Расценки всех строительных работ чиновники хотят собрать в единой информационной системе. Фото с сайта www.rosavtodor.gov.ru
Уже шесть лет в РФ идет реформа ценообразования в строительстве. Но конца или хоть какого-то осязаемого результата этой реформы пока не видно, сообщила во вторник Счетная палата (СП). В исходной точке этой реформы чиновники надеялись получить «самые правильные» цены на строительные работы. Для этого они учредили Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), куда сами строители должны отправлять сметы своих расходов. Теперь же выясняется, что государственная информационная система наполняется недостоверными данными. А собранные данные покрывают только 13% всех видов строительных работ.
До сих пор текущие расценки в строительстве определяются индексированием цен 2001 года, которые были зафиксированы в «Федеральных единичных расценках на строительные конструкции и работы» (ФЕР-2001). Но в 2015 году эту систему ценообразования власти решили изменить. Вместо базового справочника 2001 года нужно было создать Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве, в которую собирались бы цены сооружения реальных объектов – мостов, дорог, школ, больниц и т.д.
При этом «самые правильные» цены в строительстве должны были помогать экономить бюджетные деньги. И строить больше жилья, школ, больниц и инфраструктурных объектов. «Повышение точности определения сметной стоимости строительства будет способствовать более качественному бюджетному планированию, позволит высвободить дополнительные средства на решение задач нацпроектов, в том числе на улучшение жилищных условий социально незащищенных категорий граждан, например детей-сирот и инвалидов», – заявляет аудитор СП Светлана Орлова. В теории вроде бы правильно: чем точнее мы знаем «самые правильные» цены в строительстве, тем лучше мы будем планировать бюджетные траты и больше объектов сможем построить за одни и те же деньги. Но на практике такой подход оказался нереализуемым.
Часть строителей не стали передавать свои сметы в единую систему, а часть переслала туда сомнительные или искаженные данные. В последнем отчете Счетной палаты признается «недостаточность и недостоверность информации о ценах на строительные ресурсы во ФГИС ЦС». Правительство четыре года назад своим постановлением утвердило список юридических лиц, ответственных за мониторинг цен в строительстве.
Но участвовало в мониторинге менее трети юрлиц. В результате на сегодня в федеральной системе собралось лишь около 13% от всего списка классификатора строительных ресурсов.
Между тем ошибки в сметном и бюджетном планировании дорого обходятся российской экономике: они ведут к остановке или замораживанию строительства, долгострою и увеличению объемов незавершенного строительства.
В 2017 году Счетная палата оценивала объемы незавершенного строительства в 2,2 трлн руб. А в 2019 году председатель СП Алексей Кудрин уже назвал потери от незавершенного строительства в 4 трлн руб.
Еще одно следствие неадекватности строительных смет – это заниженная зарплата работников. И соответственно острый дефицит строителей. Не случайно власти готовы привлекать на стройку и заключенных, и безработных пенсионеров, и приезжих гастарбайтеров. Но адекватная оплата труда могла бы существенно ослабить эту проблему.
До 2024 года для работы в сфере строительства в России необходимо привлечь около 5 млн иностранных специалистов разного уровня квалификации, в том числе из стран ЕАЭС, сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, до 2030 года ставится задача увеличить возможность для маятниковой миграции в агломерациях более чем для 10 млн человек.
По словам Хуснуллина, около 180 тыс. заключенных в России имеют право быть привлеченными к работе. Если бы 20–30% из них на это согласились, это уже было бы неплохо, считает вице-премьер. По его словам, острый дефицит наблюдается на таких строительных площадках, как БАМ, Транссиб, Восточный полигон. «11 тыс. осужденных могут потенциально работать на этих объектах», – добавил Хуснуллин.
Замминистра строительства и ЖКХ России Никита Стасишин обещает, что власти в ближайшее время доработают механизм массового ввоза мигрантов для восполнения дефицита строителей. Алгоритм точечного ввоза иностранной рабочей силы, который был организован в конце 2020 года, оказался сложен в исполнении для компаний. Глава Минстроя РФ Ирек Файзуллин в начале марта отмечал, что решение кадровой проблемы на стройках происходит в ведомстве в «ручном управлении».
А пока ответственные за стройку чиновники действуют в режиме «ручного управления», их министерства даже не планируют сроков завершения реформы ценообразования в строительстве. «Сроки окончательного перехода на ресурсную модель не установлены и будут определяться с учетом наполнения ФГИС ЦС информацией о текущих ценах строительных ресурсов», – отмечается в отчете СП.
«По мере информационного наполнения ФГИС ЦС точность определения сметной стоимости строительства также будет повышаться», - заверили НГ представители Счетной палаты. «При этом возможно изменение стоимости строительства объектов как в большую, так и в меньшую сторону относительно стоимости, определенной существующим в настоящее время базисно-индексным методом», - предупреждают в СП.
Примечательно, что Минстрой с выводами СП спорить не стал. «Ведомство ведет работу над улучшением механизмов ценообразования, в том числе с привлечением экспертного сообщества. Минстрой России продолжит работу по совершенствованию системы ценообразования и учтет предложения Счетной палаты РФ», – сообщили в ведомстве. Вопрос совершенствования системы ценообразования является одним из приоритетных в деятельности министерства, утверждают чиновники. «Нам необходимо внедрить систему дополнительного образования на базе актуализированных профстандартов, системы оценки квалификации и доступа специалистов в области ценообразования и сметного нормирования», – объяснил глава Минстроя Ирек Файзуллин.
комментарии(0)