемы мирового спроса на микрочипы на 10–30% выше доступного предложения по различным позициям. Сроки ожидания поставок для крупных производителей электроники достигают четырех месяцев, более мелким игрокам приходится ждать до года, говорят компании. На этом фоне растут цены как на микрочипы, так и на конечные продукты, создаваемые на их основе.
Заметим, проблема с микрочипами возникла еще до пандемии и осложнилась из-за роста спроса со стороны производителей других товаров (в частности, бытовой электроники), влияния неблагоприятных погодных условий на цепочки поставок (ледяной шторм в Техасе) и других форс-мажорных событий (пожар на фабрике чипов компании Renesas в Японии).
Эксперты не исключают возникновения системного и долгосрочного сбоя в цепочках поставок микрочипов.
Нехватка микрочипов сказывается и на российском производстве новых автомобилей, говорит основатель маркетплейса по аренде авто GetRentacar.com Александр Першиков. «За первый квартал текущего года европейский авторынок, к которому относится и Россия, недополучил почти 430 тыс. автомобилей, во втором квартале – еще 743 тыс.», – рассказывает он.
Эксперт полагает, что как минимум до конца 2021 года спрос на полупроводники для производства автомобилей будет превышать предложение. «Уже сейчас такие автоконцерны, как Volkswagen и BMW, сократили свои прогнозы по годовым объемам выпуска новых моделей почти на 100 тыс. единиц, что говорит о том, что восстановления поставок микрочипов не стоит ожидать раньше 2022 года», – отмечает Першиков.
«Мировые автомобильные концерны, такие как Toyota, Honda, Volkswagen, уже предупредили о снижении производства автомобилей на 20–40% в следующем квартале из-за нехватки микрочипов. Россия также является частью глобальной производственной цепочки, так что отечественный рынок в той же степени ощутит данную проблему. В итоге сохранение спроса со стороны потребителей приведет к очередному росту цен как на новые, так и на подержанные авто», – считает аналитик компании «Альфа-Капитал» Юлия Мельникова, подчеркивая, что определенности относительно того, когда производство будет восстановлено и полностью удовлетворит потребительский спрос, нет. «Наращивание производства микрочипов – не самый быстрый процесс, который включает необходимость в постройке новых заводов, закупке оборудования и т.д. Более того, спрос на микрочипы растет экспоненциально во многих областях, а их производство сосредоточено в руках нескольких компаний», – напоминает она.
Большая доля производственных мощностей сосредоточена в Азии, рассказывает аналитик. «Ключевые производители находятся в Японии, Тайване, Южной Корее и Китае. И снижение доступных производителей для заказчиков может усугубить проблему с нехваткой микросхем, что, в свою очередь, будет поддерживать цены», – подчеркивает Юлия Мельникова.
В этом смысле продолжающаяся экономическая война между США и Китаем, с одной стороны, лишь усугубляет положение дел на рынке полупроводников, с другой – стимулирует не только китайских производителей микрочипов, но и иностранные компании расширять свое присутствие на внутреннем и внешнем рынках, говорит Першиков. «Например, южнокорейские компании Samsung Electronics и SK Hynix планируют запустить в этом году новые производственные линии в Китае по изготовлению микросхем. Это позволит ускорить решение вопроса с дефицитом полупроводников. Нужно понимать, что в современном автомобиле может содержаться в среднем около 400 полупроводников и нехватка даже лишь одного делает автомобиль непригодным для продажи», – подчеркивает он.Доцент РЭУ им. Плеханова Александр Тимофеев не исключает также, что производители в перспективе из-за дефицита микроэлектроники могут столкнуться с контрафактом или плохим качеством комплектующих.
«Дефицит полупроводников представляет серьезную проблему для рынков, которая уже сегодня вылилась в огромный дефицит потребительских товаров. Сложившаяся ситуация по итогам года приведет к существенному падению количества продаж автомобилей, что неизбежно будет толкать цены вверх», – говорит руководитель отделения компании «Гайде» Сергей Волощук. «Нехватка чипов и сокращение производства автомобилей могут привести к росту цен на новые машины на 5–15% в зависимости от модели», – прогнозирует руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Финансовые потери дилеров от пандемии пока не восстановлены, замечает эксперт по корпоративным коммуникациям Андрей Лобода. «В российской рознице наблюдается дефицит многих моделей авто. Доллар подорожал с начала 2020 года почти на 30%. Нехватка микрочипов станет очень хорошим поводом увеличить хотя бы на 15% цены на авто премиальных моделей», – не исключает он.
Кризис микрочипов в значительной степени касается России, подтверждает директор по коммуникациям компании АВТОDOM Анна Уткина. «Отсюда закономерным становится дефицит автомобилей и рост цен. Он продолжится как минимум до середины следующего года. А вот показатели следующего квартала будут зависеть не только от дефицита микросхем, но и от стабильности рубля, а также от коронавирусных ограничений», - считает она.
«Летом 2021 года наибольший дефицит наблюдается в топовых комплектациях автомобилей, так как их оснащение предполагает наличие большого объема электроники. Спрос по-прежнему превышает предложение. И в ближайшем будущем ситуация не изменится: из-за перебоев с поставками новых авто, на вторичном рынке также возникает дефицит, что приводит к повышению спроса и, как следствие, росту цен на все категории авто», - замечает гендиректор «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
При этом российскому автопрому будет сложно конкурировать по ценам закупок на чипы с иностранными производителями, полагает исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов. «И если дефицит увеличит стоимость иностранных автомобилей на отечественном рынке, то АвтоВАЗ сможет поднять и свои цены», - говорит он. «Стратегически Россия должна выстраивать свою промышленность по производству чипов и микрочипов для выполнения гособоронзаказа. В идеале такая промышленность должна закрывать все потребности военной, авиа и космических отраслей в комплектующих», - считает эксперт.
комментарии(0)