Нарушителей закона в сфере IT не всегда просто поймать. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
В России сокращается число традиционных преступлений, но быстро растет доля кибермошенничества. Количество цифровых преступлений выросло более чем на 20% по итогам первого полугодия. Сегодня каждое четвертое преступление в РФ совершается в интернете или в компьютерной сфере, сообщает МВД. При этом раскрывается только одно из четырех цифровых преступлений.
За первую половину 2021 года в РФ зарегистрировано свыше 271 тыс. преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, сообщает МВД. При этом доля киберпреступлений в общей структуре преступности превысила 26%. Более половины цифровых преступлений (57%) относится к категориям тяжких и особо тяжких (155 тыс.), отмечают в ведомстве Владимира Колокольцева.
Две трети преступлений совершается через интернет, а остальные – с помощью средств мобильной связи. Наибольший прирост IT-преступлений был зафиксирован в Чечне (+177%), Дагестане (141%), Московской (126%) и Тульской (118%) областях, а также в Туве (110%).
Процесс цифровизации криминала в России означает, что число традиционных преступлений снижается, а цифровых – растет. За первую половину года количество убийств и покушений на убийство сократилось на 7%, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью – на 12,3%, разбоев – на 19%, грабежей – на 21,3%, квартирных краж – на 20,9% и краж транспортных средств – на 29,5%, сообщают в МВД.
Рост IT-преступности в РФ продолжается не первый год. Так, по итогам 2020 года на 91% выросло число преступлений с использованием интернета и на 88% – с применением мобильных телефонов. Самой типичной мишенью для киберпреступиков остаются банковские карты. Число таких преступлений увеличилось в шесть раз по сравнению со статистикой за 2019 год.
Число киберпреступлений по итогам 2020 года увеличилось на 73,4% и составило свыше 510 тыс., рассказывал ранее генеральный прокурор Игорь Краснов. Согласно его данным, около 70% всех хищений за прошлый год пришлось на кибермошенничества. За год было выявлено более 237 тыс. таких эпизодов. В 2020 году также существенно увеличилось количество краж с банковских счетов или электронных кошельков. Если в 2019 году их было почти 94 тыс., то в 2020-м – уже более 169,5 тыс., рассказывали в Генпрокуратуре. При этом Краснов признавал низкий процент раскрываемости таких преступлений. Он сообщал, что раскрывается лишь каждое четвертое киберпреступление. «Бесконтактный и быстрый способ совершения» киберпреступлений делает общество все более уязвимым, к чему правоохранительные органы «зачастую» оказываются не готовы, отмечал генпрокурор. «Хотя возможности противостоять новым угрозам у правоохранителей имеются», – уточнял Краснов.
Если в 2015 году на долю нарушений закона в сфере технологий приходилось менее 2% случаев, то в 2020 году – уже 25%, отмечают прокуроры. За последние семь лет уровень киберпреступности в России увеличился более чем в 20 раз, соглашаются в Следственном комитете.
Потери российской экономики от киберпреступлений в 2020 году составили 3,5 трлн руб., подсчитали в Сбербанке. А к концу этого года – к началу 2022-го они могут достигнуть около 6 трлн руб (см. «НГ» от 12.07.21).
Мировая экономика, по оценкам Всемирного экономического форума, только из-за кибератак потеряла в прошедшем году 2,5 трлн долл. А к 2022-му ущерб от подобных преступлений может увеличиться до 8 трлн долл.
Причина роста преступлений в IT – цифровизация взаиморасчетов и относительно низкая цифровая грамотность населения.
Многие действия и процедуры перешли в цифровое пространство во время пандемии, что способствует росту цифровой преступности, соглашается руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН Павел Шариков.
Рост киберпреступности связан с их упрощением и удешевлением технологий мошенничества, отмечает руководитель отдела компании «Код безопасности» Павел Коростелев. Софт для взлома подешевел. Для организации атаки часто не требуется написания новых программ, отмечает эксперт. А анонимность в интернете усложняет идентификацию злоумышленников.
Навыками цифровой безопасности плохо владеют многие граждане и даже предприятия, признает Коростелев.
Опросы Высшей школы экономики (ВШЭ) показывают, что около 40% россиян в возрасте от 15 лет и старше имеют низкий уровень цифровых навыков. И еще 22% респондентов вообще не пользуются интернетом. «И активное применение населением цифровых устройств в повседневной жизни происходит на фоне слабо развитых у большинства пользователей компетенций, связанных с защитой персональных данных. Дефицит этой категории цифровых навыков не только повышает вероятность стать жертвой киберпреступников, но и существенно ограничивает спрос на инновации и мешает снизить отчуждение между человеком и технологиями», – утверждают эксперты ВШЭ.
«Сложность в расследовании преступлений с использованием вирусов-вымогателей заключается в том, что выкуп часто выплачивается в криптовалютах. Это осложняет возможность проследить конечного получателя денег», – отмечает эксперт.
Вице-президент Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна (РАКИБ) по развитию и регулированию рынка Валерий Петров подчеркивает, что необходимо отделять собственно IT-преступления и преступления с использованием криптовалют. Доля последних в общем объеме цифровых правонарушений, по его мнению, крайне мала.
В этом сегменте самым распространенным видом преступлением, по словам Петрова, являются мошенничества – они составляют половину от всех нарушений в области крипты. «Однако общий объем таких операций составил лишь 2 млрд долл. в 2020 году, притом что весь объем крипторынка оценивается в 1,5–2 трлн долл.», – рассказывает эксперт.
На втором месте, по словам Петрова, операции, связанные с расчетами в dark net. Они составляют 7% от общего объема нелегитимных операций. Общее число таких операций растет, притом что потери от вымогательств год от года разнятся. Так, в 2019 году они составили 10 млрд долл. а в 2020-м – 5 млрд долл.
Основную долю преступлений через IT составляют всевозможные мошеннические схемы, направленные против физических лиц, говорит руководитель центра мониторинга и реагирования на инциденты компании «Инфосистемы Джет» Алексей Мальнев.
Он считает, что по мере увеличения влияния техносферы на жизнь человека, риски киберпреступности будут ежегодно стремительно возрастать. «Киберпреступность в течении 10-20 лет скорее всего станет абсолютно доминирующим видом правонарушений.
Технологии промышленного Интернета, Интернета Вещей, концепции умных городов – все это будет менять ландшафт киберугроз и повышать прибыль от киберпреступлений. А где большие деньги, там рано или поздно появляется целые преступные отрасли», - указывает эксперт.
Доступность схем для преступников также продолжает расширяться. «Сейчас развивается рынок преступных киберуслуг в dark net, за счет чего даже при отсутствии глубоких знаний злоумышленники могут получать выгоду от атак. Так, партнерские программы шифровальщиков привлекают в кибербизнес множество новых участников, а низкоквалифицированные злоумышленники теперь могут монетизировать свои навыки путем продажи доступов в корпоративные сети, которые получены в результате эксплуатации известных уязвимостей», - отмечает руководитель исследовательской группы отдела аналитики Positive Technologies Екатерина Килюшева.
комментарии(0)