Проблема недоедания важнейших продуктов питания оказалась хронической. Фото PhotoXPress.ru
В России не удалось переломить тенденцию резкого падения уровня жизни в многодетных семьях. Об этом свидетельствуют новые данные Росстата по потреблению продуктов питания в семьях с детьми. Как только появляется третий ребенок, у домохозяйства в пересчете на каждого ее члена резко снижается потребление овощей, фруктов, мяса, рыбы и молочного, это пытаются компенсировать увеличением потребления хлеба и хлебобулочных изделий, картофеля. По каждому пункту, за исключением сахара, фиксируется недоедание.
Чем больше в российской семье детей – тем хуже ее финансовое положение и тем сложнее домохозяйству сохранять приемлемый уровень жизни. Эту тенденцию не удается переломить годами, несмотря на повышенное внимание властей. Новые данные Росстата по потреблению продуктов питания в домашних хозяйствах с детьми подтверждают наличие проблемы.
В частности, Росстат сообщил, что в 2020 году потребление овощей и бахчевых составляло в семьях с одним ребенком около 91 кг в год на одного члена домохозяйства, а в семьях с тремя и более детьми – уже только 74 кг. Потребление фруктов и ягод в семьях с одним ребенком составляло 71 кг в год на одного члена домохозяйства, а в семьях с тремя детьми – 62 кг. Потребление мяса снижается с 83 кг в семьях с одним ребенком до 66 кг на человека в год в многодетных семьях; потребление молока и молочных продуктов снижается соответственно с 237 до 203 кг, а рыбы – с 19 до 14 кг.
При этом заметно, что многодетные семьи пытаются компенсировать нехватку мяса, рыбы, молочного и овощей хлебом, макаронами и картофелем. Так, если семья с одним ребенком потребляла в прошлом году 83 кг хлебных продуктов в расчете на одного члена домохозяйства, то семья с тремя и более детьми – уже 89 кг. Потребление картофеля в семьях с одним ребенком составляло 51 кг на человека в год, а в многодетных – 53 кг.
Данные Росстата позволяют провести сравнение с прошлыми годами. И из них следует, что доступность некоторых продуктов питания для многодетных семей даже снизилась. Например, по сравнению с 2018 годом семьи с тремя и более детьми стали в 2020-м потреблять еще меньше овощей и бахчевых – тогда показатель составлял более 77 кг на человека в год. Сократилось также потребление рыбы: два года назад многодетные семьи могли позволить себе более 15 кг рыбы на человека в год. Зато пусть незначительно, но все же увеличилось потребление мяса и мясных продуктов: в 2018-м оно составляло в многодетных семьях около 65 кг на человека в год.
Между тем почти не меняется в зависимости от количества детей в семье уровень потребления сахара и кондитерских изделий – показатель составляет в среднем около 26–27 кг на одного члена домохозяйства в год. Сахар – тот редкий случай, когда семьи, если ориентироваться на рекомендуемые Минздравом рациональные нормы потребления, переедают.
В остальных случаях многодетные семьи, судя по данным статистики и Минздрава, явно недоедают: это касается прежде всего овощей, фруктов, молока и молочных продуктов, рыбы, яиц, мяса. Но не только. Хоть многодетные семьи и увеличивают потребление хлеба и картофеля, но они недоедают даже этих продуктов питания.
Как пояснил «НГ» директор центра статистики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Никита Эпштейн, в домохозяйствах, в которых количество детей превалирует над количеством работающих членов семьи, за исключением редких случаев может наблюдаться нехватка средств на необходимые продукты, а также на другие важные товары, допустим, одежду.
«В условиях современного российского рынка труда работающий человек не может себе позволить большое количество иждивенцев без снижения уровня жизни в целом для семьи, – уточнил эксперт. – Стоимость продуктов питания в среднем с 2013 по 2020 год выросла на 60%, а среднедушевой доход за этот период увеличился менее чем на 40%».
«Предпочтение в таких случаях отдается продуктам питания, которые являются более дешевыми и соответственно доступными: картофель, крупы, хлеб. И снижается потребление более дорогих продуктов, что может привести к несбалансированному питанию детей», – отмечает Эпштейн. По его мнению, ситуация за последние полтора года ухудшилась – «по известным причинам: COVID-19 и связанные с ним пертурбации в экономической картине мира».
«Семьи с большим количеством детей зачастую не самые обеспеченные. Поэтому у них перекос в сторону таких продуктов, которые за меньшую цену позволяют обеспечить большую калорийность», – согласилась директор проектов фонда «Общественное мнение» Людмила Преснякова. Сейчас в условиях ускоряющейся инфляции и падения доходов у семей нет возможности расширять потребительскую корзину.
Официальный представитель социального проекта Humanity Андрей Лобода добавляет к этому, что нередко семьи, пытаясь составить более или менее полноценный рацион питания для детей, вынуждены сокращать расходы на иные товары и услуги.
Как ранее сообщала вице-премьер Татьяна Голикова, около 80% россиян, живущих за чертой бедности, – это семьи с детьми. Правительство, как она поясняла, нацелено на принятие решений, которые позволят российским семьям выйти из бедности. «Пусть не такими быстрыми темпами, как нам бы хотелось, но все-таки выйти», – уточняла вице-премьер.
В конце минувшей недели кабинет министров одобрил единовременную выплату в размере 10 тыс. руб. семьям с детьми школьного возраста – от 6 до 18 лет, а также с детьми старше 18 лет, но имеющими ограничения по здоровью, которые продолжают учиться в школе. С 15 июля принимаются заявки на эту помощь. Как сообщается на официальном сайте кабмина, деньги будут направлены из резервного фонда правительства.
Помимо этого с учетом всех принятых мер поддержкой будут охвачены «периоды беременности женщины вплоть до момента родов, воспитание ребенка от рождения до трех лет и от трех до семи лет включительно, а также детей от 8 до 17 лет, если они воспитываются одинокими или единственными родителями», сообщил ранее глава Минтруда Антон Котяков. Министр особо подчеркивал, что новые выплаты будут адресными с применением комплексной оценки нуждаемости.
Проблема, однако, в том, что масштабной программы адресных выплат может оказаться уже недостаточно для существенного изменения структуры потребления семей с детьми, пребывающих в состоянии хронического недофинансирования. Как ранее сообщали в Росстате, если говорить в целом про малоимущих граждан, то, по данным статведомства, еще до пандемии в течение пяти лет – с 2015 по 2019 год – их расходы на потребление в реальном выражении (с учетом инфляции, в ценах 2015 года) сокращались. Снижение за этот период составило около 7%.
комментарии(0)