Со времени начала пандемии отношение людей к свободной торговле и к глобалиции в мире сильно поменялось. Поддержка идей безбарьерной торговли и свободного потока инвестиций сильно сократилась. Лидерами по негативному отношению граждан к глобализации сегодня являются Франция и Россия. Таковы результаты опроса, проведенного компанией Ipsos совместно со Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Впрочем, настроения россиян выглядят крайне противоречивыми: они одновременно хотят и расширения торговли, и увеличения числа торговых запретов, ограничивающих импорт товаров.
Результаты исследования, проведенного в 25 странах мира, выявили поляризацию отношения общества к свободной торговле, глобализации и протекционистской политике.
С одной стороны, большинство жителей в каждой из опрошенных стран согласны с тем, что расширение торговли – это хорошо. И в то же время население этих государств выступает за увеличение в мире торговых барьеров для ограничения импорта иностранных товаров и услуг, сообщают исследователи.
Так, в среднем по миру 75% опрошенных полагают, что расширение торговли – это хорошо, обратного мнения придерживаются лишь 5% респондентов. Интересно, что в России поддержка идей необходимости расширения свободной торговли необычайно высока. Так, 86% россиян позитивно оценивают расширение торговли. Для сравнения: больше всего расширение торговых цепочек поддерживают в Перу (87%), Малайзии, Аргентине и Чили – все по 86%.
Примечательно, но, судя по опросам, меньше всего поддержки у свободной торговли сегодня в таких развитых странах, как Франция (51%) и Германия (55%).
Интересно также, что мнение россиян о необходимости расширения торговли никак не коррелирует с идеей о необходимости привлечения в страну иностранных инвестиций. Так, в РФ только половина опрошенных считает, что инвестиции глобальных компаний в страну необходимы для ее роста и расширения. При этом в среднем по миру так считают 63% респондентов.
Для сравнения: в странах, где так же сильна поддержка свободной торговли, необходимость инвестиций мировых гигантов в целом поддерживается выше. В той же Малайзии 87% говорят о необходимости иностранных инвестиций для поддержки экономики.
Удивительно также и то, что в России в целом довольно высока доля тех, кто выступает за большее введение торговых барьеров для ограничения импорта иностранных товаров и услуг в страну. Сегодня таковых в РФ почти 40%. При том, что против барьеров выступает лишь 30% опрошенных. Впрочем, Россия в этом смысле идет в русле мировых трендов. Так, в целом по миру за большее число торговых ограничений выступают 37% опрошенных, а против запретов импорта – лишь 27%.
Рост спроса на политику протекционизма подтверждается и снижением доверия к идеям глобализации. Как следует из того же опроса Ipsos, в среднем по миру только 48% опрошенных в 25 странах согласны с тем, что глобализация – это хорошо для их страны. И лояльность к глобализации снижается. Так, сегодня поддержка глобализации на 10 процентных пунктов (п.п.) ниже, чем в 2019 году, до пандемии COVID-19. При этом интересно, что поддержка глобализации в целом выше в развивающихся странах и ниже – в развитых. К примеру, благосклонность к глобализации довольно высока в Малайзии (72%), ЮАР (64%), Перу (63%), Бразилии (62%).
В то же время поддержка тренда на глобализацию заметно ниже в таких странах, как Италия (40%), Бельгия (35%). Очень низкая поддержка глобализации во Франции – всего 27% одобряют ее. Россия в этом смысле также стоит в стороне от тренда развивающихся стран. В РФ глобализацию поддерживает чуть большая доля населения, чем во Франции, – всего 34%, следует из исследования. При этом в России поддержка глобализации за два последних года снизилась на 7 п.п.
Источник: Ipsos |
Интересно также, как отвечают жители стран на вопрос, мешает ли глобализация, по их мнению, демократическому процессу в их стране или осуществлению эффективной экономической политики правительством. В целом по миру 31% опрошенных полагает, что глобализация мешает проводить эффективную экономическую политику, обратного мнения придерживаются 28%, а нейтрального мнения – треть респондентов.
В странах, где доля тех, кто в целом поддерживает глобализацию, относительно невысока, соответственно выше доля тех, кто не считает глобализацию частью эффективной экономической политики государства. Так, во Франции почти половина (48%) опрошенных считают, что глобализация мешает эффективной экономической политике. Противоположного мнения придерживаются лишь 16%. Схожие настроения в Италии. Там 41% не считает глобализацию эффективным средством поддержки экономики. Обратного мнения придерживаются лишь 22% опрошенных.
В России, в свою очередь, каждый третий также не считает, что глобализация как-либо помогает проводить эффективную экономическую политику в стране. Обратного мнения придерживается лишь каждый пятый опрошенный в стране. В то же время сложно утверждать, что россияне в целом стабильны в своем выборе. Так, треть респондентов в стране придерживаются нейтрального мнения: то есть не поддерживают, но и не отрицают постулат о том, что именно глобализация мешает наладить экономику страны.
Еще большая растерянность россиян видна в вопросе о том, мешает ли, по их мнению, глобализация демократическим процессам в их стране. В частности, каждый четвертый опрошенный (26%) считает, что глобализация мешает демократии, тогда как лишь 20% не согласны с этой сентенцией. Однако никакого мнения на этот счет не имеют более половины (54%) россиян. По мнению экспертов, именно превалирование нейтральных ответов сигнализирует о неуверенности в этом вопросе. Для сравнения: в среднем по миру 28% полагают, что глобализация мешает демократии в их стране хорошо функционировать, в то время как обратного мнения придерживается треть, и еще треть респондентов – нейтрального.
Эксперты «НГ» не видят ничего удивительного в снижении интереса населения к глобализации и свободной торговли. «Граждане в крупных экономических державах прежде всего смотрят на свой кошелек и отмечают растущие расходы на повседневные нужды. До глобализации и создания свободных экономических зон цены на потребительские товары были, как ни странно, стабильнее. А многие страны того же ЕС в рамках интеграции принудительно лишились традиционных собственных производств», – рассказывает экономист Андрей Лобода, подчеркивая, что смену настроений подстегнула и разгулявшаяся по всей мировой экономике инфляция. «Потребителю принципы «правильной» торговли с точки зрения глобализации становятся безразличны, если в итоге у себя дома приходится платить за товар дороже», – подчеркивает он.
Глобализация исчерпала себя и перестала приносить экономический рост, считает главный инвестиционный стратег компании «БКС Мир инвестиций» Максим Шеин. «Доходы населения падают, отсюда и меньше поддержка. Дальше будет хуже. Мир движется к обособленным валютным зонам, а это торговые барьеры, без которых свои рынки не спасти», – полагает он.
Потребители даже близко не представляют себе структуру себестоимости товаров и каково влияние пошлин и торговых тарифов, поэтому оценивают ситуацию на основании внутренних ощущений, рассуждает эксперт. «И если экспорт растет, то глобализация воспринимается позитивно, а если импорт растет, то негативно. Восприятие торговли во многом зависит от того, вы продаете или вам продают», – резюмирует Шеин.
Глобализация много лет в нашем сознании была напрямую связана с успехами и уровнем жизни западной экономики, напоминает доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Игорь Строганов. «Высокий уровень потребления, доступ к любым мировым товарам по сравнительно низким ценам, хорошие зарплаты, высокая пенсия, доступ бизнеса на зарубежные рынки – все это связывалось исключительно с глобализацией. Однако в конце XX и начале XXI века мировую экономику начали трясти достаточно неприятные явления: кризисы, рост безработицы, падение благосостояния среднего класса, растущий разрыв между доходами очень небольшого процента населения и остальными. И все эти явления также напрямую связаны именно с глобализацией», – отмечает он. Кроме того, продолжает эксперт, крупные транснациональные компании и торговые сети входят на рынки других стран и уничтожают малый и средний бизнес, выдавливают производство, разрушают местное сельское хозяйство. «А трудовая миграция сокращает рынок рабочей силы местного населения во многих странах и перекраивает саму структуру занятости многих стран. Граждане очень многих стран мира ощущают это», – считает экономист.
По мнению Строганова, у концепции глобализации в определенной степени есть связь и с ростом цен. «Практически любой товар на рынке сейчас производится крупными компаниями и связан с достаточно сложными цепочками поставок компонентов или комплектующих из разных стран. Чтобы собрать айфон, нужно около 300 поставщиков из разных стран мира. И малейшая проблема в этой цепочке приводит к торможению производства, дефициту, а значит, и росту цен. Что и произошло в 2020 году, когда остановка производства на многих заводах в связи с COVID-19, климатические сложности привели к дефициту полупроводников в отрасли. В итоге цены на компьютеры и ноутбуки, да и другую электронную продукцию, заметно выросли», – рассказывает он.
Глобализация бьет и по нам. «Многие товары российского производства продаются и на нашем рынке, и за рубеж. Цена на эти товары за рубежом обычно выше, чем в России, а значит, экспортеры всеми силами стремятся поднять цены внутри страны на этот товар – неважно, это гречка, масло или что-то еще – до сравнимых с экспортными, чтобы побольше заработать», – говорит эксперт, полагая, что повышение торговых барьеров может снизить эффективность работы транснациональных компаний и даст возможность развиваться и зарабатывать местным компаниям.
комментарии(0)