Глава Минтруда Антон Котяков вплотную занялся проблемами граждан с низкими доходами. Фото фонда «Росконгресс»
На фоне борьбы с бедностью в России реформируется система социальных выплат. Минтруд подтвердил «НГ», что уже три пособия назначаются по-новому – с учетом комплексной оценки нуждаемости, когда судьба выплат зависит от имущества семьи. Как пояснила «НГ» Счетная палата, при таком подходе «около 30% малоимущих из малоимущих семей с детьми не смогут претендовать на получение пособия». Зато сэкономленные средства можно направить другим. По данным, которые предоставил «НГ» Росстат, среди беднейших семей, например, дополнительной недвижимостью владеют менее 10%. Так что критерии нуждаемости у правительства очень разветвленные.
Росстат впервые обнародовал данные о численности бедных в стране, рассчитанные уже по новой методике: с учетом прожиточного минимума, который устанавливается теперь раз в год и в привязке к медианному доходу, а не к потребительской корзине. В первом квартале 2021-го за чертой бедности находились 21,1 млн человек, или 14,4% населения РФ; во втором квартале – 17,7 млн человек, или 12,1% населения.
Как и писала ранее «НГ» (см. номер от 25.07.21), Росстат предупредил, что изменение методики больше не позволяет корректно сравнивать новые показатели с предыдущими. Президент Владимир Путин поручил правительству до 20 августа обеспечить сопоставимость новых и старых данных. Также президент поручил кабмину организовать регулярный мониторинг доходов низкодоходных групп граждан и при необходимости обеспечить дополнительные меры поддержки. Ближайший доклад об этом ожидается в ноябре.
Как показывал ретроспективный пересчет данных по новой методике, бедность в России на протяжении минувших как минимум семи лет кардинально не менялась, она находилась вблизи 14% (см. «НГ» от 18.10.20). Эти же 14% мы увидели теперь и в первом квартале 2021-го. Однако во втором квартале ситуация резко улучшилась даже по новой методике.
Минтруд это объяснил стабилизацией ситуации на рынке труда, постепенным восстановлением деловой активности и, самое главное, системной поддержкой малообеспеченных семей с детьми.
На последнем пункте стоит остановиться особо. Сейчас в стране в режиме реального времени происходит реформа системы социальных выплат. О принципиальной смене парадигмы пока не объявлено во всеуслышание как о свершившемся факте, изменения происходят точечно, но они уже выстраиваются в единую линию.
Реформа состоит в том, что теперь низкие доходы и, допустим, наличие детей в семье – не безусловный фактор для оказания помощи. Малоимущие подвергаются дополнительной оценке, по итогам которой выявляются действительно нуждающиеся и те, кто к нуждающимся не относится.
«Новые пособия назначаются с учетом комплексной оценки нуждаемости, – пояснили «НГ» в пресс-службе Минтруда. – Помимо уровня дохода оценивается имущественная обеспеченность семьи, а также применяется правило нулевого дохода».
В частности, как пояснили в ведомстве Антона Котякова, комплексная оценка нуждаемости используется при назначении пособий на детей от 3 до 7 лет включительно в размере 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, в размере 50% регионального прожиточного минимума трудоспособного населения; одиноким родителям, воспитывающим детей в возрасте от 8 до 17 лет, – в размере половины регионального прожиточного минимума.
Чтобы выяснить, действительно ли малоимущие семьи в России обладают каким-то дополнительным имуществом, например вторым жильем, «НГ» обратилась к Росстату.
В пресс-службе ведомства Павла Малкова сообщили, что какими-либо жилыми помещениями, кроме собственного жилья, в стране владеют 18,5% всех домохозяйств. Из них абсолютное большинство имеет лишь один вариант дополнительного жилого помещения, и, как правило, это дом на садовом дачном участке или вторая квартира.
Не все семьи с детьми могут претендовать на правительственную поддержку. Фото Александра Артеменкова/PhotoXPress.ru |
И среди этих малоимущих какими-либо жилыми помещениями, кроме собственного жилья, владели, по Росстату, менее 10% домохозяйств: около 3% имели вторую и более квартиру; у 3,6% был индивидуальный жилой дом; около 2% владели домиком на садовом участке. В расчете на одно домохозяйство площадь «дополнительного» индивидуального жилого дома составляла у них около 52 кв. м, а домика на садовом участке – около 31 кв. м против соответственно 89 и 62 кв. м, которые были у самого высокодоходного дециля.
Любопытна ситуация и с владением автомобилем. Если говорить про все население, то легковой автомобиль есть примерно у 48% домохозяйств РФ. А в самой низкодоходной группе – примерно у 42% домохозяйств. И у малоимущих семей средний возраст автомобиля составляет почти 12 лет против примерно шести лет в самой высокодоходной группе.
Как отметила директор по коммуникациям компании АВТОDOM Анна Уткина, существенная часть малоимущих сосредоточена в сельской местности, где личный транспорт становится необходимостью. Однако второй и тем более третий автомобиль – уже роскошь. По оценкам эксперта, несколькими машинами владеет среди малоимущих от 1 до 1,5%, и «высок шанс, что один или несколько автомобилей могут быть не на ходу».
«Более 50% российских семей не имели личного автомобиля в 2020 году, и более половины из них не могли при желании приобрести авто из-за отсутствия средств. И скорее всего среди них достаточно большой процент малоимущих граждан», – сообщил директор по маркетингу компании «АвтоСпецЦентр» Алексей Ермилов.
Другими словами, среди малоимущих лишь единицы процентов обладают, скажем так, «избыточным» имуществом. Между тем система критериев для оценки нуждаемости у правительства очень разветвленная.
Например, как напомнил Минтруд, на новые выплаты могут претендовать семьи, обладающие одной квартирой любой площади или несколькими квартирами, если площадь на каждого члена семьи менее 24 кв. м; одним домом любой площади или несколькими домами, если площадь на каждого члена семьи меньше 40 кв. м; одной дачей; одним гаражом; земельными участками общей площадью не более 0,25 га в городских поселениях или не более 1 га в сельских поселениях; одним нежилым помещением; одним автомобилем (за исключением автомобилей младше пяти лет с двигателем мощнее 250 лошадиных сил); вкладами в среднем на сумму 250 тыс. руб. и т.д. По многим пунктам есть оговорки. И некоторые лимиты могут показаться не такими уж и жесткими.
Но это не все. При назначении пособий используется «правило нулевого дохода»: то есть взрослые члены семьи должны иметь хоть какой-то, пусть даже кратковременный официальный доход, а если его нет, то для этого нужна уважительная причина.
Как пояснили «НГ» в Счетной палате, такая многокритериальная оценка, включающая не только имущественный критерий, но и концепцию нулевого дохода, при моделировании на данных других выборочных исследований, в том числе Росстата, показывает, что «около 30% малоимущих из малоимущих семей с детьми не смогут претендовать на получение пособия». То есть речь идет явно не о единицах процентов.
«Если предположить, что семьи с детьми составляют около 80% всех малоимущих, но при этом 30% из них не проходят многокритериальную оценку нуждаемости, а для какой-то доли малоимущих семей даже выплата в размере одного прожиточного минимума на ребенка не покроет дефицит доходов семьи, то возможное расширение пособий от трех до семи лет на старшие возрастные группы поможет сократить уровень бедности примерно вдвое», – пояснили в Счетной палате.
Соответственно применение многокритериальной оценки нуждаемости помогает снизить сумму средств, необходимых для выплаты пособий, выплачивая их тем, кому наиболее необходима помощь, добавили в ведомстве. И именно так и следует понимать недавний тезис председателя Счетной палаты Алексея Кудрина из интервью РБК о том, что с учетом многофакторной модели нуждаемости «мы сразу идем на снижение бедности более чем вдвое».
Ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина обратила внимание на то, что не все обследования позволяют выявить людей, которые при низких официальных доходах имеют высокие серые заработки. При этом, как предупреждает официальный представитель социального проекта Humanity Андрей Лобода, «сама тема категоризации малоимущих рискует показаться унизительной», и единственный выход, по его словам, это стимулировать рост человеческого капитала посредством и вложений в образование, и стимулирования предпринимательской деятельности.
комментарии(0)