Минфину РФ нужно все больше валюты для резервов. Фото Льва Исраеляна
Минфин РФ наращивает закупку валюты за счет собранных налогов в рамках бюджетного правила. «Лишние доходы» бюджета до конца года могут приблизиться к 2 трлн руб. В Фонде национального благосостояния (ФНБ) уже накоплено более 13 трлн руб. Бюджет-2021 исполняется с солидным профицитом. Эксперты «НГ» гадают, в чем смысл политики бюджетного накопления. Ради чего российская экономика несет избыточную налоговую нагрузку при значительных накопленных резервах.
Средняя цена на нефть российской марки Urals с 15 июля по 14 августа составила 70,7 долл. за баррель, или 516 долл. за тонну, сообщил российский Минфин. Месяцем ранее цена была 73,6 долл. Однако если сравнивать с разгаром кризиса, то, например, год назад цена была существенно ниже – с середины июля по середину августа 2020 года за Urals давали 44,2 долл.
Примерно на этом уровне (43,3 долл.) в России зафиксирован уровень отсечения по так называемому бюджетному правилу. То есть все доходы выше этой планки от экспорта углеводородов идут в ФНБ. В понедельник ЦБ РФ опять купил на внутреннем рынке валюту на 14,3 млрд руб. (около 200 млн долл.). Этот объем ежедневных покупок в интересах Минфина в ведомстве Антона Силуанова определили на период с 6 августа по 6 сентября. В июле ЦБ ежедневно покупал в интересах правительства 13,5 млрд руб., а в июне – 10,5 млрд.
Всего в августе планируется купить валюты на 315,9 млрд руб. против 296 млрд в июле. Таким образом, только за один месяц государство уберет с рынка и отправит в ФНБ 4,3 млрд долл. (рост покупок составит 6%, это рекордный темп с января 2020 года).
К покупкам валюты по бюджетному правилу Минфин вернулся с 15 января. С тех пор ее куплено на внутреннем рынке на 1,2 трлн руб., и эксперты прогнозируют, что до конца года эта сумма составит 2 трлн. При этом во время кризиса, когда Россию накрыла волна пандемии, а с марта 2020-го из-за провала договоренностей ОПЕК+ цена нефти уходила до 10 долл. и ниже, регулятор валюту продавал. Всего, сообщает ТАСС, за этот период объем продажи валюты на внутреннем рынке достиг почти 1,7 трлн руб.
По данным Минфина, объем ФНБ в марте прошлого года составлял 8,2 трлн руб. (123,1 млрд долл.) и был равен 7,7% ВВП. К сентябрю его объем достиг уже 13,2 трлн (177,6 млрд долл. и 12,4%). Примерно на таком уровне объем этого резерва, несмотря на некоторые заимствования из него, держится все время, и сейчас (на начало августа) в ФНБ числится 13,7 трлн руб., что составляет 11,9% от ВВП, или 188,1 млрд долл. При этом это только часть от всех золотовалютных резервов России: по данным ЦБ РФ, в июле международные резервы выросли до 601 млрд долл. (595,7 млрд на начало года).
РФ не только наращивает резервы, но и удерживает профицит бюджета. По предварительным данным Минфина, за январь–июль 2021 года профицит бюджета составил 890,3 млрд руб. (доходов было 13,6 трлн, а израсходовали 12,7 трлн). По итогам 2020 года федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в 4,1 трлн руб. На фоне мощного притока денег в 2021 году Минфин решил сократить заимствования на 875 млрд руб.
Больший объем приобретений валюты снижает волатильность рубля и держит его более-менее стабильным, отмечают эксперты. Летом этого года рубль мог обвалиться, но разбалансировки рынка удалось избежать благодаря крупнейшим экспортерам, которые распродавали свою валюту, а Минфин наращивал ее закупки (см. «НГ» от 12.08.21).
В понедельник рубль возобновил снижение из-за ухудшения ситуации на мировых рынках, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин. Нефть марки Brent теряет 2% и держится около отметки 68,7 долл. «Давление на рынки оказывает по-прежнему тяжелая ситуация с пандемией. Кроме того, свежие данные по экономике Китая были существенно хуже ожиданий», – говорит эксперт.
В Минэкономразвития отмечают, что экономика РФ продолжает восстанавливаться – этот процесс там фиксировали в июле и августе, однако есть первые признаки его завершения, заявил 10 августа глава Минэкономразвития Максим Решетников на встрече с представителями малого и среднего предпринимательства в Великом Новгороде.
«Политика в сфере государственных финансов остается предельно консервативной. Декларируется «утягивание поясов», так как накапливаемые резервы крайне опосредованно участвуют и будут участвовать в развитии национальной экономики», – сказал «НГ» ассистент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Павел Козлов.
Очевидный плюс бюджетной политики – в казне точно и всегда есть деньги. К сожалению, оборотная сторона медали – нерасторопность в распоряжении средствами, отмечает эксперт. «Эта нерасторопность зачастую объясняется рутинными бюрократическими процедурами в закупках, сложность которых призвана отсечь от госфинансирования нечистоплотных исполнителей контрактов», – говорит он.
Особого смысла в том, чтобы направлять бюджетный излишек в экономику, сейчас нет, считает главный аналитик компании Esperio Лев Кравец. «В условиях полной занятости в экономике, когда нехватка рабочей силы провоцирует рост инфляции, пытаться стимулировать дополнительное расширение – контрпродуктивно. В конечном итоге инфляции сожжет все потраченные в этот период бюджетные вливания», – считает он.
Действия Минфина по покупке валюты на внутреннем рынке обусловлены бюджетным правилом, и плюсом такой политики является достижение высокого уровня макроэкономической устойчивости – международные резервы России находятся вблизи 600 млрд долл. и превышают весь внешний долг страны, госдолг составляет менее 20% ВВП. «Это достаточно важно в условиях международных санкций», – сказала «НГ» руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая.
Относительным минусом является искусственное ослабление курса рубля, отмечает она. «В условиях покупки Минфином валюты примерно по 14 млрд руб. в день курс рубля оказывается значительно слабее того, что можно было бы ожидать при цене нефти около 70 долл. и профиците счета текущих операций 51,7 млрд за семь месяцев 2021 года. Фактически курс рубля весьма слабо реагирует на повышение цены нефти. Между тем сильное ослабление рубля в прошлом году стало одним из значимых факторов ускорения инфляции, и его разворот в сторону укрепления мог бы способствовать ее некоторому снижению. Кроме того, ограничения в расходовании бюджетом полученных нефтегазовых сверхдоходов сдерживают возможности более высоких темпов роста экономики. В 2020 году в связи с кризисом Россия временно отступила от бюджетного правила, что позволило перейти к стимулирующей бюджетной политике. В этом году бюджетное правило еще работает в смягченном варианте, а с 2022-го планируется полное возвращение к прежним нормам», – говорит она.
По словам эксперта, в последнее время оживилась дискуссия между Минэкономразвития (который отвечает за экономический рост) и Минфином о возможности использования ненефтегазовых сверхдоходов на развитие экономики. «В частности, Минэкономразвития предлагает направлять сверхплановые доходы в резервный фонд правительства, а не на сокращение заимствований (что приводит к более жесткой бюджетной политике, чем могла бы быть даже по бюджетному правилу). Также предлагаются механизмы временной корректировки некоторых плановых параметров бюджета и бюджетного правила. Все эти меры, по оценке Минэка, могли бы увеличить госрасходы на 2022–2024 годы на 1,7 трлн руб. по сравнению с проектировками Минфина. По мнению министра экономики Максима Решетникова, это помогло бы снизить риски замедления роста экономики в ближайшие годы в условиях ужесточения денежно-кредитной политики. Однако скорее всего предложения столкнутся с возражениями Минфина и ЦБ, который может счесть их проинфляционными», – говорит Беленькая.
Бюджетная политика с 2017 года проводится в строгом соответствии с новой конструкцией «бюджетных правил, - сообщили «НГ» в пресс-службе Минфина России. «Это способствует снижению влияния конъюнктуры рынка энергоносителей на внутренние экономические условия и обеспечивает долгосрочную сбалансированность и устойчивость государственных финансов», - отметили там.
Реализация механизма «бюджетных правил» предусматривает синхронизацию между бюджетными и внешними параметрами правил, говорят в ведомстве: «Бюджетные параметры определяют использование нефтегазовых доходов в бюджетной системе, в то время как внешние параметры регулируют операции по накоплению/использованию активов в иностранной валюте. Их синхронизация обеспечивает нейтральность механизма по отношению к денежно-кредитной политике Банка России».
Бюджетная политика в 2021 году сохраняет контр-циклическую направленность в масштабах, соразмерных постепенному восстановлению деловой активности, поясняют в Минфине. В целях продолжения финансирования антикризисных программ, связанных с поддержкой граждан, отраслей и экономики, в переходный период 2021 года первичный структурный дефицит увеличен с 0,5% ВВП до 1,2% ВВП или на 875 млрд руб. до 1 460 млрд руб.
«Кроме того, с учетом более динамичного восстановления экономики дополнительные ненефтегазовые доходы федерального бюджета будут направлены на финансирование приоритетных расходов», - отметили в Минфине.
комментарии(0)