Проверки пожарной безопасности проводятся по ежегодному плану и графику. Фото РИА Новости
Предприниматели продолжают жаловаться на бизнес-климат в стране, хотя власти уверяют, что ситуация улучшается, и приводят в пример начатую еще правительством Дмитрия Медведева «регуляторную гильотину». Уполномоченный по защите прав предпринимателей представил президенту Владимиру Путину доклад о результатах своей работы в 2020 году, в котором отмечается, что на 40 решенных за год системных проблем добавилось 200 новых. Большинство предпринимателей считают, что административная нагрузка на их бизнес в прошлом году не снизилась, а более половины считают, что ситуация не улучшится и в 2021 году. Эксперты «НГ» отмечают, что, несмотря на то что «гильотина» начала действовать уже полгода назад, бизнесмены не понимают в деталях, как она проводится, и уверены, что этот процесс станет постоянным, так как еще много нелепых требований сохраняются.
Около 80% предпринимателей считают небезопасным ведение бизнеса в России и полагают, что законодательство не дает им достаточных гарантий от необоснованного уголовного преследования, говорится в докладе, который бизнес-омбудсмен Борис Титов представил президенту Владимиру Путину в понедельник. Эти данные получила служба специальной связи и информации ФСО, которая провела опрос среди 830 предпринимателей в 34 регионах. Согласно опросу, почти 80% предпринимателей по-прежнему не считают правосудие в стране независимым и объективным (интересно, что опрашивались также и прокуроры, среди них более 80% не согласны с такой оценкой предпринимателей). При этом Путин поддержал инициативу Титова организовать совместный с Генпрокуратурой мониторинг реализации федерального закона о государственном и муниципальном контроле. Новый закон очень благоприятен для бизнеса, так как делает акцент на профилактике нарушений в противовес наказанию, на применении риск-ориентированных подходов, заявил Титов.
Обвинительный уклон следствия является сегодня нормой при расследовании преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отметил Титов в докладе. Он решил прекратить заниматься возвращением бизнесменов из «лондонского списка» из-за отсутствия гарантий от Генпрокуратуры о неотправлении их в СИЗО. Список был составлен в феврале 2018 года после встречи Титова с покинувшими РФ бизнесменами, в отношении которых возбуждены уголовные дела.
Накануне вице-премьер – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко в интервью «Российской газете» рассказал, как упрощается жизнь бизнеса с проведением властями реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) – «регуляторной гильотины»: были отменены более 12 тыс. актов, в основном содержащих устаревшие требования советских времен. Например, устаревшие акты регламентировали, что при уборке шкафов крошки следует сметать с полок специальными щетками, обязывали мыть посуду ветошью, – отметил Григоренко. Но самый известный пример, связанный с «гильотиной», приводил бывший премьер Дмитрий Медведев – про толщину омлета.
По словам Григоренко, на смену прежнему регулированию пришло новое, составленное с учетом современных реалий, и было принято почти 450 актов. Если ограничиться только отменой требований, это могло привести к правовому вакууму, пояснил вице-премьер. Пример такого вакуума проводили зоозащитные организации: после отмены советского документа оказались без защиты места обитания морских млекопитающих, в том числе моржей.
Официально «регуляторная гильотина», частью которой стала реформа КНД, заработала с 1 января 2021 года. Как ранее сообщал Григоренко, 33% обязательных требований, которые бизнес должен был выполнять, отменены как избыточные или дублирующие (из 11,8 тыс. нормативно-правовых актов более 8,8 тыс. документов относились к временам СССР). В 2020 году был принят закон об обязательных требованиях, который ввел шестилетний цикл актуализации документов, то есть «гильотина» будет работать на постоянной основе.
Вопросы ветоши и толщины омлета, очевидно, не находятся в приоритете у бизнесменов. Эксперты «НГ» в целом поддерживают процесс упорядочивания требований и проведения проверок, но обращают внимание на невозможность быстро изучить все происходящие изменения и отмечают, что еще немало нормативных актов, требующих исправления. В аппарате уполномоченного обещают даже издать специальную памятку для предпринимателей.
Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром), член правления РСПП Андрей Разбродин отметил в беседе с «НГ», что только у очень крупных компаний есть возможность тщательно анализировать результаты работы «гильотины». «У малых и средних предприятий нет столько юристов. В условиях кризиса и низкой маржинальности отдельно заниматься этим никто не будет. Бизнес эту «гильотину» не видит, не понимает, до тех пор пока его конкретно не коснется эта проблема. При этом в целом никто не против проведения этой работы, есть понимание, что ею нужно заниматься постоянно, не допуская, чтобы какие-то нормативные акты 40–50-летней давности использовались для давления на предпринимателей. Контроль должен быть минимальным и разумным. И определенный прогресс здесь в последнее время появился», – говорит он.
Глава Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов отмечает, что, несмотря на объявленный запуск «гильотины», еще действует немало нормативных актов, которые усложняют жизнь бизнесменам. «Предприниматели занимаются рутиной и пока не очень в курсе происходящих изменений. В целом есть ожидание, что эта работа приведет к сдерживанию активности некоторых ведомств, особенно активно продуцирующих подобные документы», – указывает он.
Эксперт также надеется, что также будут отменены нелепейшие правила, противоречащие друг другу. «Например, по одним требованиям пожарный выход необходимо держать открытым, а по другим – ровно наоборот. До сих пор отравляет жизнь членам нашей ассоциации принятый впопыхах в 2015 году закон, ограничивающий торговлю табачными изделиями расстоянием не менее чем в 100 м от образовательных учреждений, при этом расстояние измеряется по прямой, не учитывая препятствий в виде реки или оврага, а к образовательным учреждениям относят, например, курсы кройки и шитья или клубы по интересам для пенсионеров», – сказал эксперт «НГ».
Уменьшение количества проверок малого и среднего бизнеса не привело к ухудшению ситуации, констатировал в понедельник президент. Титов попросил продлить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса до 2022 года. На его взгляд, «это сработало». «Хуже не стало», – согласился глава государства. «Мы видим, что контрольно-надзорные функции у нас в стране явно избыточны и их можно снижать», – отметил уполномоченный.
Общественный омбудсмен по защите интересов предпринимателей на спецрежимах Марина Блудян рассказала, что аппарат уполномоченного проводит активные консультации с МЧС, Роспотребнадзором, Рострудом, Ростехнадзором и другими контрольными ведомствами. На вебинарах те разъясняют подробности постановлений, регламентирующих все виды контроля. «По итогам обобщим услышанное и при участии Минэкономразвития создадим памятку для предпринимателей, которая поможет им справиться с будущими проверками», – пообещала Блудян.
Действие советских актов де факто уже и в прошлые годы не ощущалось, но, тем не менее, де юре они действовали и как козырь контрольно-надзорных органов могли быть вытащены в последний момент, сказал «НГ» советник уполномоченного при Президенте России по правам предпринимателей Антон Свириденко.
«К тому же была такая ситуация, когда многие акты наслаивались друг на друга – по одной теме действовало сразу несколько актов, непонятно было какие нормы применять. Суды принимали разные решения, ссылаясь на разные нормы, поэтому акты в любом случае надо было обновлять. Плюс российские акты тоже должны были быть отменены все, которые работали до 1 января 2021. Поэтому план по гильотине был полномасштабный, и отчасти ее удалось реализовать. Ряд избыточных требований действительно был отменен, и в общепите, и на транспорте, и в других видах деятельности».
Однако, говорит эксперт, полностью поменять ситуацию в лучшую сторону не удалось. «Больше 1 тыс. актов включены в спецперечень, который не отменяется. Плюс, многие требования, увы, просто перетащили из старых в новые. Например, в сфере фитосанитарного контроля или сферы охраны труда, - говорит Свириденко. - Например, порядком, утвержденным приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н, который был выведен из под «регуляторной гильотины», установлено, что требование о прохождении обязательных предрейсовых медицинских осмотров распространяется и на индивидуальных предпринимателей (ИП) в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами. Однако ИП сталкиваются со сложностями при соблюдении указанного требования, поскольку зачастую используют одно и то же транспортное средство как для личных, так и для рабочих целей, а разграничить цели использования объективно не всегда возможно».
У стороннего наблюдателя может создаться впечатление, что вся эта история с гильотиной стала пиар-проектом: ведется активная бумажная работа, сообщают о тысячах отмененных актов, но бизнес продолжает испытывать проблемы. Однако Свириденко с этим не согласен. «Нельзя назвать гильотину чисто пиар-проектом, но она могла отменить куда больше ненужных требований. Есть надежды, что все-таки она будет идти далее и постепенно выкашивать те ненужные нормы, которые остались и не давать пройти новым требованиям, которые не нужны», - говорит он.
При этом эксперт не видит у гильотины обратной стороны – то есть ситуации, когда некоторые требования или стандарты стоило бы сохранить или вернуть. «Вот чего делать не надо, так это возвращать требования к бизнесу. Как правило, требования в нашей действительности направлены на то, чтобы упростить жизнь госорганам и усложнить бизнесу. Поэтому новые требования к бизнесу должны применяться в самом крайнем случае и в новом законодательстве это отражено», - говорит эксперт.
При пересмотре и сокращении обязательных требований для бизнеса российские нормативные акты не менее подвержены комплексному анализу и проработке, чем отмена утративших значимость советских актов и актов РСФСР, сказал «НГ» руководитель экспертного центра "Деловой России" по контрольно-надзорной деятельности Ринат Гизатулин. «Работа по их пересмотру также ведется, но мы считаем, что в этом процессе недопустимо внесение изменений в нормативные правовые акты, уже скорректированные по итогам реализации механизма «регуляторной гильотины». Такие примеры говорят об отсутствии ограничений нормотворчества и создают угрозу ревизии и пересмотра результатов регуляторной реформы, - говорит он. - По нашему мнению, подобные случаи должны быть искоренены. Кроме того, продолжение регуляторное реформы должно в обязательном порядке охватывать всю иерархию нормативных правовых актов, начиная с федеральных законов, а также реализовываться на принципах создания условий для экономического роста, внедрения прорывных решений и технологий при обеспечении необходимого уровня безопасности в соответствующих сферах».
«Это комплексная переработка, которая продолжается и в 2021 году вместе с созданными рабочими группами от бизнес сообществ, которые выносят предложения и замечания на публичные обсуждения с представителями органов власти, целью которых является урегулирование разногласий между разработчиками нормативно-правовых актов (НПА) и бизнесом, продолжает эксперт. «Регуляторная реформа является дополнительным инструментом к эффективному законодательству и мы оцениваем ее как мероприятие, которое обязано продолжаться. При этом положительную роль для бизнеса может сыграть разработка единой систематизированной информации о количестве обязательных требований, которые следует соблюдать при осуществляемой предпринимательской деятельности», - говорит Гизатулин.
Во избежание «правового вакуума», когда старые требования отменены, а новые еще не изданы, необходим тщательный анализ и согласование замечаний между деловым сообществом и разработчиками НПА, прежде чем отменять акты в сферах деятельности, на которые распространен механизм "регуляторной гильотины", отмечает эксперт. «Цель регуляторное реформы заключается в ликвидации неопределенности при выборе предпринимателем необходимого правила поведения при осуществлении предпринимательской деятельности, - говорит Гизатулин. - Также мы признаем позицию председателя Национального союза защиты прав потребителей Павла Шапкина о том, что проверенные временем акты не стоит трогать, в частности, те акты советского времени, которые по-прежнему применяются на практике и включены Минюстом в состав обновленного законодательства».
комментарии(0)