0
5731
Газета Экономика Печатная версия

22.08.2021 20:51:00

Глобализацию россияне любят по-французски

Коронавирус изменил отношение жителей планеты к свободной торговле

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, свободная торговля, глобализация, опрос, отношение

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

Со времени начала пандемии отношение людей к свободной торговле и к глобалиции в мире сильно поменялось. Поддержка идей безбарьерной торговли и свободного потока инвестиций сильно сократилась. Лидерами по негативному отношению граждан к глобализации сегодня являются Франция и Россия. Таковы результаты опроса, проведенного компанией Ipsos совместно со Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Впрочем, настроения россиян выглядят крайне противоречивыми: они одновременно хотят и расширения торговли, и увеличения числа торговых запретов, ограничивающих импорт товаров.

Результаты исследования, проведенного в 25 странах мира, выявили поляризацию отношения общества к свободной торговле, глобализации и протекционистской политике.

С одной стороны, большинство жителей в каждой из опрошенных стран согласны с тем, что расширение торговли – это хорошо. И в то же время население этих государств выступает за увеличение в мире торговых барьеров для ограничения импорта иностранных товаров и услуг, сообщают исследователи.

Так, в среднем по миру 75% опрошенных полагают, что расширение торговли – это хорошо, обратного мнения придерживаются лишь 5% респондентов. Интересно, что в России поддержка идей необходимости расширения свободной торговли необычайно высока. Так, 86% россиян позитивно оценивают расширение торговли. Для сравнения: больше всего расширение торговых цепочек поддерживают в Перу (87%), Малайзии, Аргентине и Чили – все по 86%.

Примечательно, но, судя по опросам, меньше всего поддержки у свободной торговли сегодня в таких развитых странах, как Франция (51%) и Германия (55%).

Интересно также, что мнение россиян о необходимости расширения торговли никак не коррелирует с идеей о необходимости привлечения в страну иностранных инвестиций. Так, в РФ только половина опрошенных считает, что инвестиции глобальных компаний в страну необходимы для ее роста и расширения. При этом в среднем по миру так считают 63% респондентов.

Для сравнения: в странах, где так же сильна поддержка свободной торговли, необходимость инвестиций мировых гигантов в целом поддерживается выше. В той же Малайзии 87% говорят о необходимости иностранных инвестиций для поддержки экономики.

Удивительно также и то, что в России в целом довольно высока доля тех, кто выступает за большее введение торговых барьеров для ограничения импорта иностранных товаров и услуг в страну. Сегодня таковых в РФ почти 40%. При том, что против барьеров выступает лишь 30% опрошенных. Впрочем, Россия в этом смысле идет в русле мировых трендов. Так, в целом по миру за большее число торговых ограничений выступают 37% опрошенных, а против запретов импорта – лишь 27%.

Рост спроса на политику протекционизма подтверждается и снижением доверия к идеям глобализации. Как следует из того же опроса Ipsos, в среднем по миру только 48% опрошенных в 25 странах согласны с тем, что глобализация – это хорошо для их страны. И лояльность к глобализации снижается. Так, сегодня поддержка глобализации на 10 процентных пунктов (п.п.) ниже, чем в 2019 году, до пандемии COVID-19. При этом интересно, что поддержка глобализации в целом выше в развивающихся странах и ниже – в развитых. К примеру, благосклонность к глобализации довольно высока в Малайзии (72%), ЮАР (64%), Перу (63%), Бразилии (62%).

В то же время поддержка тренда на глобализацию заметно ниже в таких странах, как Италия (40%), Бельгия (35%). Очень низкая поддержка глобализации во Франции – всего 27% одобряют ее. Россия в этом смысле также стоит в стороне от тренда развивающихся стран. В РФ глобализацию поддерживает чуть большая доля населения, чем во Франции, – всего 34%, следует из исследования. При этом в России поддержка глобализации за два последних года снизилась на 7 п.п.

180-4-table650.JPG
Источник: Ipsos










Интересно также, как отвечают жители стран на вопрос, мешает ли глобализация, по их мнению, демократическому процессу в их стране или осуществлению эффективной экономической политики правительством. В целом по миру 31% опрошенных полагает, что глобализация мешает проводить эффективную экономическую политику, обратного мнения придерживаются 28%, а нейтрального мнения – треть респондентов.

В странах, где доля тех, кто в целом поддерживает глобализацию, относительно невысока, соответственно выше доля тех, кто не считает глобализацию частью эффективной экономической политики государства. Так, во Франции почти половина (48%) опрошенных считают, что глобализация мешает эффективной экономической политике. Противоположного мнения придерживаются лишь 16%. Схожие настроения в Италии. Там 41% не считает глобализацию эффективным средством поддержки экономики. Обратного мнения придерживаются лишь 22% опрошенных.

В России, в свою очередь, каждый третий также не считает, что глобализация как-либо помогает проводить эффективную экономическую политику в стране. Обратного мнения придерживается лишь каждый пятый опрошенный в стране. В то же время сложно утверждать, что россияне в целом стабильны в своем выборе. Так, треть респондентов в стране придерживаются нейтрального мнения: то есть не поддерживают, но и не отрицают постулат о том, что именно глобализация мешает наладить экономику страны.

Еще большая растерянность россиян видна в вопросе о том, мешает ли, по их мнению, глобализация демократическим процессам в их стране. В частности, каждый четвертый опрошенный (26%) считает, что глобализация мешает демократии, тогда как лишь 20% не согласны с этой сентенцией. Однако никакого мнения на этот счет не имеют более половины (54%) россиян. По мнению экспертов, именно превалирование нейтральных ответов сигнализирует о неуверенности в этом вопросе. Для сравнения: в среднем по миру 28% полагают, что глобализация мешает демократии в их стране хорошо функционировать, в то время как обратного мнения придерживается треть, и еще треть респондентов – нейтрального.

Эксперты «НГ» не видят ничего удивительного в снижении интереса населения к глобализации и свободной торговли. «Граждане в крупных экономических державах прежде всего смотрят на свой кошелек и отмечают растущие расходы на повседневные нужды. До глобализации и создания свободных экономических зон цены на потребительские товары были, как ни странно, стабильнее. А многие страны того же ЕС в рамках интеграции принудительно лишились традиционных собственных производств», – рассказывает экономист Андрей Лобода, подчеркивая, что смену настроений подстегнула и разгулявшаяся по всей мировой экономике инфляция. «Потребителю принципы «правильной» торговли с точки зрения глобализации становятся безразличны, если в итоге у себя дома приходится платить за товар дороже», – подчеркивает он.

Глобализация исчерпала себя и перестала приносить экономический рост, считает главный инвестиционный стратег компании «БКС Мир инвестиций» Максим Шеин. «Доходы населения падают, отсюда и меньше поддержка. Дальше будет хуже. Мир движется к обособленным валютным зонам, а это торговые барьеры, без которых свои рынки не спасти», – полагает он.

Потребители даже близко не представляют себе структуру себестоимости товаров и каково влияние пошлин и торговых тарифов, поэтому оценивают ситуацию на основании внутренних ощущений, рассуждает эксперт. «И если экспорт растет, то глобализация воспринимается позитивно, а если импорт растет, то негативно. Восприятие торговли во многом зависит от того, вы продаете или вам продают», – резюмирует Шеин.

Глобализация много лет в нашем сознании была напрямую связана с успехами и уровнем жизни западной экономики, напоминает доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Игорь Строганов. «Высокий уровень потребления, доступ к любым мировым товарам по сравнительно низким ценам, хорошие зарплаты, высокая пенсия, доступ бизнеса на зарубежные рынки – все это связывалось исключительно с глобализацией. Однако в конце XX и начале XXI века мировую экономику начали трясти достаточно неприятные явления: кризисы, рост безработицы, падение благосостояния среднего класса, растущий разрыв между доходами очень небольшого процента населения и остальными. И все эти явления также напрямую связаны именно с глобализацией», – отмечает он. Кроме того, продолжает эксперт, крупные транснациональные компании и торговые сети входят на рынки других стран и уничтожают малый и средний бизнес, выдавливают производство, разрушают местное сельское хозяйство. «А трудовая миграция сокращает рынок рабочей силы местного населения во многих странах и перекраивает саму структуру занятости многих стран. Граждане очень многих стран мира ощущают это», – считает экономист.

По мнению Строганова, у концепции глобализации в определенной степени есть связь и с ростом цен. «Практически любой товар на рынке сейчас производится крупными компаниями и связан с достаточно сложными цепочками поставок компонентов или комплектующих из разных стран. Чтобы собрать айфон, нужно около 300 поставщиков из разных стран мира. И малейшая проблема в этой цепочке приводит к торможению производства, дефициту, а значит, и росту цен. Что и произошло в 2020 году, когда остановка производства на многих заводах в связи с COVID-19, климатические сложности привели к дефициту полупроводников в отрасли. В итоге цены на компьютеры и ноутбуки, да и другую электронную продукцию, заметно выросли», – рассказывает он.

Глобализация бьет и по нам. «Многие товары российского производства продаются и на нашем рынке, и за рубеж. Цена на эти товары за рубежом обычно выше, чем в России, а значит, экспортеры всеми силами стремятся поднять цены внутри страны на этот товар – неважно, это гречка, масло или что-то еще – до сравнимых с экспортными, чтобы побольше заработать», – говорит эксперт, полагая, что повышение торговых барьеров может снизить эффективность работы транснациональных компаний и даст возможность развиваться и зарабатывать местным компаниям. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Геннадий Петров

Судя по данным соцопросов марта, Байден сохраняет неплохие шансы на переизбрание

0
1286
Переезд молодежи в крупные города ухудшает демографические перспективы

Переезд молодежи в крупные города ухудшает демографические перспективы

Михаил Сергеев

А низкая мобильность рабочей силы в РФ создает проблемы для экономики

0
1888
Потребительский оптимизм россиян выше, чем у европейцев

Потребительский оптимизм россиян выше, чем у европейцев

Михаил Сергеев

Недружественные страны остаются ориентиром для Росстата

0
3205
Молодые американцы перестали ощущать радость жизни

Молодые американцы перестали ощущать радость жизни

Данила Моисеев

Пальму первенства по уровню счастья перехватили страны Восточной Европы

0
2499

Другие новости