23.07.2021 20:06:00
Запрет на экспорт бензина не заменит изменений в налоговой системе
Литр бензина с начала 2021 года в среднем подорожал на 4,9% при инфляции в 4,6%. Николай Шульгинов отметил, что в случае сохранения биржевых цен на нынешних рекордных уровнях, на следующей неделе будет запущен процесс запрета на экспорт бензина. Также не исключено рассмотрение вопроса о подписании соглашений с нефтяными компаниями, регламентирующих объемы и уровни цен в опте, и увеличения биржевых нормативов торговли бензином до 15%.
Предлагаемая Минэнергетики мера по запрету экспорта бензина - краткосрочная и может работать только в таком качестве, отмечает доцент Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков. Однако, по его мнению, сейчас она может сработать, поскольку внутренний рынок действительно нужно насытить топливом. С нам согласен вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев, который считает, что эта правильная в краткосрочной перспективе мера заставит нефтяные компании сконцентрировать внимание на внутреннем рынке.
Крутаков напоминает, какая складывается ситуация на топливном рынке в РФ : «У нас установлены нормативы для всех нефтяных компаний по продаже на бирже бензинов и дизельного топлива. Сейчас это – 11% от производства по автобензинам и 7,5% - по дизельному топливу. Вот их правительство предлагает сейчас увеличить. По бензинам - до 15% от производства. Так вот у нас единственный, кто выполняет эти нормативы и даже перевыполняет - это «Роснефть». По бензину она отправляет на биржу 25% от производства, а по дизелю 15. Фактически более чем в два раза превышая нормы, установленные для продаж». Как говорит Крутаков, для другие нефтяных компаний это тоже по силам , но в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры им сейчас выгоднее «гнать» бензин на экспорт. И получается , что «Роснефть» отдувается за всех.
«Не может одна «Роснефть», которая более чем в два раза перевыполняет нормативы реализации топлива на бирже, отвечать за рынок всей страны, - говорит Дмитрий Гусев. - Давайте посмотрим на цифры за последние полгода: «Сургут» («Сургутнефтегаз») не тянет даже действующий норматив, поставляя на биржу всего 10% от производства бензина и 5% по дизелю (при действующем нормативе 11% и 7,5% соответственно). По нижней границе идет и «Газпром нефть» (13% бензин и 8% дизель). Чуть лучше «Лукойл» и «Татнефть» (14% и 15% по бензинам соответственно), хотя по дизелю последние не дотягивают даже до необходимого минимума – объем поставок у них всего 6%». Гусев обращает внимание, что «Роснефть» «традиционно тянет лямку за всех, покрывая дефицит на внутреннем рынке». «По итогам полугодия у нее двукратное превышение нормативов: объем поставок на уровне 25% по бензинам и 15% по дизелю», - подсчитал аналитик.
«Регулировать рынок вручную бесконечно нельзя, - говорит Гусев. - Тогда это уже совсем не рынок получается. А раз такая ситуация у нас складывается, значит надо менять подходы, разобраться уже наконец, раз и навсегда, с налогообложением». «Ручное управление - это далеко не лучшее решение, солидарен с коллегой Крутаков. - Ситуацию должен регулировать рынок, и для этого нужно отладить налоговую систему. К чему те же нефтяники давно призывают правительство».
Комментарии отключены - материал старше 3 дней
Читайте также
Байден готовит «прощальный удар» по России
Белый дом намерен ввести новые санкции против нефтяного экспорта РФ
«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»
Политики и чиновники рассуждают о причинах кризиса в отношениях с Москвой
комментарии(0)