Работникам гарантирована индексация зарплат, но не все ее действительно замечают. Фото РИА Новости
В ближайшие три года правительство, профсоюзы и представители работодателей должны подготовить совместные рекомендации, чтобы законодательно закрепить обязанность компаний вне зависимости от формы собственности индексировать зарплаты с учетом инфляции. Об этом сообщили «НГ» в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), указав, что сейчас такая гарантия не всегда реализуется на практике. Бизнес-омбудсмен Борис Титов, комментируя «НГ» эту меру, выступил с дополнительным предложением – переложить на государство часть ответственности и обязать его как минимум удерживать на одном уровне ту долю финансов, которую оно изымает из прибыли бизнеса.
Обеспечение повышения уровня реального содержания зарплаты, в том числе посредством индексации, – это одна из государственных гарантий по оплате труда. Она установлена в Трудовом кодексе (статья 134). «Но, к сожалению, она не всегда реализуется как в бюджетной, так и в небюджетной сферах», – сообщил «НГ» советник департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата ФНПР Егор Пьяных.
Как он уточнил, порядок индексации зарплаты должен устанавливаться в случае бюджетной сферы нормативно-правовыми актами соответствующего уровня, а в случае небюджетной сферы соглашениями, локальными нормативными актами, коллективными договорами. «По факту этот порядок устанавливается нечасто, хотя во многих соглашениях присутствуют отсылочные нормы, что он должен быть установлен в коллективных договорах либо локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения первичных профсоюзных организаций. Однако эти нормы не всегда имеют обязательный характер, где-то они носят рекомендательный характер», – добавил собеседник издания.
В итоге, по его словам, один из возможных путей решения проблемы – «законодательно закрепить этот порядок, чтобы ежегодно зарплата росла выше, чем цены на товары и услуги». Эта тема, как говорит Пьяных, регулярно обсуждается с правительством. Она была зафиксирована и в новом генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и правительством, которое подписали ФНПР, Российский союз промышленников и предпринимателей и Минтруд в рамках трехсторонней комиссии.
«Там сказано, что стороны займутся разработкой рекомендаций по установлению в соглашениях, коллективных договорах, локальных нормативных актах порядка и сроков индексации, обеспечивающих повышение реального содержания заработной платы», – пояснил Пьяных. Причем, судя по тексту соглашения, главный акцент сделан именно на организациях внебюджетного сектора.
Срок действия генерального соглашения – 2021–2023 годы. «В течение этого периода мы будем проводить консультации, и надеюсь, что рекомендации в достойном виде будут разработаны и приняты», – отметил собеседник издания.
Еще более четко это требование прописано в заключении на проект Единого плана по достижению национальных целей развития.
«Предлагаем дополнить проект Единого плана следующими мероприятиями… Внести изменения в законодательство РФ и предусмотреть соответствующее финансирование из бюджетной системы РФ для имплементации позиции Конституционного суда… об обязательной ежегодной индексации заработной платы для всех категорий трудящихся, независимо от формы собственности организации работодателя. Законодательно закрепить обязанность работодателей осуществлять ежегодную индексацию заработной платы работникам в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги», – сообщается в документе, подписанном зампредседателя ФНПР Ниной Кузьминой.
В пресс-службе Минтруда пояснили «НГ»: «Работодатель при участии профсоюзной организации обязан принять решение о порядке индексации заработной платы. Например, по согласованию с профсоюзной стороной работодатель может установить такой порядок индексации, который привязан к финансовым показателям организации. Но следовать установленному внутри предприятия порядку повышения реального уровня заработной платы работодатель обязан». В случае нарушения принятых норм работодателя могут привлечь к административной ответственности.
Это не снимает остроты проблемы. Так как сам по себе вопрос роста реальных – с учетом инфляции – зарплат поднимается не первый раз. Ему уделялось внимание и в предыдущем генеральном соглашении, которое действовало с 2018 по 2020 год.
Там тоже прописывалось, что стороны обязуются содействовать реализации норм по обеспечению роста реальных зарплат, механизмов индексации. И тоже обговаривалась необходимость консультаций и рекомендаций. Но, судя по всему, не каждый пункт генеральных соглашений реализуется оперативно.
Представители рынка труда и бизнеса предупредили об определенных трудностях. «В коммерческом секторе, где в том числе велика доля альтернативных форм занятости (неполный день, проектная работа), зарплата делится на фиксированную и переменные части и связана с финансовыми результатами компании, – говорит партнер по развитию бизнеса рекрутингового агентства ProPersonnel Надежда Михина. – Уровень зарплаты определяется рынком, регионом, наличием специалистов, ситуацией в отрасли». Михина пояснила: «В пандемию из-за нехватки строителей, курьеров, IT-специалистов, медиков, фармацевтов их зарплата в некоторых случаях поднималась на 20–37%. Но на уровне 2019 года остались зарплаты в таких отраслях, как маркетинг, реклама, промышленность, финансы».
«Если анализировать ситуацию по рынку в целом, можно будет найти компании, не повышавшие зарплату сотрудникам, и их будет немало. Однако это не означает, что полноценный доход сотрудников также не рос, так как доход складывается из зарплаты и премиальных выплат, – уточнил вице-президент по операционному управлению группы компаний ANCOR Алексей Миронов. – И на рынке есть немало организаций, которые при сохранении зарплат на неизменном уровне стремятся мотивировать сотрудников бонусными и премиальными выплатами».
«Около 40% работодателей ежегодно массово индексируют зарплату в среднем на 4–6%, – добавила Михина. – Руководителям, топ-менеджерам и ключевым специалистам зарплата может повышаться на 7–10% в год». Но примерно у 16% работодателей РФ отсутствует практика ежегодного повышения зарплаты, уточнила эксперт.
«Предложение профсоюзов может стать действительно большой проблемой и обременением для среднего и малого бизнеса, и тогда работодатели начнут снижать зарплаты, переходить к серым схемам, намеренно не оформляя сотрудника», – опасается руководитель по развитию Авито Работы Дмитрий Пучков.
«Если работодателей заставят необоснованно повышать зарплаты сотрудникам, они будут вынуждены сокращать численность штата и общий фонд оплаты труда, – предполагает член генсовета «Деловой России» Алексей Мостовщиков. – Опытные предприниматели понимают, насколько важны в бизнесе высококвалифицированные кадры, и стараются их удержать».
«Казалось бы, профсоюзы предложили очень простое средство достижения социальной справедливости. Увы, реальная жизнь всегда немного сложнее простых рецептов, – сказал «НГ» бизнес-омбудсмен Борис Титов. – Идея принуждать частных работодателей индексировать зарплаты противоречит Гражданскому кодексу, в котором черным по белому написано, что предпринимательская деятельность осуществляется «на свой риск». То есть предпринимателю (в отличие от бюджетного учреждения) никто не гарантирует, что деньги на фонд оплаты труда у него будут в нужном объеме. Их еще добыть надо. На свой риск».
«Но идея ведь и правда хороша. И она работает на повышение стабильности в обществе, – продолжил Титов. – Нужно всего лишь пойти до конца и сделать справедливость всеобъемлющей». А это значит, что государство, по словам бизнес-омбудсмена, должно взять свою часть ответственности на себя.
«Если частник будет обязан индексировать зарплаты, то государство должно быть обязано как минимум удерживать на одном уровне ту долю финансов, которую оно изымает из его прибыли. А это не только налоги. Это и тарифы монополий, и плата за подключение, и всякие лицензии, и «Платон», и «Честный знак»… Несть им числа. Пока что эти поборы только растут, – сказал Титов. – Мы были бы очень рады, если бы такой подход нашел свое практическое воплощение». По словам бизнес-омбудсмена, можно считать это официальным предложением к Трехсторонней комиссии.
комментарии(0)