Крупная авария в Черном море, случившаяся 7 августа, заставила наблюдателей пристально присмотреться к самой компании, ставшей виновником загрязнения акватории крупным разливом нефти. Это Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) – международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана и ведущих мировых добывающих компаний. Он создан для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км. Напомним, в КТК изначально заявили, что площадь разлива нефти после аварии составляет всего 200 кв. м, в то время как Институт космических исследований РАН по спутниковым данным оценил размер пятна почти в 80 кв. км – это 400 тыс. раз больше.
Главными акционерами в КТК выступают РФ с долей 24%, а также Казахстан – 19%. Но при этом солидным весом в компании в компании обладают иностранные акционеры. К примеру, Chevron – 15%. То есть это компания как минимум не российская. Как максимум – зависимая от американских акционеров.
Консорциум создан для того, чтобы перекачивать нефть с Каспия в танкеры на Черном море. Его протяженность – 1,5 тыс. км. Какова же его мощность? Официально – почти 30 млн т. Но с 2011 года реализуется проект расширения КТК. Оно проводилось в три этапа и предполагало строительство 10 дополнительных нефтеперекачивающих станций, шести резервуаров для хранения нефти под Новороссийском и третьего выносного причального устройства на Морском терминале КТК, а также замену 88 км трубопровода на территории Казахстана. В рамках проекта расширения построено и запущено 6 новых нефтеперекачивающих станций, 6 новых резервуаров для хранения нефти РВС-100000 и закончено строительство третьего выносного причального устройства. Сейчас КТК может прокачивать до 90 млн т в год. Возникает вопрос: как сказалось утроение мощности на состоянии самой трубы? Такое резкое увеличение может вызвать проблемы с эксплуатацией – могут возникнуть проблемы.
Судя по заявлениям экологов, с экологией у КТК тоже не все бывает в порядке. Причем уже давно. Еще в 2007 году к консорциуму возник интерес правоохранительных органов. «Консорциум работает уже несколько лет и работает, по моему мнению, с вопиющими нарушениями требований российского законодательства, – рассказывала член Общественного совета по экологической безопасности при администрации Новороссийска Татьяна Трибрат. – Вы знаете, что КТК так и не получил разрешение на строительство своей трубопроводной системы? Для этого нужно было получить положительное заключение федеральной экологической экспертизы проекта. Этого решения нет, но это не помешало им приступить к строительству и благополучно его завершить. До сих пор на руках у КТК только разрешение на продолжение разработки ТЭО проекта. Поэтому все объекты КТК в Новороссийске – обыкновенный самострой. Кроме того, КТК построен в зоне реликтовых, занесенных в Красную книгу можжевеловых лесов, которые были сняты вместе с грунтом во время прокладки трубопровода. Мало того, КТК в свое время удалось добиться того, что уникальные леса, через которые прокладывали трубу, перевели из первой категории в леса промышленной категории. Вот так просто удалось уничтожить заповедное место».
Сейчас Татьяна Трибрат по-прежнему критикует КТК. По ее мнению, руководство консорциума в десятки раз занижает объемы разлива нефти. «В Новороссийске подобная ситуация произошла в 1998 году – случился разлив нефти на Шесхарисе. Виновник разлива нефти также лгал. Главное сейчас – добиться правды и подсчитать реальный ущерб», – отмечает Трибрат. По ее словам, утверждения собственника о том, что сразу после аварии были установлены боны, не выдерживают критики: «в море тот день было волнение, задержать пятно было невозможно». «Разлив нефти из-за особенностей течения угрожает заповеднику Утриш и песчаным пляжам Анапы. Если нефть достигнет песчаных пляжей, восстановить их будет невозможно. Не стоит топить нефть сорбентами, потому что это несет угрозу обитателям морского дна. В районе разлива нефти – в пос. Южная Озереевка – находится крупнейшее нерестилище камбалы-калкан черноморской. В советское время там даже судам запрещали проходить на полной скорости. После разлива нефти в субботу ее реактивный запах разнесся не только по поселку, но и другим населенным пунктам – Кабардинке, Новороссийску», – утверждает Трибрат. По ее словам, КТК периодически пытается увеличивать объемы транспортировки нефти, а на общественных слушаниях экологи пытаются доказать, что предприятие наносит ущерб экологии.
Случись такая авария, как в Черном море, в США, люди засудили бы компанию за нанесенный ущерб. Но российские правоохранители и большинство экологов молчат. Между тем КТК продолжает погоню за прибылью.
комментарии(0)