В начале августа в ряде Телеграм-каналов и СМИ вышла серия однотипных публикаций с обвинениями в адрес новостного агрегатора Lentainform в накрутке трафика. Суть публикаций сводилась к тому, что транзитная страница, открывающаяся после клика на виджете Lentainform, впоследствии осуществляет переход на сайт в фоновом режиме. Причем, как утверждал, в частности, Telegram-канал «Медиатехнолог», таких переходов в общей массе более 40%. Обвинение более чем серьезное, учитывая, что новостные агрегаторы обеспечивают немалую долю трафика онлайн СМИ, и качество этого трафика напрямую влияет на репутацию не только самого новостного агрегатора, но и изданий-партнеров.
Дикий трафик Русской равнины
Российский сегмент обмена трафика находится на этапе становления и характеризуется жесткой конкуренцией основных игроков. В основе конкурентной борьбы лежат, во-первых, качество технологических решений (работа виджета и транзитной страницы), а во-вторых, правильно выстроенные отношения агрегаторов со своими ключевыми партнерами – ведущими новостными СМИ страны. Однако, пожалуй, впервые элементом конкуренции стали информационные войны.
Уже 11 августа Lentainform прокомментировала происходящее в своем корпоративном блоге. В компании назвали вышедшие публикации недостоверными и порочащими репутацию. «Обвинения в накрученном трафике являются беспочвенными и недоказуемыми. Алгоритм работы транзитной страницы Lentainform прозрачен и дружественен к пользователю – отметили в Lentainform. Количество фоновых переходов на интересующую пользователя информацию зависит от источника информации, но в среднем не превышает 1,5%. Эти данные открыты для любого владельца сайта и легко проверяются». При этом в компании отметили, что никаких нареканий от сервисов подсчета трафика – «Яндекс. Метрики» и Google Analytics также не получали.
Lentainform не уточняет, кто может выступать источником негатива о компании. В официальном сообщении содержится намек только на то, что таким источником могут выступать компании-конкуренты. По мнению блогера Сергея Никитских, источник негатива стоит искать среди компаний-конкурентов. В частности, отмечает блогер, информационная атака затронула не только Lentainform, но и новостную обменку 24СМИ, входящих в пул главных конкурентов другого агрегатора – СМИ2. Последний долгое время являлся бессменным лидером рынка, но сейчас занимает вторую строчку в рейтинге с более чем двукратным отставанием от Lentainform.
При этом значительное перераспределение долей рынка произошло с начала 2021 года и во многом было вызвано решением компании «Яндекс» перестать заниматься обменом трафика через виджет на сайтах медиа, отмечают «Аргументы недели». Речь идет о сервисе «Яндекс. Дзен», который сфокусировался на продаже контента через подписную модель. Освободившуюся нишу заняли другие игроки сегмента новостных агрегаторов, при этом львиная ее доля досталась Lentainform, еще больше увеличив отрыв от конкурентов.
Запрещенные приемы конкуренции
На эти рыночные тренды наложились события из корпоративного мира. В феврале 2021 года новостной агрегатор СМИ2 сменил владельца. О готовности продать этот ресурс компания по управлению активами «Финам» заявила еще весной 2019 года, однако сделка состоялась лишь полгода назад. Покупателем выступил закрытый паевой инвестиционный фонд «Кибертех», управляемый компанией «Велес Траст». При этом, несмотря на смену владельца контрольного пакета, генеральным директором СМИ2 остался Юрий Белоусов. Бессменной осталась и часть менеджмента новостного агрегатора, в частности, директор по развитию Юрий Синодов. Это факт является значимым в контексте описываемой информационной атаки на Lentainform. И вот почему.
Дело в том, что одним из источников негатива про компанию выступил сайт Roem.ru, специализирующийся на освещении событий в сфере интернета, маркетинга, рекламы и онлайн СМИ. Учредителем этого сайта как раз и является Синодов, который совмещает эту работу в новостном агрегаторе СМИ2. Более того, Синодов, представляя интересы одного из игроков рынка, озвучивает информацию о накрученном трафике Lentainform на своих личных страницах в соцсетях, несмотря на явный конфликт интересов.
Сейчас сложно предсказать, чем завершится информационная атака на Lentainform и какие последствия она будет иметь для атакующего и атакуемого. «До сих пор остается неясным, принадлежит ли инициатива информационной атаки на Lentainform только Юрию Синодову, или же атака санкционирована совладельцами «Велес Траст» Дмитрием Бугаенко и Алексеем Гнедовским, что, конечно, выставляет компанию, специализирующуюся на управлении чужими деньгами, не в лучшем свете», – отмечают авторы Telegram-канала «Кролик с Неглинной». Так или иначе, исход этой борьбы будет иметь ощутимые последствия и для сегмента новостных агрегаторов, и для медиа рынка в целом.
|
комментарии(0)