Рыбакам анонсировали льготы для вылова минтая. Фото с сайта www.fish.gov.ru
Российское правительство пытается привлечь инвесторов на дальневосточные острова. Анонсированные во время поездки премьер-министра на Курилы беспрецедентные меры освобождения предпринимателей от налогов должны привлечь иностранных инвесторов, в том числе из Японии. Однако японцы пока не оценили будущие российские налоговые послабления. И ограничились дипломатическими протестами против поездки главы российского правительства на Курильские острова.
Правительство РФ предлагает создать на Курилах свободную таможенную территорию, которая станет привлекательной для зарубежных инвесторов за счет освобождения большинства видов деятельности от основных налогов, заявил глава кабинета Михаил Мишустин в первый день поездки на Дальний Восток, которая началась с Сахалинской области. Посещение российским премьером острова Итуруп вызвало острую реакцию в Японии, где этот остров считают частью оспариваемых «северных территорий».
Набор мер, который Мишустин должен обсудить с президентом РФ по возвращении, премьер назвал беспрецедентным. Рассматривается возможность введения режима свободной таможенной территории, чтобы у производителей была возможность завозить необходимое оборудование и товары. Предполагается освобождение инвесторов от налога на прибыль, НДС, имущественного налога, налога на землю и на транспортные средства. Могут сохранить здесь и пониженную ставку страховых взносов – 7,6%. Причем освободить от налогов могут практически всех предпринимателей, кроме тех, кто занимается финансовой посреднической деятельностью, производством подакцизных товаров и выловом ценных биоресурсов.
Эти предложения были бы хорошим решением для инвесторов, в том числе западных, для той же Японии, которая в случае заинтересованности сможет создать здесь рабочие места, подчеркнул Мишустин.
Он также пообещал дальневосточным рыбопромышленникам, которые пожаловались ему на проблемы с доставкой рыбы российским потребителям, проработать льготный режим для перевозки рыбы в центральную часть России – планируется субсидировать РЖД потери при установлении льготных тарифов на доставку минтая.
Минтай – это, судя по приказам Минсельхоза, та самая не ценная порода рыбы, вылов и переработку которой в перспективе смогут оформлять через будущий налоговый спецрежим. То есть добытчикам лосося, горбуши, кижуча и крабов послаблений не предполагается.
На Курильских островах ведут добычу водных биоресурсов свыше 40 предприятий, где работают более 3 тысяч человек – это треть (33%) от общего числа работающих в рыбной отрасли Сахалинской области. На них приходится половина всей рыбы, добываемой в регионе.
Из-за пандемии КНР ограничила поставки российской рыбы через порты, что привело к «критической загрузке» холодильных мощностей в РФ. Мишустин в понедельник подтвердил, что Китай ставит барьеры для российской рыбной продукции, и поручил Минсельхозу наладить переработку рыбы на территории России. Цифры статистики свидетельствуют о колоссальном недоедании россиянами рыбы (см. НГ от 11.07.21).
Озвученные премьер-министром инициативы в случае их принятия позволят удвоить, утроить объемы переработки рыбы, заявил губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко. «Можно сделать серьезный шаг в развитии туризма», – отметил он.
«Уникальные и беспрецедентные» меры по развитию экономической деятельности на Курильских островах накануне поездки премьера анонсировал президент Владимир Путин. Он поручил вовлечь Японию в экономику Курил. Эксперты «НГ» отмечают, что просто отказа от налогов в рамках будущего режима может оказаться недостаточно, так как речь идет об очень конкурентном окружении.
«Создавать конкурентные условия на тех территориях – это единственное и правильное решение, сказал «НГ» директор Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов. – В Китае подавляющее число компаний не платит налог на прибыль, они пользуются шестью типами специальных экономических зон. Вопрос сейчас в том, какой тип собирается предложить наше правительство. Нам нужны нестандартные действия, просто освобождения от налогов может оказаться недостаточно. Опыт Вьетнама показал, что инвесторы проявляют интерес к льготным налоговым режимам, но если им предлагают необустроенные участки в джунглях, то дальше дело не идет. В РФ также достаточно давно работает льготный режим для инвесторов на Дальнем Востоке, но о крупных, миллиардных инвестициях, мы не слышали. Для того чтобы на Сахалин, Курилы пришли инвесторы из соседних стран, нужны неординарные шаги – ведь они должны получить условия привлекательнее, чем у себя дома. А, например, в Шанхае, государство за свой счет выстраивало инфраструктуру специальной экономической зоны, а когда она продемонстрировала преимущества на деле, туда активно пошли инвесторы».
Япония не поддерживает создание спецзон как минимум на двух островах, которые она хочет забрать себе, ранее были предложения с их стороны о совместном развитии, но они упирались в невозможность организации двойного управления, двух полиций и так далее, продолжает эксперт. «Однако если на том же Итурупе будет создан реально привлекательный режим работы, которым активно начнут пользоваться инвесторы из разных стран, и спецзона начнет напитываться серьезными деньгами, внутри нее начнется конкуренция между партнерами, тогда вопрос о принадлежности территории перестанет быть таким острым», – считает Маслов.
«Предложение может быть воспринято японскими партнерами как провокационное: премьер-министр России, несмотря на все протесты по официальным и полуофициальным каналам, посетил острова, которые Япония считает своими, а теперь им делают «предложение, от которого невозможно отказаться, – говорит президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. – По сути, Япония не реализует в России крупные инвестпроекты именно по причине Курил. Даже самый привлекательный налоговый и таможенный режим сможет привлечь только малые и средние компании, но крупные японские корпорации, близко связанные с правительством, вряд ли пойдут против «генеральной линии партии». Западный капитал туда также вряд ли придет в силу санкционной политики и позиции Японии, экономика которой почти в три с половиной раза больше нашей, мы им не так интересны».
Вместе с тем, считает эксперт, китайский капитал может использовать для себя эту возможность и начать там реализацию некоторых проектов. «Наиболее вероятные индустрии для инвестиций: рыбное хозяйство и рыбная переработка, а также добыча цветных и редкоземельных металлов, в частности, золота, серебра, титана, железной руды», – говорит эксперт.
«К этой инициативе правительства много вопросов, но прежде всего нужно сказать, что она в целом позитивна, такие предложения – всегда хороши, они приоткрывают регион, - сказала «НГ» директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. - Другое дело, что ею вряд ли воспользуется большое количество отечественных и иностранных бизнесменов. Основной вид деятельности там рыболовство, но на ценные породы рыбы и крабов инициатива не распространяется, остается минтай. Эту рыбу вполне успешно ловят местные, российские предприниматели, значит, речь могла бы идти об инвестициях в рыбопереработку. Однако китайцы и японцы предпочитают употреблять в пищу непереработанную рыбу».
С точки зрения туризма эта территория может быть интересна японцам для совершения ностальгических поездок, но вряд ли можно ожидать большого потока туристов из центральных районов РФ, говорит Зубаревич. «Опыт Камчатки, где только аренда вертолета до «Долины гейзеров» обходится в 40–60 тыс. руб., показывает, что этот туризм – не массовый, он может быть интересен только очень узкому слою обеспеченных людей», – говорит эксперт.
комментарии(0)