В ряде сфер работники с возрастом теряют надежду на заметный рост заработков. Фото агентства «Москва»
На российском рынке труда пик заработной платы у работников приходится на 30–34 года, а в следующих возрастных группах средний уровень зарплат падает. Так, 30-летние зарабатывают почти на 10% больше, чем 40-летние, и на 20% больше, чем 50-летние. В этом отличие РФ от развитых стран. Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ) труда при Минтруде ссылается на распространение «молодых профессий», IT-специальностей. Представители рынка труда уточняют: около трети россиян работают в сферах, не предполагающих премии за опыт и возраст. Часть экспертов ожидают, что пандемия, демографические провалы могут теперь изменить распределение зарплат по возрастам.
Пока Минтруд фиксирует возвращение рынка труда к допандемическим показателям безработицы, исследователи выявляют неудовлетворенность соискателей предлагаемым уровнем зарплат. В частности, как сообщили в ведомстве Антона Котякова, в службах занятости за полгода число предложений выросло примерно на 25% – с 1,74 до 2,19 млн.
Между тем большинство – свыше 75% – россиян, которые сейчас ищут работу, сталкиваются со сложностями, показал опрос, проведенный в июле сервисом «Работа.ру» среди 5 тыс. респондентов (пользователей сервиса). И самой частой проблемой становится несоответствие предлагаемой работодателями зарплаты ожиданиям соискателей – на нее указали 55% опрошенных. При этом, судя по наблюдениям представителей рынка труда, часть граждан, ищущих работу, и так вынуждена занижать свои зарплатные ожидания – это распространенная практика среди пожилых соискателей.
По данным Росстата, российский рынок труда устроен таким образом, что у работников пик заработной платы приходится на 30–34 года, затем средний уровень зарплат падает. В частности, средняя зарплата в группе 30–34-летних оказывается выше средней зарплаты в группе 45–49-летних примерно на 10%, а, например, по отношению к зарплате в группе 50–54-летних она выше уже почти на 20%.
Причем, как пояснил «НГ» старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок, разрыв в уровне заработков между относительно молодыми и старшими группами на российском рынке труда возник в последние 10–15 лет. «Так, в 2005 году средняя заработная плата 45–54-летних была всего на 2–4% ниже, чем у 30–34-летних, а к 2011 году разрыв увеличился до 10–14%», – обратил внимание эксперт. Он уточнил, что реальный размер оплаты труда увеличивается у родившихся и в 1950–1960-е годы, и в 1970–1980-е годы, но у более молодых поколений такой рост был значительно выше.
«Дискриминация по возрасту при установлении заработной платы запрещена в соответствии с Трудовым кодексом. Работники, выполняющие идентичную работу, не могут получать разное вознаграждение за нее», – напомнил в комментарии для «НГ» ВНИИ труда.
Но есть ряд факторов, которые сказываются на усредненных показателях зарплат в разных возрастных группах. Первый – «молодые профессии».
«Профессия программиста, веб-разработчика, системного администратора стала массовой в последние 15 лет. При том что зарплаты в IT-секторе – выше среднего, средний возраст работника в этой индустрии – меньше, чем средний возраст работников в целом», – сообщили представители ВНИИ.
«В диджитал-сфере сконцентрировано большое количество молодых людей. И одновременно эта сфера стала одной из самых высокооплачиваемых за последние несколько лет, – подтвердила директор HR-практик международной рекрутинговой компании Hays Анна Михеева. – Мы видим большое количество людей 35 лет и старше на руководящих позициях с высокими зарплатами. Но чаще это консервативные индустрии, меньше связанные с цифровыми технологиями, например, тяжелая промышленность. Чем более современная, гибкая компания, в том числе различные стартапы, тем больше вероятность, что руководящие роли в ней будут занимать молодые специалисты».
Для некоторых профессий практический опыт становится фактором, увеличивающим зарплату: это характерно для преподавателей вузов, врачей, инженеров, руководителей, квалифицированных рабочих и консультантов, перечислил ВНИИ. Но для ряда профессий, особенно в сфере обслуживания, существует эффект плато в отношении опыта и зарплат.
Как уточнил управляющий директор Авито Работа Артем Кумпель, в структуре занятости в России заметно преобладание строительства, транспорта и торговли: «В этих отраслях премия за возраст и опыт для многих групп профессий практически отсутствует». По Росстату, на эти виды деятельности в 2020 году приходилось более 30% занятого населения РФ. А к слову, в области информации и связи трудились лишь около 2%.
Не менее значимый фактор – стремление работников к актуализации знаний, обновлению компетенций. «Граждане, которые не обновляют свои профессиональные знания, становятся менее конкурентоспособными на рынке труда», – уточнил ВНИИ.
«Возрастные работники в настоящее время оказались с довольно устаревшим образованием, полученным еще в советское время. Низкий уровень переобучения работников в России по сравнению со странами Европы также вынуждал население старшего возраста оказываться на относительно низкооплачиваемых рабочих местах», – добавил Ляшок.
Влияют на статистику и льготные условия выхода на пенсию – это касается работников, получающих зарплату выше среднего и сталкивающихся с повышенными нагрузками: летчиков, работников вредных производств, тех, кто трудится в районах Крайнего Севера.
При этом, как показывает анализ резюме, действительно меняются и сами зарплатные ожидания сотрудников в зависимости от их возраста и уровня образования, признают эксперты при Минтруде.
Статистика показывает, что чем старше соискатель, тем он более склонен к занижению своих зарплатных ожиданий, говорит и директор департамента аналитических бизнес-решений HeadHunter Наталья Данина. Она уточняет, что эта ситуация характерна почти для всех профобластей. «В 2021 году наиболее скромные ожидания по зарплате в своих резюме указали представители профессий в сфере безопасности (на 47% ниже, чем соискатели в возрасте 18–45 лет), рабочего персонала (на 31% ниже), маркетинга, рекламы, PR (на 28% ниже), туризма и гостинично-ресторанного бизнеса (на 22% ниже), административного персонала (на 20%)», – перечислила эксперт. Но, например, в добыче сырья, в сферах науки и образования соискатели пенсионного возраста оценивают свой труд выше, чем их более молодые коллеги, примерно на 20%.
Кумпель отметил, что и некоторые из работодателей не стремятся рассматривать кандидатов старше определенного возраста. Хотя он подчеркнул, что говорить о массовой дискриминации по возрасту на российском рынке труда нельзя. «По данным Авито, сотрудников старше 45 лет нанимают не менее 83% российских компаний. В некоторых сферах этот процент выше: брать людей в возрасте и с опытом рады в тяжелой промышленности (94%), образовании (92%), интернет-торговле (90%)», – перечислил он.
«По нашим данным, 18% опрошенных работодателей готовы рассмотреть на вакансию соискателей старшего возраста, – сообщил коммерческий директор сервиса «Работа.ру» Владимир Корицкий. – Остальные респонденты будут учитывать конкретные достоинства такого специалиста. Главные преимущества – большой опыт и обширные профессиональные знания. Также для 42% работодателей важный фактор – готовность учиться и повышать квалификацию».
Между тем ситуация на российском рынке труда заметно отличается от того, что наблюдается в западных странах. «Там зарплатный пик наступает позже, чем в России: в 45–49 лет. А потери в доходах к пенсионному возрасту составляют гораздо меньше – до 2,5%. В этом плане нам есть к чему стремиться, и определенные шаги для поддержки работников в возрасте уже предпринимаются», – добавил Кумпель.
Корицкий, однако, уточнил, что и в западных странах исследования выявляют заинтересованность работодателей в более молодых сотрудниках (это показывает анализ откликов на платформе для установления деловых контактов).
В России по зарплатам мы видим ранний пик, а потом быстрое снижение и у мужчин, и у женщин, продолжила Данина. «Это означает, что, если у нас будет меняться структура занятости, то изменится и структура заработков, произойдет перераспределение фонда заработной платы от одной группы к другой – от молодых к более пожилым. – продолжила она. – И 2021 год – первый год, когда эффект демографической ямы и дефицит трудовых ресурсов заявил о себе в полной мере – может стать поворотным в изменении возрастной структуры занятого населения РФ и соответственно в выравнивании баланса по уровню зарплат для разных возрастных групп».
Одна из причин снижения заработной платы старших возрастных групп – недооценненый опыт работников с большим стажем, считает доцент базовой кафедры «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец. И по ее словам, за последние 10–15 лет ситуация кардинально не изменилась, несмотря на более лояльное отношение к возрастным работникам, на декларирование недискриминации, на повышение пенсионного возраста и иные подобные инициативы.
комментарии(0)