На ремонт и строительство школ не хватает финансов. Фото РИА Новости
Организаторы нацпроектов не могут освоить выделенные на них деньги. Поэтому Минфин решил изъять 300 млрд руб. в правительственный резерв из тех денег, которые должны были улучшать жизнь россиян. На сегодня бюджеты нацпроектов осваиваются значительно хуже, чем по бюджетной системе в среднем: 38 против 46%. Риск неисполнения нацпроектов, майских и июльских указов президента становится все выше.
Премьер-министр Михаил Мишустин согласился с предложением министра финансов Антона Силуанова направить в резервный фонд правительства 310,5 млрд руб. (13,1% от годового бюджета национальных проектов) из-за риска их неосвоения, который стал очевиден по итогам кассового исполнения в первом полугодии, сообщил Telegram-канал «Майский указ».
Из почти 2,4 трлн, предусмотренных на 2021 год, в первом полугодии потрачено лишь 893,1 млрд (37,5%). При этом исполнение федерального бюджета в целом составило почти 46%. Самые низкие показатели исполнения отмечаются по таким национальным проектам, как «Цифровая экономика» (13,3%), «Образование» (18,2%), «Экология» (20,8%) и «Международная кооперация и экспорт» (26,1%).
Из-за того, что не были заключены госконтракты, не удалось направить по назначению 73 млрд руб., предназначенных для выполнения комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, 46,7 млрд не дойдут до «Науки и университетов», 42,4 млрд – до «Цифровой экономики», 40,2 млрд потеряет «Образование», а «Экология» недосчитается 27,9 млрд.
«Силуанов прямо предупреждает: такая ситуация свидетельствует об отсутствии у руководителей нацпроектов намерений по достижению в 2021 году заявленных результатов. Минфин полагает, что ситуация угрожает срывом майского указа президента, и только правительство в ручном режиме сможет спасти «нацпроектную Россию», – сообщает СМИ «Майский указ».
В Минфине отмечали, что исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов – по состоянию на 1 июля – составило 904,1 млрд руб. (38% от планов). Лучшими из 12 проектов по исполнению там называли «Здравоохранение» – 53,3%, «Демографию» (48,5%), «Производительность труда» – 46,8%, «Жилье и городская среда» – 40,0%.
Объявленные в мае 2018 президентом Владимиром Путиным нацпроекты были рассчитаны до 2024 года. В июле 2020 года еще одним указом нацпроекты были переформатированы и достижение уже не таких очевидных (измеряемых) целей было перенесено на 2030 год. Всего за 2021–2023 годы объем финансирования нацпроектов превысит 7,6 трлн руб., по крайней мере такая цифра фигурировала в пояснительной записке Минфина к проекту бюджета на этот период. Ведомство отмечало, что проекты находятся в приоритете, увеличение расходов на них с 2,2 трлн руб. в 2020 году составит 2,8 трлн в 2023 году (плюс 27%).
Сколько из этих средств не будут востребованы регионами и попадут в резервы и какова вообще будет их судьба, как будет выглядеть это ручное управление – предсказать трудно. Несвоевременное исполнение бюджетов нацпроектов – это уже вполне застарелая проблема, на нее обращала внимание Счетная палата, которая не исключала, что по этой причине могут быть не достигнуты их цели. Впрочем, по итогам 2019 года ведомство Алексея Кудрина констатировало исполнение бюджета на уровне около 90%, затем они взяли паузу на период пандемии.
Передача средств в резерв правительства означает, что они попадут в регионы уже через дополнительный фильтр кабмина, у которого, впрочем, сейчас свои приоритеты. В июле правительство РФ представило на Совете при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам 42 новые инициативы по реализации национальных целей. Они были проработаны в координационном центре и после одобрения главы государства стали частью единого плана достижения национальных целей. Выполнение новых инициатив потребует 4,6 трлн руб. на ближайшие 3,5 года, из них 736 млрд руб. – из бюджета и Фонда национального благосостояния (ФНБ), отмечал Мишустин.
Глава кабинета заверил, что новые инициативы не нарушат сбалансированности бюджета. Однако в Институте комплексных стратегических исследований (ИКСИ) отмечали, что во время пандемии страна утратила единый стратегический подход, и наметилась тенденция хаотизации (см. «НГ» от 19.07.21).
Мишустин на совете отмечал, что уровень достижения показателей нацпроектов в 2021 году на 10% выше, чем в 2020 году. «Из более чем 200 показателей достигнуто 80%, а из свыше 1,2 тыс. мероприятий выполнено практически 90%», – рассказывал премьер. На оперативном совещании с вице-премьерами в конце мая Мишустин рассказывал, что предстоит построить еще около 800 школ, создав дополнительные места для более 640 тыс. школьников. На эти цели было зарезервировано в бюджете на 2021 год почти 33 млрд руб. (144,6 млрд на ближайшие три года).
Нацпроекты плохо реализуются главным образом из-за проблемы администрирования – как на уровне систематизации, так и на уровне исполнения, считает управляющий партнер «BMS Group» Алексей Матюхов. «Из-за этого возникают проблемы не только с достижением целевых показателей, но и с выполнением планов по расходованию денежных средств. При этом связи между достижением целевых показателей и недостаточным объемом фактических расходов нет, так как нацпроекты в целом исполняются неэффективно», – говорит он.
«Реальная эффективность проектов еще ниже, если учесть региональную гонку за показателями, когда они завышаются для доклада федеральному Центру. Что касается переноса денег с бюджетов нацпроектов в резервный фонд правительства, то последствия могут быть самыми разными – это может быть и резервирование этих средств, и более точечное их использование для решения конкретных проблем на местах», – считает эксперт.
«Недостижение ряда целей нацпроектов во многом связано с их недофинансированием», – сказала «НГ» аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина. – По итогам года финансирование может быть выделено и в полном объеме, однако неравномерность финансирования большинства проектов в течение года, когда наибольшие объемы выделенных средств приходятся на конец, а не начало года, приводят к невозможности освоения всех средств и выполнения всех мероприятий. И такая проблема сохраняется из года в год и не только с нацпроектами, но и с другими программами».
Нельзя сказать, что система нацпроектов уже полностью провалилась, полагает Чуркина. «Все-таки те направления, по которым были утверждены нацпроекты, остаются как никогда актуальными и сегодня. Это и строительство инфраструктуры, и сохранение окружающей среды, и развитие здравоохранения, образования, малого предпринимательства и т.д. И даже если не все мероприятия в рамках нацпроектов реализуются, тем не менее они важны», – говорит эксперт.Однако очевидно, что нацпроекты пробуксовывают и не обеспечивают достижения всех поставленных целей, соглашается Чуркина. «Направление неизрасходованных средств в резервный фонд нельзя назвать решением проблемы. Если эти средства будут направлены в экономику хотя бы в режиме «ручного управления», это будет значительно лучше, чем просто сохранение резервов в кубышке. Ведь российская экономика остро нуждается в инвестициях, особенно в текущих сложных макроэкономических условиях. Однако в целом проблема не работающей в полной мере системы стратегического планирования в стране остается. И более важным в данной ситуации было бы не направление неизрасходованных средств в резервы, а кардинальный пересмотр всей системы реализации программ и проектов, с тем чтобы обеспечить ее работоспособность в будущем», – отмечает эксперт.
В 2020 году исполнение расходов на реализацию нацпроектов увеличилось по сравнению с результатами 2019 года, - сообщили «НГ» в Счетной палате (СП). «Согласно данным, полученным Счетной палатой в ходе контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, в 2019 году исполнение расходов составило 91,45% показателя сводной росписи с изменениями, в 2020 году – уже 97,39%. По итогам первого полугодия 2021 года мы также отмечаем улучшения: на 1 июля 2021 года расходы на реализацию нацпроектов (программ) исполнены в сумме 911 760,91 млн рублей или 38,01% показателя сводной росписи с изменениями. Это почти на 3 процентных пункта выше уровня исполнения за аналогичный период прошлого года», - сообщили там.
При этом нельзя рассматривать исполнение расходов как контрольный показатель качества реализации нацпроектов, добавили в СП: «В различных случаях низкий уровень исполнения может говорить о разном, а высокий уровень - не обязательно приведет к достижению показателей и улучшению жизни людей. Поэтому нужно говорить о качестве нацпроектов как таковых. Например, понимает и воспринимает ли бизнес логику действий государства, взаимосвязаны ли меры различных нацпроектов и так далее. Также важно говорить об эффективном и результативном расходовании бюджетных ресурсов, о «силе» контрольной среды по обеспечению подотчетности за результат».
По состоянию на 04 августа кассовое исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов составляет 50,7% от плановых бюджетных назначений, что отстает от исполнения в целом по федеральному бюджету (56%), - сообщили «НГ» в пресс-службе Минфина России. «Отмечаем, что существенная часть расходов на реализацию национальных проектов связана с оплатой государственных (муниципальных) контрактов, исполнение которых, как правило, приходится на 4 квартал года. Важно, что показатель кассового исполнения некорректно отождествлять с достижением показателей национальных проектов, поскольку, как правило, достижение показателей обеспечивается за счет реализации целого набора мероприятий как в рамках национальных проектов, так и иных мероприятий государственных программ РФ». – заявили там.
Решение о направлении в резервный фонд правительства РФ 310,0 млрд. руб. не принималось, отметили в ведомстве: «Минфин России в своем докладе только обозначил возможные решения в отношении мероприятий, начало реализации которых по состоянию на 1 августа текущего года не состоялось по различным причинам, в связи с чем соответствующие бюджетные ассигнования планировалось перераспределить на иные цели ответственными федеральными органами исполнительной власти».
Национальные проекты - это инструмент программно-целевого планирования и управления, который хорошо зарекомендовал себя в государственном управлении, заявили в пресс-службе Минфина. «Основной особенностью проектного подхода на государственном уровне является увязка расходов и результатов, которые обеспечивают достижение показателей. Кроме этого проектный подход предусматривает жесткие сроки и персональную ответственность за исполнение результатов и показателей», - добавили там.
Уровень кассового исполнения нацпрограммы «Цифровая экономика» за первое полугодие 2021 года составил 14%, а за аналогичный период прошлого года уровень кассового исполнения составлял 10%, в декабре 2020 года превысил 97%, сообщили «НГ» в Минцифры. Неравномерная динамика кассового исполнения обусловлена значительной долей расходов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также наличием субсидий юридическим лицам, в том числе в рамках процедур отбора получателей субсидий и, как следствие, увеличенные сроки принятия бюджетных обязательств в связи с длительностью процедуры отбора, заявили в ведомстве. Минцифры России и другие участники нацпрограммы проводят поэтапные приемки результатов исполнения работ, большинство из них приходится на конец года. Таким образом об уровне исполнения нацпрограммы целесообразно судить по итогам года, отметили в министерстве.
комментарии(0)