Аналитики Standard & Poor’s не видят оснований для ускорения роста ВВП в России. Фото Reuters |
Неопределенность в отношении развития пандемии COVID-19 и новых международных санкций остается высокой и становится негативным фактором для экономики РФ, предупреждают в S&P Global Ratings. Однако сильная денежно-кредитная политика вместе с хорошим состоянием платежного баланса должны позволить России справиться с большинством потенциальных потрясений, уверены в S&P.
По мнению аналитиков агентства, позитивное влияние на суверенные рейтинги оказывают приверженность России проведению консервативной макроэкономической политики, сильная позиция экономики как внешнего нетто-кредитора, низкий уровень государственного долга и достаточно гибкая денежно-кредитная политика.
Как они отмечают, постпандемийное восстановление внутреннего спроса в России в первом полугодии 2021 года происходило быстрее, чем ожидалось ранее. Различные показатели, включая объемы производства в ненефтяных секторах и розничные продажи, позволяют предположить, что экономика уже достигла докоронавирусного уровня. «На наш взгляд, восстановление должно быть поддержано ростом реальной заработной платы, сильным потребительским кредитованием, дополнительными бюджетными расходами в преддверии парламентских выборов в конце этого года, а также восстановлением добычи нефти на фоне снятия ограничений на поставки в соответствии с соглашением ОПЕК+», – следует из отчета агентства.
В агентстве ожидают, что по итогам 2021 года ВВП России увеличится на 3,7%. И это несмотря на то, что страна находится в эпицентре третьей волны заражения COVID-19. При этом аналитики сомневаются, что новый всплеск подорвет восстановление экономики. «Во-первых, мы понимаем, что правительство не планирует вводить общенациональные ограничения; скорее оно намеревается активизировать вакцинацию. Во-вторых, мы считаем, что структура российской экономики должна помочь. Сектор услуг, а также малые и средние предприятия составляют меньшую долю ВВП, чем аналогичные предприятия с развитой экономикой, – 55 и 20% ВВП соответственно. При этом доля госсектора больше», – сообщают экономисты.
В агентстве прогнозируют, что в последующие годы экономический рост в РФ будет замедляться. Так, в 2022 году они ожидают роста на 2,5%, а в дальнейшем темпы роста не будут превышать 2%.
Это в целом более медленные темпы роста, чем у рейтингуемых суверенных стран с аналогичным уровнем дохода, признают аналитики. «Мы связываем это с неблагоприятными демографическими тенденциями (включая сокращение рабочей силы) и лишь незначительным повышением производительности», – поясняют эксперты агентства.
К другим структурным препятствиям на пути экономического роста, по их мнению, относятся доминирующая роль государства в экономике, низкий уровень конкуренции и инноваций, а также низкая независимость судебной системы и неравномерное правоприменение. «Геополитическая напряженность между Россией и США и ЕС, приведшая к международным санкциям, также остается тормозом для экономического роста», – сообщают в S&P.
Тем не менее базовый сценарий S&P предполагает, что российская экономика и финансовая система смогут справиться со стрессовыми ситуациями, связанными с умеренным ужесточением санкций. Так, профицит счета текущих операций в РФ в 2021 году прогнозируется на уровне 4,5% ВВП, в следующем году – 3,6%, в 2023 году – 2,3% и в 2024 году – 2,1%. Безработица, как ожидается, составит соответственно 5,3, 5, 4,9 и 4,8%.
Российские власти, несмотря на сдержанные прогнозы, решение S&P встретили с оптимизмом. «Решение агентства S&P Global Ratings о подтверждении долгосрочного кредитного рейтинга России по обязательствам в иностранной валюте на уровне «BBB-» со стабильным прогнозом рассматривается нами как еще одно подтверждение правильности проводимой правительством экономической политики», – сообщил, в свою очередь, министр финансов РФ Антон Силуанов. По его словам, показательно, что рейтинговое агентство повысило свой прогноз относительно роста российской экономики в этом году до 3,7% годовых. «По мнению аналитиков агентства, текущее состояние платежного баланса РФ, сбалансированное бюджетное планирование и действующий режим плавающего валютного курса обеспечивают достаточную устойчивость отечественной экономики перед лицом потенциальных внешних шоков», – добавил министр, никак не комментируя прогнозы по дальнейшему замедлению экономики РФ после 2021 года.
Интересен и посыл S&P о том, что российская экономика будет расти медленнее стран со схожим уровнем дохода. Отметим, согласно данным Международного валютного фонда (МВФ), ВВП России по паритету покупательной способности (ППС) составил в 2020 году 27,9 тыс. долл. на душу населения. Для сравнения: у Греции – 28,7 тыс. долл. на душу населения, у Хорватии – 27,7 тыс. долл. У Словакии – свыше 31,8 тыс. долл. на человека, следует из данных Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). И в отличие от РФ у всех этих стран экономика в последующие годы будет ускоряться, а не замедляться.
Так, ВВП Хорватии по итогам года вырастет на 5,4%, а в 2022-м – на 5,9%, сообщает Еврокомиссия. Греческая экономика в 2021 году увеличится на 3,3%, в 2022-м ускорится до 5,4%, указывали в МВФ. ВВП Словакии увеличится на 4,2% в текущем году и на 5,2% в следующем, прогнозировали в ОЭСР.
Что касается ограничений роста, то они повторяются из года в год, отмечает главный инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций» Максим Шеин «Некие структурные проблемы, зависимость от нефти и т.д. При этом консервативная экономическая политика оценена как позитив», – обращает внимание экономист.
По его мнению, России нужна другая бюджетная политика. «Которая бы стимулировала инвестиции и потребительский спрос. Это одна из наших точек роста, так как доля расходов домохозяйств в ВВП у нас одна из самых низких в мире», – пояснил он.
комментарии(0)