Талибы намерены бороться с наркотрафиком, если им поможет мировое сообщество. Фото Reuters
Движение «Талибан» (запрещено в РФ) объявило о стремлении улучшить дипломатические и торговые отношения со всеми странами. Афганистан обладает полезными ископаемыми на 1 трлн долл. и географическим положением, позволяющим связать Центральную и Южную Азию. Так что он привлекателен для инвесторов, но при условии стабилизации ситуации. А с этим могут возникнуть проблемы, особенно если страну полностью отрежут от внешнего финансирования. Международный валютный фонд (МВФ) предупредил о блокировке помощи для Кабула.
Талибы провозгласили о создании Исламского Эмирата Афганистан и уведомили через Twitter, что они стремятся к улучшению дипломатических и торговых отношений со всеми странами.
Несколькими днями ранее официальный представитель движения Забихулла Муджахид сообщил, что «Афганистан не станет центром производства какого-либо вида наркотиков». Но для этого, по его словам, Афганистану нужна международная поддержка, помощь с освоением других культур.
Между тем хотя, по официальным данным, на продовольственные товары и приходится более 46% экспорта в денежном выражении, вовсе не сельское хозяйство можно считать самой привлекательной для внешних инвестиций сферой Афганистана.
По оценкам, которые ранее приводила CNN со ссылкой на власти США и экспертов, Афганистан обладает полезными ископаемыми на сумму около 1 трлн долл. Это не только железо, медь и золото, но и крупные месторождения лития, который требуется при производстве в том числе электромобилей. Правда, по оценкам Международного энергетического агентства, разработка месторождений лития может занимать более 15 лет.
Кроме того, как сообщали сами талибы, Афганистан – это стратегически значимый «мост между Центральной и Южной Азией». «У нас есть такие крупные проекты, как газопровод ТАПИ (Туркмения – Афганистан – Пакистан – Индия), строительство железных дорог», – перечислил ранее в интервью Sky News официальный представитель катарского политического офиса движения Мохаммад Сохаил Шахин.
Среди стран, потенциально заинтересованных в экономическом взаимодействии с Афганистаном, прежде всего упоминается Китай. Как сообщил в среду официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь, китайские власти намерены помогать Афганистану и после прихода талибов. «Мы продолжим содействовать усилиям по восстановлению мира в Афганистане и окажем этой стране всю возможную помощь для стимулирования ее социально-экономического развития», – сообщил он.
Но, по словам Чжао Лицзяня, на текущем этапе Афганистану необходимо восстановить стабильность. Затем, как передает ТАСС, министр иностранных дел Китая Ван И в ходе телефонного разговора с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу одобрительно высказался по поводу стратегии «Талибана»: «Официальный представитель «Талибана» заявил о создании в Афганистане толерантного правительства – эта страна больше не будет центром производства опиума и продажи наркотиков. Это шаг в правильном направлении».
Правда, со стабилизацией ситуации могут возникнуть трудности, в том числе по финансовым причинам. «Афганистан – весьма бедная страна: ВВП составляет около 19 млрд долл., а ВВП на душу населения – примерно 600 долл., что близко к 200-му месту в списке стран по этому показателю», – говорит руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая. Для сравнения: по данным МВФ, в Таджикистане ВВП на душу населения составляет более 800 долл., а допустим, в Узбекистане – более 1,7 тыс. долл. Не в пользу Афганистана также сравнение ВВП на душу населения по паритету покупательной способности.
Таким образом, экономика страны, по уточнению эксперта, держалась на миллиардах долларов внешней помощи. Будущее афганской экономики сейчас туманно, многое зависит от того, получит ли новая власть признание международного сообщества. «По всей видимости, поддержки со стороны США и международных финансовых организаций (МВФ, Всемирный банк) пока ждать не приходится», – добавила эксперт.
«Талибан» не сможет получить доступ к выделяемым Афганистану ресурсам МВФ из-за проблем с признанием его власти, сообщил в среду фонд. «В настоящее время в международном сообществе отсутствует ясность относительно признания правительства в Афганистане», – пояснили в организации. На фоне новостей о проблемах с внешней помощью «на черном рынке курс афгани упал в два раза», сообщил руководитель центра «Альпари» Александр Разуваев. «После ухода американцев страна лишится дотаций США, что отразится на уровне жизни горожан, кочевники же (70% населения) вряд ли что-то заметят, – предполагает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. – Талибы в прошлом показали полную неспособность управлять экономикой. Если сейчас будет так же, то это крах экономики. Если они чему-то научились, то будет стабилизация бедности».
Однако поддержку могут оказать другие страны региона, которые уже являются контрагентами Афганистана, отметила Беленькая: ОАЭ, Пакистан, Индия, Китай; возможно, экономические интересы будут у Ирана и России.
Правда, хотя страна и богата минеральными ресурсами, проблемой становятся отсутствие инфраструктуры и огромные инвестиционные риски, «поэтому если туда и пойдут инвесторы, то при наличии гарантий от нового режима и скорее всего аффилированные с государствами», добавила эксперт. «В худшем же случае на территории Афганистана может сложиться очередное несостоявшееся государство – очаг распространения наркотрафика, терроризма и беженцев», – предупреждает Беленькая.
«Китаю необходим спокойный Афганистан, – отметил Журавлев. – Также ему нужны минеральные богатства Афганистана и транспортный коридор для экспорта товаров, импорта туркменского газа. Но пока это невозможно, необходимо восстановление порядка в стране». Для Китая представляют большой интерес месторождения железа, меди, золота, в перспективе лития, продолжил руководитель департамента компании «Универ Капитал» Андрей Верников.
«Отдельная тема – нефть. Китай может взорвать ситуацию на рынке нефти, – добавил он. – В перспективе пяти лет вполне вероятно строительство нефтепровода через Афганистан из Ирана. Китай станет тогда экспортером нефти».
Россия же, по мнению эксперта, вряд ли станет крупным инвестором в Афганистане. Но, по его уточнению, Москва вправе рассчитывать на выгодные подряды в счет долга, который есть перед РФ у Афганистана, при строительстве инфраструктурных объектов. И это любопытный момент. По данным Центробанка Афганистана, в 2020 году внешний госдолг страны составлял около 2,3 млрд долл., и более трети – 35% – приходилось на долг перед Россией.
При этом, как сообщалось, ранее Россия уже списала Афганистану рекордную сумму – около 12 млрд долл. «Для России главное – борьба с наркотрафиком, – добавил Разуваев. – Отдельный момент, если афганские беженцы начнут получать гражданство стран Евразийского экономического союза. То есть они смогут абсолютно легально оказаться на российском рынке труда».
Между тем, как считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, сейчас ни о каких экономических интересах речи идти не может. «На данный момент Россия, как и международное сообщество, не признает новую власть законной. Наша страна призывает к общенациональному диалогу, который позволит стабилизировать ситуацию в Афганистане, это первостепенный вопрос», – пояснил он.
комментарии(0)