Руководителю Росстата Павлу Малкову надо будет переписать в том числе данные по малоимущим. Фото агентства «Москва»
Президентскую цель по снижению в два раза уровня бедности уже можно считать перечеркнутой. После внесенных изменений в методику расчета прожиточного минимума новые и старые данные стали несопоставимыми, указ президента устарел. И правительству предстоит как-то это объяснять. В Росстате сообщили «НГ», что вопрос сопоставления данных находится в стадии обсуждения, «выбирается наилучший вариант». По мнению экспертов, есть два пути: ретроспективно пересчитать прошлые данные или параллельно считать две бедности – старую и новую. Если же опираться на новый подход Минтруда, то минувший год стал для России провальным: бедных стало примерно на 20% больше.
В ближайшее время правительство должно решить, о снижении какой конкретно бедности оно будет отчитываться перед президентом, докладывая об исполнении его указа, посвященного национальным целям развития. Потому что в стране фактически будут две разные бедности.
Ведь теперь, как подтвердили в пресс-службе Росстата, расчет уровня бедности, то есть численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, будет происходить с учетом новой методики его определения – через долю от медианных доходов.
Напомним, ранее правительство решило перейти с 2021 года на новый прожиточный минимум, который будет рассчитываться в привязке не к потребительской корзине, а к медианному доходу. Медиана – это величина, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины – ниже.
С 2021 года для прожиточного минимума пропорция устанавливается на уровне 44,2% от медианы. Тем самым прожиточный минимум, как уточняли в Минтруде, составляет в 2021 году 11 653 руб. Соотношение минимума с медианой будет пересматриваться раз в пять лет, при этом сам прожиточный минимум теперь будет устанавливаться правительством ежегодно, а не ежеквартально, как было раньше. Так, Минтруд уже определил, что в 2022 году прожиточный минимум достигнет 11 950 руб. в месяц.
Такие изменения влекут за собой большую бумажную работу. Ведь на основе федерального прожиточного минимума рассчитываются региональные. Региональные прожиточные минимумы будут привязаны к федеральному, но конкретную пропорцию определят специальные коэффициенты – у каждого региона будет свой показатель. Как сообщали в ведомстве Антона Котякова, переход на коэффициенты запланирован с 2022 года, если же у региона не будет возможности сразу увеличить прожиточный минимум с учетом правительственного коэффициента, то ему предстоит разработать «дорожную карту» поэтапного увеличения до 2025 года.
Но что теперь будет с бедностью? Вопрос важный с учетом того, что ему посвящены указы президента. Сначала в майском указе от 2018 года прописывалось, что нужно снизить уровень бедности в стране в два раза до 2024 года. Это была одна из национальных целей развития, которую, правда, затем пришлось скорректировать в условиях пандемии. Новый указ президента (от июля 2020-го) прописывает снижение к 2030 году уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года.
Но после изменения методики расчета прожиточного минимума все новые данные по бедности перестают быть сопоставимыми со старыми. Их больше нельзя сравнивать для того, чтобы отслеживать, как достигается цель президента.
Разные варианты оценки бедности в стране. |
Просьбу «НГ» рассказать, как теперь будет рассчитываться бедность, как будет обеспечиваться сопоставимость данных, уместно ли сравнивать новые данные по бедности, полученные по новой формуле прожиточного минимума, со старыми, в пресс-службе Минтруда переадресовали в Росстат.
В Росстате сообщили «НГ», что «вопрос сопоставления данных, рассчитанных на основе прежней методологии и с использованием нового алгоритма расчета прожиточного минимума, находится в стадии обсуждения». «Выбирается наилучший вариант, позволяющий оценить изменения в долгосрочной перспективе», – уточнили в ведомстве Павла Малкова.
Опрошенные «НГ» эксперты подтвердили, что старые и новые данные сравнивать нельзя, и привели несколько предположений, какие варианты есть у правительства для снятия этого противоречия.
«Для того чтобы корректно анализировать динамику бедности с 2017 года, необходимо сравнивать сопоставимые показатели и, значит, нужно пересчитать показатели бедности с 2017 по 2020 год, используя новую методику прожиточного минимума», – сказала ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.
«На тактическом уровне нужно вести расчет бедности сразу по двум методикам, по крайней мере до конца срока действия нынешнего указа, – сообщил, в свою очередь, научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. – А на стратегическом уровне надо отработать методику определения коэффициента соотношения медианного дохода и прожиточного минимума».
При этом Журавлев указал, что сами по себе изменения имеют в себе рациональное зерно. Ведь одна из ключевых проблем старого подхода – какие товары включать в потребительскую корзину, как соотносить цены по разным регионам – при новом подходе снимается. Тем более к такой методике подталкивает и международный опыт.
Ведущий научный сотрудник лаборатории РЭУ им. Г.В. Плеханова Анна Духон, однако, отмечает: авторы законодательной новации полагают, что новый подход дает возможность при росте экономики и доходов населения увеличивать указанное соотношение. «Однако в последние семь лет пропорции в распределении населения, имеющего денежные доходы ниже среднедушевого дохода, никак не менялись, не реагируя ни на экономический рост, ни на экономический спад, – сообщает экономист. – Невозможно ожидать взрывного роста денежных доходов и в текущем году, а вот рост цен на товары потребительской корзины весьма возможен».
Напомним, как ранее сообщали в Счетной палате, уровень бедности, определенный как доля людей с доходами ниже величины прожиточного минимума, при пересчете по новой формуле на протяжении последних лет – с 2013 по 2019 год – «практически не менялся»: «Он находился в пределах от 14,6 до 14,2%» (см. «НГ» от 18.10.20).
Хотя в прошлом году ситуация кардинально изменилась. Пока что Росстат приводит в своих материалах данные о том, какую долю в стране составляли люди с доходами ниже 40% от медианы, ниже 50%, ниже 60%. И в 2020-м доля населения со среднедушевым доходом ниже 40% от медианы резко подскочила: она составила 13,6% от населения РФ против примерно 11,4–11,6%, которые фиксировались в 2017–2019 годах. На основе этих данных можно предположить, что, во-первых, примерно так же увеличилась доля граждан с доходами ниже 44,2% от медианы и, во-вторых, что в прошлом году бедных – новых бедных – стало почти на 20% больше, чем было годом ранее.
Но о таких результатах сообщать неудобно, поэтому пока что в правительстве продолжают докладывать президенту о «старой» бедности: ее уровень в прошлом году удалось пусть символически, но снизить. «Ситуация с пандемией потребовала пересмотра подходов в предоставлении мер господдержки нашим гражданам. В 2020 году, несмотря на негативное влияние пандемии, удалось не только избежать повышения уровня бедности, но и обеспечить его снижение до 12,1%», – сообщила вице-премьер Татьяна Голикова на заседании Совета при президенте по нацпроектам.
При этом и в своих прогнозах вице-премьер, судя по всему, продолжает говорить о «старой» бедности. Например, Голикова рассказала, что повышение адресности выплат нуждающимся поможет снизить уровень бедности в 2023 году до 10,9%, в 2024-м – до 10,4%, а к 2030 году – в два раза, как это предусмотрено национальными целями развития, то есть до 6,5%. Вот только эти ориентиры теперь устарели.
комментарии(0)