Украина надеется, что ее газотранспортная система будет востребована еще долго. Фото Reuters
Договоренности Москвы и Минска по ценам на газ окрестили «компромиссом»: стоимость поставок для Белоруссии останется в 2022-м на уровне 2021 года. Между тем в Европе спотовые цены на газ сейчас в 3–3,5 раза выше тех, которые установлены для Белоруссии. Не исключено, что для Европы это может стать новым поводом задуматься об антимонопольном расследовании. Тем более к такому расследованию Еврокомиссию подталкивает Украина из-за отказа «Газпрома» бронировать дополнительные, сверх контракта, мощности для транзита. Украина обвиняет «Газпром» в нежелании стабилизировать газовые цены в Европе.
Вопрос газового ценообразования становится для Европы все более болезненным. Особенно если учесть, что вопреки рыночным тенденциям некоторые страны могут рассчитывать на очень щедрую скидку от России.
Во вторник по итогам переговоров президентов России и Белоруссии было достигнуто компромиссное, как его окрестили наблюдатели, решение по ценам на газ: стоимость российских поставок для республики останется в 2022 году на уровне 2021-го. Об этом сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
На 2021 год для Белоруссии была зафиксирована цена на уровне 128,5 долл. за 1 тыс. куб. м (после 127 долл. в 2020-м), напоминают информагентства. Президент республики Александр Лукашенко ранее настаивал на более справедливой, по его версии, стоимости. В частности, он поднимал этот вопрос, когда на фоне вызванного пандемией кризиса и падения цен на нефть устремились вниз и цены на газ в Европе: в тот период, как сообщал Лукашенко, Белоруссия платила России за газ примерно в два раза больше, чем Германия.
Но теперь ситуация кардинально изменилась. И Москве, наоборот, было бы выгоднее проиндексировать стоимость поставок. Ведь сейчас Европа платит за газ почти в 3–3,5 раза больше, чем Белоруссия.
Так, в конце минувшей недели цена газа с поставкой 12 июля достигала на хабе TTF в Нидерландах 451 долл. за 1 тыс. куб. м. До этого цена, правда, сокращалась, но и тот уровень все равно выглядел внушительно – около 400 долл. за 1 тыс. куб. м. Для сравнения: несколько месяцев назад – в мае – обеспокоенность у экспертов и особенно у европейцев вызывали скачки до 330–340 долл. за 1 тыс. куб. м. Основная часть продаж «Газпрома» в Европу осуществляется по спотовым индексам.
В ряде стран такая стоимость топлива уже становится социальной проблемой. Эту тему активно муссирует Украина. Как уже писала «НГ», ранее глава украинской госкомпании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон объявил, что политика «Газпрома» требует внимания антимонопольного ведомства Евросоюза (см. номер от 26.05.21). По его словам, концерн якобы занимается «искусственным ограничением поставок в Европу»: несмотря на высокие цены на газ в Евросоюзе, «Газпром» не принимает участия в аукционах на дополнительные транзитные мощности.
В конце 2019 года страны подписали новый долгосрочный контракт на транзит газа в Европу сроком на пять лет с возможностью пролонгации. По этому договору российский концерн должен прокачать через Украину минимальный объем газа в 65 млрд куб. м в 2020-м и по 40 млрд куб. м в последующие четыре года. В текущем году «Газпром» должен прокачивать около 109 млн куб. м в сутки, причем в дополнение к этому концерн уже бронировал на регулярном аукционе еще 15 млн куб. м. Но затем «Оператор ГТС Украины» решил объявить сверх этого еще аукционы – и их «Газпром» проигнорировал. Хотя, как уверял Макогон, использование дополнительной мощности позволило бы ускорить пополнение газа в европейских подземных хранилищах.
Кроме того, в начале июля в Европе состоялись аукционы на бронирование мощностей для транспорта газа в следующем газовом году, который начинается с 1 октября. Годовые мощности выставлялись для бронирования в Украине и Польше. Но, как уточнили информагентства, «Газпром» не стал выкупать и их тоже.
Так что Макогон повторил свой призыв. «На мой взгляд, Еврокомиссия должна начать антимонопольное расследование против «Газпрома»… Мы активно сейчас общаемся с Еврокомиссией. Мы – это «Оператор ГТС Украины», «Нафтогаз» и Министерство энергетики, – сообщил он в интервью интернет-изданию «Лига.Бизнес», опубликованном во вторник. – Также есть ряд европейских компаний, которые анализируют подобные возможности». По его словам, штраф для российского концерна может составить 10% от прошлогодней выручки, а это миллиарды долларов.
«Мы спокойно можем дополнительно прокачивать в Европу по 150 млн куб. м газа в сутки. Это 4,5 млрд кубов в месяц. Такой дополнительный объем газа мог бы стабилизировать цены на газ в Европе, которые уже достигли исторического максимума, – сообщил он. – Но Кремль этого не хочет. Они посылают европейцам четкий сигнал: не будет «Северного потока – 2», не будет и дополнительного газа».
Не способствуют сейчас ценовой стабильности и плановые ремонтные работы, которые проводит «Газпром» на экспортных трубопроводах. С 6 по 10 июля должны были пройти плановые ремонтные работы на газопроводе «Ямал–Европа» (транспортировка газа возобновилась досрочно – вечером 9 июля), а с 13 по 23 июля должны пройти плановые работы на «Северном потоке».
Как напоминает при этом Интерфакс, вплоть до 2019 года на время ремонта «Ямала – Европы» и «Северного потока» «Газпром» увеличивал прокачку газа через Украину. В 2020 году этого впервые не произошло, но тогда удалось компенсировать недопоставку отбором газа из хранилищ в Европе, которые на тот момент были переполнены. Сейчас европейские хранилища, наоборот, надо пополнять – в преддверии зимнего сезона.
Беспрецедентные ценовые преференции для Белоруссии объясняются прежде всего реализацией обоюдных интересов стран с учетом усиления геополитической напряженности и укрепления интеграционных связей, пояснил доцент Российского экономического университета Олег Чередниченко. Цена поставок – это еще и инструмент внешней политики, признает руководитель центра «Альпари» Александр Разуваев. «Белоруссия находится под сильным западным санкционным давлением. И Россия, естественно, хочет поддержать своего союзника», – считает эксперт.
«Со стороны Европы, безусловно, могут прозвучать заявления на тему ценового дисбаланса, – предполагает Чередниченко. – Однако на фоне отсутствия альтернатив вряд ли это приведет к каким-то реальным действиям».
«После распада СССР рыночную цену бывшие советские республики платить не могли. Европа с пониманием относилась к этому моменту. Газовые хранилища в Европе наполнены только наполовину. Впереди зима. Так что «Газпром» сейчас может диктовать маршрут поставок», – добавил Разуваев.
Между тем кое-что в позиции Украины может не понравиться и самой Европе. Как сообщил Макогон, компенсацией для Украины за запуск «Северного потока – 2» мог бы стать следующий, новый долгосрочный контракт на транзит российского газа. «Единственно приемлемый для нас вариант – новый контракт на транзит газа на 45–50 млрд куб. м газа в год на следующие 15 лет», – отметил он.
И не просто контракт, а, как говорит Макогон, «с финансовыми гарантиями европейских банков или компаний». «Вероятно, – допускает Разуваев, – условием старта «Северного потока – 2» со стороны США (выступающих против проекта. – «НГ») будет компенсация, которую Германия выплатит Украине».
комментарии(0)