0
9406
Газета Экономика Печатная версия

30.06.2021 20:18:00

Космический интернет от Маска в России "приземлят"

Авиапассажиры в РФ очень долго не получат дешевого wi-fi со спутника

Тэги: илон маск, интернет, космос, cспутниковый интернет, авиаперевозки


илон маск, интернет, космос, cспутниковый интернет, авиаперевозки Авиапассажирам нужен бесплатный скоростной wi-fi. Фото Reuters

Почти одновременно с заявлением главы SpaceX Илона Маска о начале раздачи по территории всего мира интернета из космоса, его компания пыталась запустить ракету со спутниками для пополнения группировки Starlink, которая и раздает интернет. Запуск отменили – помешал пролетавший самолет. Но именно с авиацией Маск связывает надежды на частичное покрытие затрат на систему. Авиакомпаниям же не до новых затрат, после пика пандемии им предстоит переварить огромные долги.

Команда, занимающаяся в компании SpaceX спутниковой группировкой Starlink, ведет переговоры с несколькими авиакомпаниями для обеспечения пассажиров беспроводным интернетом во время полета, заявил представитель компании Джонатан Хофеллер.

«Мы ведем переговоры с несколькими авиалиниями. Мы уже провели несколько демонстраций и намерены доработать его для установки на самолеты в ближайшем будущем», – сказал он.

Сам Маск на выставке Mobile World Congress объявил, что официальный запуск широкополосного сервиса Starlink, который планировали на сентябрь 2021 года, состоится как минимум на месяц раньше. В августе глобальная сеть станет доступна «везде, кроме полюсов», сказал Маск.

Бизнесмен заявил, что первоначальные затраты на развитие Starlink достигнут 5 или 10 млрд долл., прежде чем спутниковый интернет начнет приносить ощутимый доход. А всего Маск готов вложить в проект до 30 млрд, если потребуется.

Сейчас за покрытие отвечает свыше 1,5 тыс. спутников, Starlink работает примерно в десятке стран, а его клиентская база насчитывает около 69 тыс. пользователей. Маск прогнозирует, что число клиентов достигнет полумиллиона в течение следующего года. Starlink заработала в ноябре 2020 года в США в тестовом режиме (см. «НГ» от 10.11.20). Приобретение тарелки-ресивера Starlink обходится потребителям в 500 долл. (около 36 тыс. руб. по нынешнему курсу), а ежемесячная подписка стоит 99 долл. Маск обещает, что она будет стоить одинаково во всем мире без учета налогов.

Сейчас во многих странах интернет тоже есть на самолетах, он обеспечивается с помощью спутников, находящихся на гораздо более высоких геостационарных орбитах, однако, по мнению SpaceX, они не могут обеспечить такое качество связи, как группировка Starlink. Кроме того, в компании считают, что за счет увеличения конкуренции интернет в самолетах скоро станет куда дешевле.

По словам Маска, главное препятствие для использования Starlink в самолетах – получение разрешения регуляторов: технология должна быть сертифицирована для каждого типа воздушного судна. Сейчас основное внимание компания уделяет самолетам Boeing 737 и Airbus A320, поскольку они перевозят больше всего пассажиров, отметил бизнесмен.

«До пандемии была полная уверенность, что в течение этого десятилетия абсолютно все авиапассажиры будут бесплатно пользоваться интернетом, – сказал «НГ» авиаэксперт, председатель редакционного совета портала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. – Самолеты остались немногим местом, где человек вдруг оказывается в «бессетевой» среде, что для современников выглядит уже полным анахронизмом. Глобально это неизбежная тенденция, хотя она и может затормозиться из-за экономической ситуации, в которую попали большинство авиакомпаний мира в связи с пандемией. Они накопили фантастические долги и сейчас в первую очередь думают, как с ними расплатиться. Поэтому бесплатный широкополосный интернет на борту как некое конкурентное преимущество сейчас не столь актуален, компании вряд ли будут тратиться на установку оборудования, чтобы в отдаленной перспективе нарастить выручку – деньги им нужны прямо сейчас».

По мнению эксперта, сейчас на предложение Маска могут активнее откликнуться лоукостеры, где любые дополнительные услуги предоставляются за отдельную сумму, значит, и интернет там могут включать оплатившим его пассажирам.

Антеннами от Маска могут также заинтересоваться авиакомпании, осуществляющие многочасовые перелеты, на самолетах которых установлены весьма дорогостоящие системы развлечений. «Такие системы включают серверы, экраны и системы управления в каждом кресле. Если пассажиры будут получать интернет на свои мобильные устройства, авиакомпании смогут сэкономить многие тысячи долларов, отказавшись от систем развлечений, кроме того, каждый пассажир сможет обратиться к своим привычным занятиям, а не будет зависеть от медиатеки, предлагаемой, как сейчас, авиакомпанией».

По мнению Синицкого, предложение Маска может заинтересовать российские компании. «У Маска, насколько я знаю, нет предубеждений против работы на нашем рынке, тем более что авиаотрасль в РФ достаточно хорошо развивается. С другой стороны, нашим компаниям такое предложение может быть вполне интересно, но все зависит от конкретного коммерческого предложения: когда и если оно будет озвучено, российские компании могут его изучить», – говорит эксперт.

Председатель Совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) Светлана Аполлонова отмечает, что в США уже 30 лет назад все авиакомпании предоставляли на борту услугу телефонной связи. «На самолетах интернет есть и сейчас, мне попадался на рейсе до Сочи. Американцы могут звонить, у нас, как правило, хватает ресурса на отправку сообщений или электронной почты. Маск предлагает широкополосный доступ, то есть полный – вплоть до просмотра потокового видео. Технически проблем с установкой его оборудования на самолеты быть не должно. Он прекрасно понимает, что летают, как правило, достаточно обеспеченные люди, и надеется именно за счет авиакомпаний закрыть часть своих многомиллиардных долгов. Однако у нас стоит вопрос «приземления звонков», то есть сигнал, получаемый самолетом со спутника, должен пройти через станцию на земле. Значит, Маску надо будет получить локальную лицензию, но он ее скорее всего не получит по политическим соображениям, как это было, например, с компанией OneWeb.

«С большой долей вероятности можно сказать, что в России эти технологии пока не будут доступны, поскольку к ним есть вопросы со стороны регулирующих органов: Государственной комиссии по радиочастотам, ФСБ и Роскосмоса», – сказал «НГ» директор факультета информационных технологий университета «Синергия» Станислав Косарев. По мнению эксперта, скорее всего возникнет альтернативное российское решение в рамках программы импортозамещения.

«Емкость интернета в воздухе достаточно сложно посчитать в данный момент. Дело в том, что большая часть авиасообщений сейчас не проводится из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Потенциально она интересна всем компаниям. Но если мы говорим про российские компании, то тут опять-таки все будет зависеть от регулирующих органов», – говорит Косарев.

«Технология спутникового интернета на воздушных и морских судах реализована относительно давно, и в России пассажиры авиакомпаний могут пользоваться интернетом в полете через российские спутники на геостационарной орбите», – сказал «НГ» генеральный директор Научно-исследовательского института радио (ФГУП НИИР) Олег Иванов. Реализуемые в настоящее время SpaceX и OneWeb проекты спутникового интернета, по сути, ничем не отличаются от существующих. В то же время использование спутников на негеостационарной орбите (НГСО) позволяет обеспечить меньшую задержку трафика.

По его мнению, сравнение возможностей современных спутниковых систем на геостационарной и негеостационарной орбитах позволяет говорить о том, что с точки зрения пропускной способности системы на НГСО не обладают большим преимуществом. «Другой вопрос состоит в том, что при построении и развитии цифровой экономики на первый план выходит вопрос обеспечения информационной безопасности сетей связи, включая и спутниковый интернет. Не очень хочется оказаться в ситуации, когда доступ к госуслугам или работа телематических сетей в один прекрасный момент прекращается», – отмечает эксперт, подчеркивая, что в РФ разрабатывается несколько проектов для предоставления широкополосных услуг спутниковой связи с использованием негеостационарной орбиты, которые позволят обеспечить стабильный интернет во всех уголках страны, включая арктическую зону. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Многоразовый орбитальный самолет одноразового использования

Многоразовый орбитальный самолет одноразового использования

Андрей Ваганов

Космический челнок «Буран» до сих пор остается во многом непревзойденным научно-техническим проектом СССР

0
9031
Региональная политика 4-7 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 4-7 ноября в зеркале Telegram

0
4496
Константин Ремчуков. Китай собирается отправлять в космос туристов уже в 2027 году

Константин Ремчуков. Китай собирается отправлять в космос туристов уже в 2027 году

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 28.10.24

0
15863
Стук, минута, стук…

Стук, минута, стук…

Вера Лашкова

Рассказ о том, что человек cам решает, как и где ему жить

0
2173

Другие новости